Topic outline
- General
- Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о социальной политике государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социальной политики государства в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.
Признавая человека высшей ценностью, социальное государство видит свою историческую миссию в том, чтобы добиться такого уровня социально-экономического развития страны, который был бы достаточным для обеспечения достойной жизни каждому человеку, живущему на территории данного государства.
Задачи дисциплины предполагают:
- привития навыков использования категориального аппарата социальной политики для решения сложных управленческих задач в области государственного управления;
- овладения навыками анализа проблем государственного управления, современных социальных явлений и процессов в социальной политике как механизме регулирования социальной сферы;
- формирования умения определять основные интересы различных субъектов социальной политики, в том числе субъектов государственного управления, понимать и адекватно оценивать общие и частные (групповые) интересы различных акторов политики; выявлять, рассматривать социальные явления и процессы с позиций различных субъектов политики;
- выработку способностей к инновативному, конструктивному мышлению, принятию политических решений в области регулирования социальной сферы.
Дисциплина «Основы социального государства» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1. В.4. основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Производственный менеджмент» направления подготовки 080200 «Менеджмент».
Дисциплина «Основы социального государства» базируется на дисциплине «Обществознание» в объёме школьной программы и ЕГЭ.
Знания, полученные по освоению дисциплины «Основы социального государства», необходимы при изучении дисциплин «Управление человеческими ресурсами» и «Корпоративная социальная ответственность».
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
- занимает активную гражданскую позицию (ОК-3);
- логически верно, аргументировано, ясно строит устную и письменную речь (ОК-6);
- использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- анализирует сильнозначимые проблемы и процессы (ОК-13).
Задачи дисциплины (со стороны преподавателя):
- сформировать у студентов представления о сущности и основах социального государства в Российской Федерации;
- предоставить информацию о социальной политике и социальных функциях государства;
- научить понимать механизм правового регулирования социальных стандартов в Российской Федерации.
Задачи дисциплины (со стороны студентов):
-научиться определять формы социального партнерства в сфере труда;
- понимать и использовать правовые и организационные основы социального обеспечения граждан страны;
- овладеть формами организации, управления и администрирования в системе социальных учреждений.
В результате освоения дисциплины «Основы социального государства» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
- Законы развития природы, общества и мышления и оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
- сущность и содержание социальной политики, социальные функции государства;
- формы социального партнерства в сфере труда;
- правовые и организационные основы социального обеспечения населения страны;
- механизм правового регулирования пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания населения Российской Федерации;
- структуру и организационно-правовые основы деятельности социальных служб;
- теоретические, правовые и экономические основы социального государства в Российской Федерации.
2) Уметь:
- использовать полученные теоретические знания и практические навыки применения соответствующих норм права при решении практических вопросов в своей будущей профессиональной деятельности;
- правильно толковать законодательные и нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения в Российской Федерации;
- использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, разработке социальных проектов, внедрении социальных технологий, организации, координации и интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию социальной помощи населению, социальному развитию страны.
- аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения глобальных и локальных социальных проблем;
- организовывать работу с населением по месту жительства, в том числе составлять правовые документы, относящиеся к социальной защите прав граждан.
3) Владеть:
- культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- методами сравнительного анализа общего и специфического в развитии социального государства на разных этапах в России и зарубежных странах;
- критическим пониманием ключевых проблем государства и социальной политики.
- Календарно-тематический план
Календарно-тематический план
- Лекции
Лекции
- Практические (семинарские) занятия
Практические (семинарские) занятия
не предусмотрены учебным планом направления подготовки
- Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий
Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий
Учебным планом на изучение дисциплины отводится 108 часов в первом семестре. При этом 36 часа используется для аудиторных занятий, и предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 72 часов. В рамках программы предусмотрено написание самостоятельной работы. В конце семестра предусмотрен дифференцированный зачет. На аудиторные занятия отводится 36 часа, которые предусмотрены учебным планом. Отсюда следует, что без систематической самостоятельной работы получить требуемую политологическую подготовку невозможно. Освоение программы курса предполагает, что на самостоятельное изучение дисциплины студент должен предусматривать в среднем по 6 часа в неделю на протяжении всего учебного семестра.
Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:
- выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;
- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
- активное участие слушателей в учебном процессе;
- проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;
- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
Используемые методы преподавания: лекционные занятия с использованием современных технических средств, наглядных пособий и раздаточных материалов; метод «мозгового штурма».
- Оценочно-диагностические средства по дисциплине
Оценочно-диагностические средства по дисциплине
- Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
№
п/п
Тема самостоятельной работы
Семестр
Номер раздела
лекционного
курса
Продол-житель-ность
(часов)
1
2
3
4
5
1
Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации
4
1
6
2
Социоэкономика как научная школа по изучению социально-экономических отношений в обществе. Экономическая основа социального государства
4
2
6
3
Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства. Правовая основа социального государства
4
3
6
4
Демократизация общественных отношений. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений
4
4
6
5
Социальная политика социального государства — основные цели, направления и механизмы
4
5
6
6
Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина
4
6
6
Итого:
–
–
36
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с содержанием учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в конкретном учебном материале, а какие вообще опущены.
Требуется творческое отношение и к самому содержанию дисциплины. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область изучаемой дисциплины. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Изучаемая дисциплина имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой строится каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.
Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым.
Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа создает для этого необходимые условия, помогает будущему высококвалифицированному специалисту овладеть технологией самостоятельного производства знаний.
Работа с литературой
В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов: первоисточники, монографии, научные сборники, хрестоматии, учебники, учебные пособия, журналы и др. Изучение курса предполагает знакомство студентов с большим объемом научной и учебной литературой, что, в свою очередь, порождает необходимость выработки у них рационально-критического подхода к изучаемым источникам.
Чтобы не «утонуть» в огромном объеме рекомендованных ему для изучения источников, студент прежде всего должен научиться правильно их читать. Правильное чтение рекомендованных источников предполагает следование нескольким несложным, но весьма полезным правилам.
1. Предварительный просмотр книги включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить разделы, главы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.
2. Быстрое чтение. Это следующий этап работы с книгой. Целью быстрого прочтения выделенных мест является определение того, что из прочитанного вами в том или ином фрагменте текста представляет наибольшую ценность, к какому вопросу семинарского занятия, доклада, реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.
3. Научный аппарат. Научные издания сопровождаются различными вспомогательными материалами - научным аппаратом, поэтому важно знать, из каких основных элементов он состоит, каковы его функции.
Знакомство с книгой лучше всего начинать с изучения аннотации - краткой характеристики книги, раскрывающей ее содержание, идейную, тематическую и жанровую направленность, сведения об авторе, назначение и другие особенности. Аннотация помогает составить предварительное мнение о книге.
Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, в которой дается оценка содержания книги, затрагиваемой в ней проблематики, содержится информация о жизненной и творческой биографии автора, высказываются полемические замечания, разъясняются отдельные положения книги, даются комментарии и т. д. Вот почему знакомство с вступительной статьей представляется очень важным: оно помогает студенту сориентироваться в тексте работы, обратить внимание на ее наиболее ценные и важные разделы. Той же цели содействует знакомство с оглавлением, предисловием, послесловием;
Весьма полезными элементами научного аппарата являются сноски, комментарии, таблицы, графики, списки литературы. Они не только иллюстрируют отдельные положения книги или статьи, но и сами по себе являются дополнительным источником информации для читателя. Если читателя заинтересовала какая-то высказанная автором мысль, не нашедшая подробного освещения в данном источнике, он может обратиться к тексту источника, упоминаемого в сноске, либо к источнику, который он может найти в списке литературы, рекомендованной автором для самостоятельного изучения.
4. Ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей:
– план (простой и развернутый) − наиболее краткая форма записи прочитанного, представляющая собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Развернутый план представляет собой более подробную запись прочитанного, с детализацией отдельных положений и выводов, с выпиской цитат, статистических данных и т. д. Развернутый план − неоценимый помощник при выступлении с докладом на конкретную тему на семинаре, конференции;
– тезисы − кратко сформулированные положения основные положения книги, статьи. Как правило, тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом источника, при его повторном прочтении. Они помогают запомнить и систематизировать информацию;
Составление конспектов
Большую роль в усвоении и повторении пройденного материала играет хороший конспект, содержащий основные идеи прочитанного в учебнике и услышанного в лекции. Конспект – это, по существу, набросок, развернутый план связного рассказа по основным вопросам темы. В какой-то мере конспект рассчитан (в зависимости от индивидуальных особенностей студента) не только на интеллектуальную и эмоциональную, но и на зрительную память, причем текст конспекта нередко ассоциируется еще и с текстом учебника или записью лекции. Поэтому легче запоминается содержание конспектов, написанных разборчиво, с подчеркиванием или выделением разрядкой ключевых слов и фраз; по той же причине очень трудно (если не невозможно) готовиться по чужим конспектам.
Эссе и реферат
Реферат (лат. referre докладывать, сообщать) − 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи. Реферат позволяет использовать приобретенные навыки работы с литературными источниками, способствует развитию аналитических способностей.
Структура реферата должна включать в себя следующие пункты:
Оглавление. Введение. Глава 1. § 1, § 2. Заключение. Список использованной литературы.
Во введении необходимо кратко раскрыть актуальность темы реферата, дать краткую характеристику использованной при его подготовки научной литературы, сформулировать его цель и задачи.
Цель и задачи реферата обусловливают его структуру. Названия глав и параграфов должны отражать сформулированные во введении задачи. Название глав и параграфов не должно совпадать с названием реферата.
В заключении формулируются основные выводы, делаются обобщения по проделанной работе.
Научный аппарат реферата должен быть оформлен в соответствии с правилами. В частности, все приводимые в реферате цитаты (прямые или косвенные) должны иметь соответствующую сноску на источник. С правилами оформления научного аппарата можно ознакомиться в библиотеке института либо проконсультироваться на этот счет с библиографами.
Рефераты пишутся только по темам, рекомендованным преподавателем и представленным в соответствующем учебно-методическом пособии или комплексе. Категорически недопустимо представлять рефераты, взятые из Интернета. Подобные рефераты рассматриваться и рецензироваться не будут.
Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.
Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать свое собственное решение поставленной задачи.
Критерии оценки эссе: соответствие содержания теме; обоснованность, чёткость, лаконичность; самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора); соответствие формальным требованиям.
Предлагаемый порядок работы:
1. Найти 3-5 источников по теме эссе.
2. Прочитать и обобщить изученный материал.
3. Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).
4. Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.
5. Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).
6. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.
7. Оформить работу и сдать ее.
Выполнение практических заданий
Одной из активных форм самостоятельной работы студента является практическое задание на определенную тему. В ходе работы над темой происходит изучение источников по теории и практике государственного управления, знакомство с научной литературой. Открывается возможность научиться профессионально анализировать как источниковедческую, так и научную и учебную литературу.
Творческая работа над практическим заданием имеет несколько этапов.
На первом этапе происходит определение темы практического задания, ознакомление с содержанием курса, где излагаются основные проблемы; изучение нормативно-правовых документов; изучение литературы - первоисточников, монографий, статей и др.
В списке литературы содержатся те источники, работа с которыми будет способствовать развитию у студентов умения находить правильный ответ на поставленный вопрос, а также анализировать и содержательно излагать поставленный вопрос.
При выполнении практического задания использование учебников возможно лишь в методологическом, но не в содержательном плане.
На этом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой, которая рекомендована в списке дополнительной литературы. Студент должен составить план работы, выделить наиболее важные вопросы по теме практического задания.
Таким образом, первый этап - это вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний, анализ источниковедческой базы по проблеме. Этот этап завершается составлением логико-структурной схемы практического задания.
Второй этап носит аналитически - поисковый характер. Анализируя рекомендованную литературу, дополняя ее новыми материалами, автор практического задания ищет ответы на вопросы плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаются комментариями, своими суждениями. Это уже заготовка материала для ответа на практическое задание. На этом этапе завершается работа над его структурой.
