Thursday, 4 July 2024, 1:24 AM
Site: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Course: Политология (Политология)
Glossary: Глоссарий
Денис Иванович Игонин
Picture of Денис Иванович Игонин

Управление

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:51 PM
 

функция систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, реализацию программ и целей, поддержание режима деятельности.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Управление государственное

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:52 PM
 

особый тип социального управления, при котором государственная организация, как иерархизированный политический субъект, во-первых, обладает универсальным комплексом публично-властных полномочий; во-вторых, официально применяет административные методы руководства и принудительные санкции; в-третьих, использует легитимные формы социального общения и легальные способы взаимодействия с группами и индивидами; в-четвертых, занимается целенаправленным регулированием коллективных ресурсов социума.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Урбанизация

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:52 PM
 

(фр. urbanisation < лат. urbanusгородской) — процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Утилитаризм

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:53 PM
 

(< лат. utilitas польза, выгода) — этическая теория, признающая пользу или выгоду критерием нравственности. Ее основатель И. Бентам определял основной принцип утилитаризма как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Утопия

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:56 PM
 

(< гр. и нет + topos место, букв, место, которого нет) — теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция утопии — функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Термин «утопия» восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516).

Общими чертами всех утопии являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В утопии, как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения утопия существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж. Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского «О вечном мире», «Рассуждение о мире и войне» В. Ф. Малиновского, «Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др.

Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм, утопический коммунизм — проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы,; равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм — уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить «бесконечным» Абсолютом; теургическое беспокойство — стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм — вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия — оптимистическая вера в человека.

В литературе существуют различные виды типологизации утопии. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать утопии следующим образом: по социально-классовому признаку — феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию — архитектурная, феминистская и т.д.; по форме — роман, трактат; по способу реализации — преобразование мира, бегство от него.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Участие политическое

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:57 PM
 

влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (участие в выборах); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; участие в деятельности партий и групп интересов. Политическое участие подразделяется на конвенциональное (легальное) и неконвенциональное (нелегальное). По характеру политического участия его подразделяют на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные или групповые интересы) и мобилизационное (принудительное, под воздействием определенных стимулов).

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Участок избирательный

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 9:58 PM
 

территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Учредительное собрание

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 10:00 PM
 

высший государственный орган, избранный с целью выработки и (или) принятия конституции (иногда и для внесения существенных изменений в действующую конституцию). Считается, что из всех известных способов принятия новой конституции создание для этой цели представительного учредительного собрания является наиболее демократичным. Впервые этот способ был применен в США (Филадельфийский конвент 1787) и во Франции (Учредительное собрание 1791). Особенно широкое распространение созыв учредительного собрания получил после Второй мировой войны как в странах, покончивших с фашистским режимом или оккупацией (Франция, ФРГ, Италия, Португалия), так и в странах, освободившихся от колониальной зависимости (Индия, Пакистан, Нигерия, Гана). В последнее десятилетие XX в. в рамках учредительного собрания были разработаны и приняты конституции Болгарии, Румынии, Бразилии и ряда др. государств.

В России учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по партийным спискам на основе пропорциональной системы представительства. В январе 1918г. оно было разогнано большевиками. Идея созыва учредительного собрания возродилась в начале 90-х гг., когда встал вопрос о принятии Конституции РФ. В известной мере эта идея была реализована созывом Конституционного Совещания, которое состояло из представителей государственных органов, различных политических и общественных сил и внесло свой вклад в разработку проекта Конституции 1993, одобренной на референдуме в декабре 1993г.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Фанатизм

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 10:02 PM
 

(< лат. fanurti храм, жертвенник) — полная поглощенность какой-н. идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии.

 
Picture of Денис Иванович Игонин

Фашизм

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 10:06 PM
 

(итал. fascismo < fascio пучок, связка, объединение) — категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии.

Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Фашизм является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества.

Фашизм — это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск «места под солнцем» для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу «свой — чужой» с обязательной направленностью уничтожения всего «чужого», культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате.

Фашизм — это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат.

От иных форм реакционных диктатур фашизм отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры фашизма обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в фашизме проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса.

Фашизм создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни.

Общность черт, присущих фашизму как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо-фашизм, военно-фашистские режимы и др.