Wednesday, 3 July 2024, 19:20
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Г
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глава государства

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:02
 

высшее должностное лицо (значительно реже — коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти.

В парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) глава государства является монарх (король, император), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к др. в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления глава государства — президент, который избирается либо непосредственно населением (РФ, Мексика), либо путем косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. Почти во всех государствах мира существует индивидуальный глава государства, в президентских республиках (США, Мексика) он одновременно является главой исполнительной власти.

Формально почти все конституции наделяют главу государства обширными полномочиями: назначение главы правительства и министров; верховное главнокомандование вооруженными силами; право помилования; награждение знаками государственного отличия(ордена, медали и т.п.); право вето на решения законодательных органов; право созыва и роспуска парламента (обычно нижней палаты, если такая прерогатива предусмотрена конституцией); право законодательной инициативы; право объявления очередных выборов; право издавать законодательные акты (указы); прерогатива выступать от имени государства, а также осуществлять представительство государства во внешних сношениях на высшем уровне; ратификация международных договоров от имени своей страны и др. Особо широкие полномочия глава государства получает при чрезвычайных обстоятельствах (они обычно  оговариваются в высших законодательных актах страны). В парламентарных государствах все полномочия главы государства фактически осуществляются от его имени правительством.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глава исполнительной власти

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:04
 

высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления, глава исполнительной власти во всех видах монархии является формально монарх (в парламентских монархиях фактически — глава правительства), в президентских республиках — президент, в парламентских — формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках — президент (иногда формально — глава правительства).

В РФ в соответствии с Конституцией глава исполнительной власти на федеральном уровне формально является Председатель Правительства РФ, определяющий основные на правления деятельности Правительства РФ и организующий его работу, вместе с тем Президент РФ наделен такими полномочиями, которые ставят главу государства в положение фактического главы исполнительной власти: он полностью формирует ; правительство, направляет его деятельность, в любой момент может отправить его в отставку, определяет всю систему федеральных органов исполнительной власти, является вершиной вертикали исполнительной власти, может указом отменить постановление или распоряжение правительства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глава правительства

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:07
 

руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части.

В президентских республиках глава правительства— президент. В странах с парламентской формой правления функции главы правительства отделены от функций главы государства и выполняются премьер-министром, председателем Совета министров, министром-председателем, государственным министром, федеральным канцлером и т.д.

В президентских республиках глава правительства обычно избирается на всеобщих выборах; в парламентских — назначается главой государства на основании сложившегося расклада сил в парламенте; в полупрезидентских — процедура назначения главы правительства в различных странах разная и является результатом компромисса между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Глава правительства играет важную роль в управлении современным государством. Во многих странах он возглавляет работу правительства, назначает и смещает министров, утверждает все правительственные документы или в ряде случаев — делегирует это право др. членам кабинета.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Гласность

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:08
 

открытость деятельности государственных и иных институтов, широкое предоставление информации, доступность организаций, учреждений и должностных лиц для граждан, выявление и учет общественного мнения, обнародование принятых решений.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глобалистика

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:08
 

система междисциплинарных научных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах (см. Глобальные проблемы современности).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глобалистика политическая

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:09
 

направление современной глобалистики.

Т.п., возникшая в начале 90-х гг., изучает политические аспекты глобальной проблематики, политические причины возникновения и обострения общечеловеческих проблем, а также пути их решения, связанные с политической сферой жизнедеятельности общества.

В политической глобалистике выделяется четыре основных подхода к познанию феномена глобальных проблем под политологическим углом зрения: 1) исследование политических аспектов общечеловеческих проблем в целом; 2) политологический анализ глобальных проблем; 3) изучение проявлений глобальных проблем в конкретных регионах мирового сообщества и их влияния на развитие там политической ситуации; 4) формирование теоретико-методологических основ политико-глобалистских исследований.

Развитие политической глобалистики расширяет и обогащает спектр политических наук, а также дает новый импульс расширению и углублению глобалистики как системы междисциплинарных знаний. Политическая глобалистика способна нетрадиционно и инновационно освещать некоторые важные проблемы международных отношений и мирового развития.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глобальное гражданское общество

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:13
 

организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности. Эти люди проявляют активность в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства неспособны или не желают предпринимать необходимые действия.

Политической основой глобального гражданского общества является глобальное движение неправительственных организаций (экологических, антивоенных, культурных, религиозных и др.). Они служат альтернативными либо неофициальными каналами общения в мировом сообществе, способствуют установлению взаимного доверия между народами.

В экономическом плане глобальное гражданское общество базируется на глобальном деловом секторе, представленном частным предпринимательством, прежде всего в лице транснациональных корпораций. Однако многие ученые-глобалисты, подчеркивая возросшую социальную ответственность частного бизнеса, все же предостерегают об опасности чрезмерной концентрации экономической власти и мощи в частных руках.

Технологической основой глобального гражданского общества является развитие новейших технических средств коммуникации, обеспечивающих распространение глобальных потоков информации через государственные границы и на огромные расстояния. Это уже привело к возникновению нового явления в мировом развитии, получившего название «глобальная революция в общении».

