Thursday, 4 July 2024, 19:26
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Денис Иванович Игонин
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культура подданническая

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:21
 

тип политической культуры, который характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Личность ориентирована на существующую политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния па процесс выработки решений отсутствуют.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культура политическая

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:25
 

совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл).

Понятие «политическая культура» было введено в XVIII в. немецким просветителем И. Гердером, массовое изучение этого феномена началось в середине XX в.

В политической жизни политическая культура выполняет следующие функции: идентификации, ориентации, адаптации, социализации, интеграции, коммуникации.

В науке наибольшее распространение получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой («Гражданская культура», 1963), в основании которой лежат специфические особенности стран и регионов. Они выделили три «чистых» типа культуры: патриархальный, характеризующийся отсутствием интереса граждан к политике; подданнический, отличающийся сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем политического участия; активистский, характеризующийся заинтересованностью граждан в политическом участии и проявлением ими политической активности. По мнению этих авторов, наиболее оптимальной культурой будет гражданская культура, синтезирующая подданнические установки и высокий уровень политического участия. В каждой стране гражданская культура обладает своими специфическими чертами, дополняющими и конкретизирующими «идеальный тип».

В современной политологии в структуре политической культуры выделяются следующие компоненты: политический опыт; ориентация на политические институты; политические стереотипы; политические мифы; политические символы политическая социализация; модели политического поведения.

Политическую культуру можно классифицировать по нескольким основаниям: по уровню общности — общая и различные субкультуры; по отношению к власти — господствующая и контркультуры. В общей политической культуре отражаются наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы граждан Политическая субкультура представляет собой совокупность политические ориентации, которые отличаются господствующих, доминирующих в обществе (негритянская политическая субкультура в США, молодежная субкультура в любом обществе и т.н. Контркультура — особый вид субкультуры, радикально отличающийся от господствующей политической культуры даже противостоящий ей.

В формировании политической культуры большую роль играют политические традиции, являющиеся способом передачи образце» политического сознания и поведения.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛАВРОВ Петр Лаврович

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:40
 

(1823— 1900) — мыслитель, пропагандист социалистических идей, виднейший деятель русского и международного революционного движения второй половины XIX в. Принимал участие в работе подпольных революционных организаций «Земля и воля» и «Народная воля», был арестован, сослан, но бежал за границу.

Лавров, придерживаясь теории «русского», крестьянского социализма, серьезное внимание уделял историко-социологическому анализу «государственного элемента» в обществе, генезиса и эволюции государства, специфики функционирования власти после социальной революции. В таких его работах, как «Исторические письма» (1870), «Вперед! Наша программа!» (1873), «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884) и др., была изложена программа «государственного народничества» и «рабочего социализма».

Рассматривая исторический процесс как процесс постоянного расширения идеи солидарности на все группы населения, Лавров видит в институте государства одну из общественных форм, призванных к укреплению человеческой солидарности. Процесс развития государства представляется Лавровым как разрешение противоречий между двумя источниками его происхождения — естественным началом принудительности и обдуманным началом договора. С этой точки зрения политический процесс заключается в «уменьшении государственного принципа в общественной жизни». Особенность государства — законодательно закрепленное обязательство для его членов поддерживать данный строй и принуждение их к тому, даже в случае их нежелания. Отвечая на главный вопрос своего исследования — насколько государство (государственный элемент) может сосуществовать с рабочим социализмом? — Лавров утверждал, что нынешнее государство не может сделаться орудием торжества рабочего социализма. Поэтому для осуществления общественного строя по своим потребностям рабочий социализм должен разрушить современное государство и создать нечто другое. Путем реформ рабочий класс не сможет прийти к власти, остается путь социалистической революции. Программа рабочего социализма включала следующие положения: общая собственность и обобществленный труд, федерация трудящихся, осуществляемая рабочим народом «под руководством организованного меньшинства из народа (с небольшой долей интеллигенции)».

Первым необходимым условием подготовки социалистической революции Лавров считал создание революционной партии. Ядром этой партии, по мнению Лаврова, должна стать революционная интеллигенция, ясно понимающая задачи рабочего социализма. Вокруг ядра партии формируются группы сочувствующих рабочему социализму. Специальную базу этой революционной организации, своих «союзников» Лавров видел в «общественных группах, страждущих от зла».

Идеи Лаврова о партии и формах ее организации легли в основу преобразования народнической партии «Земля и воля» и позднее «Народной воли».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ландтаг

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:41
 

(нем. Landtag < Land земля, страна + Tag собрание) — 1) в средние века — собрание сословных представителей в феодальных немецких княжествах; 2) выборные законодательные органы земель (областей) Федеративной Республики Германия и Австрии, парламент в Лихтенштейне.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛАССУЭЛЛ (Lasswell) Гарольд

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:42
 

(1902— 1978) — американский политолог, представитель бихевиористского подхода в политической науке.

Сферы научных интересов Лассуэлла — анализ элит, политическая коммуникация, политическая психология. Лассуэлл активно использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды, исследовал роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти.

Основные труды: «Психопатология и политика» (1930), «Политика: кто получает, что, когда, как» (1936), «Демократия через общественное мнение (1941).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:43
 

(1841 —1931) — французский социолог, социальный психолог и публицист. В своей работе «Психология народов и масс» Лебон сформулировал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление «эры масс» и следующий за эти» упадок цивилизации. В толпе, по мнению Лебона, индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются власти иррациональных чувств, нетерпимости, всемогущества, т.к. ими равняет закон «духовного единства толпы».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Левые и правые в политике

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:43
 

характеристики идейно-политической ориентации политических партий, лидеров и др. активных участников политической жизни. Термины появились в период Французской революции (1789-1794), когда за депутатами Генеральных штатов, поддерживавших короля и (сидевших справа от него, закрепилось; понятие «правые», а за его противниками (сидевшими слева) — «левые».

Традиционно основными критериями деления субъектов политики на правых, и левых было отношение к равенству, общественным изменениям, методам политических действий. Считалось, что левые — сторонники социального равенства, радикальных общественных изменений, преимущественно насильственных методов политической борьбы, защитники наиболее обездоленных слоев общества; правые — соответственно, противники равенства, резких общественных перемен, защитники привилегированных групп и иерархической организации общества.

Реальные характеристики левых и правых существенно менялись в ходе истории и в зависимости от типа общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легальность

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:44
 

(< лат. legalis законный) :— понятие, выражающее формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. Легальность устанавливается и гарантируется властью. Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, напр., харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти — законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легислатура

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:45
 

(< лат. lex (legis) закон + latus внесенный, установленный) — 1) срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа; 2) название законодательных органов власти в отдельных государствах, а также в ряде штатов США.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легитимация

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:45
 

процедура общественного признания какого-л. действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использование силы.

В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов легитимации власти: 1) социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и больших масс акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» существующего порядка и принципы распределения ценностей; 2) политическое участие; 3) политическая социализация, в процессе которой происходит приобщение индивида к существующим ценностям, опыту, нормам.