Третий этап – ответ на практическое задание по разработанной логико-структурной схеме. Здесь автор приобретает очень ценное качество: писать грамотно, логично, своими словами, то есть попытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления.
Ответ на практическое задание должен содержать различные точки зрения по проблеме с обязательным собственным (студента) анализом проблемы и выводами.
Подготовка к зачету
В идеале к экзамену (зачету) необходимо начинать готовиться с первой лекции по данному курсу. Общение с преподавателем в аудитории во время лекционных занятий, в ходе которых студент постепенно, «шаг за шагом», осваивает новую учебную информацию, позволяет ему быть не просто реципиентом (т.е. всего лишь слушателем, пассивно воспринимающим новую информацию), но активным соучастником образовательного процесса, гарантирует высокое качество этого процесса. Именно такой подход, предполагающий постоянную, систематическую работу студента по освоению учебного материала, позволяет ему получить наиболее глубокие и прочные знания.
У студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, промежуточный контроль (зачет и экзамен) по дисциплине осуществляются посредством выполнения тестовых заданий.
Требования к контролю:
- контрольная работа – 7 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 3 вопроса (40%). Ограничение по времени – 30 минут;
- зачет – 15 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 6 вопросов (40%). Ограничение по времени – 45 минут.
Тестовое задание состоит из вопроса и четырех вариантов ответа, один из которых является верным. Редко встречаются вопросы, на которые нужно дать несколько верных ответов.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Образовательная программа дисциплины обеспечивается учебно-методическими комплексами (модулями), литературой и материалами.
а) основная литература:
- Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.
- Калашников С.В. Становление социального государства в России. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2009. - 159с.
- Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2014, 608с.
- Социальное государство: Краткий словарь справочник /Под. ред. Гриценко Н.Н. –М.: АТиСО,2012. - 449с.
- Социальное государство: мировой опыт и реалии России /Под общ.ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2012.
- Становление социального государства в России. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. - С. 141 -152.
б) дополнительная литература:
1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.: Альфа-Пресс, 2008.
2. Антропов В.В.Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. – М.: Экономика, 2006.
3. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / Отв. ред. С.В. Шишкин, Независимый институт социальной политики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
4. Бобков В.Н. О социальной стратегии России // Уровень жизни населения регионов России. – 2005. - №8-9.
5. Практические задачи социального государства по обеспечению качества жизни населения Российской Федерации: Сборник / А.Г.Тюриков и др. – М.: Муниципальный мир, 2007.
6. Преодоление бедности – необходимое условие экономического роста и развития социального государства / Под общ. ред. И.В.Михалева и В.М.Анисимова. – М.: изд. Совета Федерации, 2004.
7. Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России // народонаселение. – 2004. - №2.
8. Социальная политика России: актуальные проблемы и перспективы их решения / Под общ. ред. Н.А.Волгина и Л.И.Храпылиной. – М.: КНОРУС, 2005.
9. Социальная политика. Учебник. / Под ред. Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2013.
10. Социальное государство и проблемы бедности: Сборник. – М.: АТиСО, 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- http://www.humanities.edu.ru/ -Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал - Материалы по различным социальным и гуманитарным предметам
- http://window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека для общего и профессионального образования, ресурсы системы федеральных образовательных порталов
- http://www.budgetrf.ru/ – Материалы по основам социального государства и гражданского общества.
- http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал
- http://polbu.ru/ - Курс лекций по основам социального государства и гражданского общества.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Реализация учебной программы дисциплины обеспечена наличием:
- учебно-методического комплекса, включающего рабочую программу курса, методическое пособие, курс лекций, тестовый материал, материал для самостоятельной работы студентов;
- основной и дополнительной литературы в фондах библиотеки вуза;
- мультимедийных средств и наборов слайдов по соответствующим разделам курса.
- Комплекты аудиовизуальных дидактических материалов к лекционным, практическим и семинарским занятиям
Комплекты аудиовизуальных дидактических материалов к лекционным, практическим и семинарским занятиям
Социальная политика Российской Федерации,
Лектор - Зальцман Т.В., государственная система социальной защиты -
- Глоссарий
Глоссарий