Наряду с проблематикой глобальное гражданское общество в политической глобалистике активно разрабатывается вопрос о формировании новой модели государства, уже не просто правового и социального, но и «социоприродного», «экологического», «устойчивого». Такое государство должно стать не только формой эффективной организации жизни людей и удовлетворения их жизненных потребностей, обеспечивая права и свободы каждого человека, но и обязано заботиться о таких же возможностях для всех последующих поколений граждан, об их безопасности, о сохранении и улучшении окружающей природной среды и устойчивом освоении природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто обеспечить, ибо все предыдущие модели государств в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих основных законах, но никогда не реализовывали их. Предполагается, что демократия, изменяя свою современную форму в процессе перехода на путь устойчивого развития, превратится в ноосферную демократию или ноократию (демократию нравственного разума), где будет первенствовать не решение большинства, а рациональное; решение, отражающее не только интересы голосующих, но и интересы всех участников социоприродного взаимодействия, как будущих поколений, так и окружающей природной среды.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глобальное управление и сотрудничество

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:15
 

проект глобального сотрудничества при сохранении института национальных государств как основных субъектов мировой политики и международных отношений.

Политические изменения всемирного масштаба, по мнению ученых-глобалистов, требуют создания глобальных властных структур. Эта идея получила; отражение в проекте «всемирных институтов для осуществления изменений», изложенном в работе Я. Тинбергена «Пересмотр международного порядка. Третий доклад Римскому клубу» (1977). В качестве таких институтов Я. Тинберген предлагал создать, напр., «Мировое казначейство», «Всемирную; администрацию по продовольствию», «Всемирное агентство по минеральным ресурсам», «Всемирную администрацию по технологическому развитию» и др. В его концепции довольно явно вырисовывались контуры всемирного правительства. В последующих работах французских глобалистов М. Гернье «Третий мир: три четверти мира» (1980), Б. Гранотье «За мировое правительство» (1984) и некоторых др. идея глобального центра власти получила дальнейшее развитие.

В 90-е гг. XX в. идея мирового правительства утратила свою популярность и уступила место проектам глобального сотрудничества при сохранении института национальных государств как основных субъектов мировой политики и международных отношений. Примером такого рода проектов может служить концепция глобальное управление и сотрудничество, изложенная в докладе «Наше глобальное соседство», подготовленном под руководством И. Карлссона и Ш. Рэмфала.

В этой концепции подчеркивается, что в глобальное управление и сотрудничество сейчас вовлечены не только правительства и межправительственные учреждения, но и неправительственные организации, движения граждан, транснациональные корпорации, научные круги и средства массовой информации.

Главными действующими лицами при этом остаются государства, которым, однако, приходится сотрудничать с др. субъектами мировой политики. Организация Объединенных Наций должна играть в этом жизненно важную роль, но она, как считают создатели доклада «Наше глобальное соседство», не в состоянии выполнить всю работу. Для эффективного глобального управления требуется новое видение, заставляющее людей и правительства осознать, что нет альтернативы совместным усилиям, направленным на создание такого мира, который они хотят для себя и своих детей. Для этого требуется твердая приверженность демократии, воплощенной в гражданском обществе.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Глобальные проблемы современности

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:16
 

(фр. global всеобщий, < лат. globus шар) — проблемы, которые затрагивают жизненно важные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого жителя планеты; выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации; приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их решения; требуют для своего решения усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.

Понятие «глобальные проблемы» в современном его значении вошло в широкое употребление в конце 60-х гг., когда ученые многих стран приступили к исследованию происходящих в глобальной системе изменений и их возможных последствий. В короткий срок сформировалось новое научное направление — глобалистика.

Ученые-глобалисты выделяют три основные группы глобальных проблем: 1) проблемы, связанные со сферой международных отношений, отражающие противоречия и объективно необходимые преобразования; 2) глобальные проблемы, сферу возникновения и проявления которых составляют взаимоотношения личности и общества; 3) глобальные проблемы взаимодействия человека и природы. Это проблемы несбалансированности потребностей жизнедеятельности людей и возможностей окружающей среды. Для разрешения данных вопросов всемирного масштаба наряду с политическими весьма важное значение приобретают и научно-технические предпосылки.

Эффективная научно-техническая и экономическая политика — важное условие для решения экологической, сырьевой, энергетической и др. глобальных проблем.

В международных политических и научных кругах весьма активно обсуждаются возможные пути преодоления общечеловеческих проблем и предпринимаются усилия по координации деятельности мирового сообщества в этом направлении.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ГОББС (Hobbes) Томас

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 12:17
 

(1588— 1679) — английский философ и политический мыслитель.

Гоббс определял государство как «искусственное тело», продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе общественного договора из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были переданы государю (или государственным органам), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан.

По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым, это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство — новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты».

Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, или политическими государствами. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверен — душа государственности, тайные агенты — глаза государства и т.д.. Гражданский мир — свидетельство здоровья, а мятежи, гражданские войны — болезнь государства, влекущая за собой его распад и гибель.

Политический идеал Гоббса — монархия, обеспечивающая волеизъявление суверена и внутреннее единство воли в государстве. Государственная власть едина и ничем не ограничена, стоит над гражданскими законами, которые толь-; ко от нее и могут получить свою силу.

Социально-политическое учение Гоббса оказало значительное влияние на развитие общественной мысли.

Основные работы: «Основы философии» (трилогия) — «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651).