Thursday, 4 July 2024, 19:24
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Денис Иванович Игонин
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Конфликт политический

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 23:49
 

становление, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересе ценностей и взглядов.

Исходя из причин возникновения, выделяют конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идей стратификации. Первые из них возникай в результате столкновения интересе по поводу перераспределения ресурсе (размеры налогов, социального обеспечения, ассигнования и т.п.). Вторые связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Третий тип конфликта обусловлен этнолингвистической и религиозной неоднородностью обществ и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной' общностью и т.п.

По масштабам политические конфликты подразделяются на межгосударственные, государственные, региональные и местные.

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают различные политические институты, занимающие неодинаковые властные позиции. Сторонами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях. Объектом конфликтного взаимодействия может быть как режим, так и легитимность.

Выделяется три стадии развития политических конфликтов: предконфликтная, непосредственно конфликтного взаимодействия, разрешения конфликта. Первая стадия характеризуется столкновением интересов, оценкой сторонами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт. На второй стадии субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения.

Возможны три варианта разрешения политических конфликтов: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликтного взаимодействия; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных способов разрешения политического конфликта является консенсус. Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов, которые необходимо использовать для успешного урегулирования политических конфликтов: стабильная коалиция; принцип пропорциональности; деполитизация; взаимность права вето; компромисс; концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры: взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте; сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость конфликтной ситуации; объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт; подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий; использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон; создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращение аналогичных конфликтов в будущем.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Конфликт этнополитический

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 23:55
 

конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что он имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память древние стереотипы межнациональной борьбы.

В научной литературе существует два подхода к анализу причин, сущности эволюции этнополитических конфликтов: 1) социологически (причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность); 2) политологический (центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта; в качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам; анализируются социально-психологические механизмы этнополитических конфликтов).

При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Напр., Э. Блэк полагает, что неравномерное протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с др. По утверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.

Рассматривая проблему детерминации этнополитических конфликтов, М. Гектер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «традиционную модель» возникновения этнополитической напряженности: 1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность периферийных этнических групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации; 2) осознание этой обделенности членами этнической группы как за коллективных центропериферийных взаимоотношений угнетения; 3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на «внутренний колониализм» центра.

Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном "И знании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение" и др.

В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служит своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий решающих задачи политической мобилизации населения.

В числе причин, порождающих этнополитических конфликтов, можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в, СССР в перестроечный период.

Можно выделить также и ситуационные источники этнополитических конфликтов: внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы; историческое наследие межэтнических отношений; внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы; экономическая ситуация; уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое др.

Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам: 1) территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным движением или сепаратистской группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.); 2) конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье); 3) конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и др. народами Крыма); 4) конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а в 40-е гг. перешли к РСФСР); 5) конфликты, источником которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (это, прежде всего, — проблема Крыма, а в потенции территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии); 6) конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории др. республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.); 7) конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами; 8) конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ; 9) конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, напр., в Молдове.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Конформизм

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 23:57
 

(< лат. conformis подобный, сходный) — социально-политическое и психологическое понятие, отражающее некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания и т.д.

Конформизм выступает как ведущая социально-психологическая основа тоталитарных и авторитарных режимов, массового общества; его анализ дан в исследованиях этих режимов Х. Арендт, Ч. Р. Миллсом и др. Он формируется под воздействием средств массовой информации и пропаганды, традиций, коллективного и индивидуального социально-политического опыта и т.д. Фрейдизм относит к механизмам формирования конформизма насилие, устрашение, национальный и социальный нарциссизм, идентификацию с вождем и правящими группами, сексуальное подавление и т.п. Э. Фромм трактует конформизм как одно из убежищ, куда человек скрывается от одиночества, страха и свободы.

В социальной психологии конформизм понимается как усвоение индивидом, определенных групповых норм, привычек, ценностей, являющееся необходимым аспектом социализации личности и предпосылкой стабильного функционирования любой социальной общности (коллектива, социальной группы, общества в целом).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Конфронтация

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 23:57
 

(лат. con против + frons (frontis) лоб, фронт) — противоборство, столкновение, противопоставление.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

КОНФУЦИЙ (Кун Фуцзы)

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:00
 

(551 — 479 до н.э.) — великий китайский мыслитель. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Во II в. до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. В 1503 Конфуций был причислен клику святых. Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д.

Китайский мыслитель развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель («сын неба») — это отец, а подданные — его сыновья. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Конфуций разрабатывает концепцию идеального человека (цзюнь-цзы) — благородного — не по своему происхождению, а по воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считает, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям (жень), быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве, выражая его принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Концепция

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:00
 

(лат. concepcio) — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-л. явления.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Концепция органического роста

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:01
 

одна из концепций политических реформ международных отношений с целью разрешения глобальных проблем.

Концепция органического роста изложена в книге М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество перепутье» (1974), известной также как второй доклад Римскому клубу Создатели данной концепции считали, что основной характеристикой состояния человеческого сообщества во второй половине XX в. следует определить присущий ему «кризисный синдром» Он должен послужить решающим стимулом для перехода к мировой политической системе, которая будет длиться в стадии «органического роста»

Как полагают ученые, в этом состоянии система будет развиваться как единый организм, где каждая часть играет свою исключительную роль и пользуется той долей общих благ, которые соответствуют данной роли и обеспечивают дальнейшее развитие этой части в интересах целого.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Концепция устойчивого развития

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:03
 

политическая парадигма мирового развития в условиях обострения глобальных проблем. Такая парадигма была сформулирована в докладе «Наше общее будущее», подготовленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г. Х. Брундтланд( 1987), и получила название концепция устойчивого развития. В докладе комиссии, в частности, записано: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Кооптация

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:03
 

(лат. cooptatio дополнительное избрание, довыборы) — введение в состав какого-л. выборного органа новых членов решением этого органа без проведения новых выборов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

КОРКУНОВ Николай Михайлович

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:05
 

(1853—1904) — русский правовед и социолог.

Власть анализируется Коркунов как сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Властные отношения выступают как элемент сознания, для их возникновения достаточно сознания зависимости подчиненного власти, причем такой зависимости в реальности (вне сознания) может и не существовать.

Свой подход Коркунов противопоставляет договорным и органическим теориям власти, подчеркивая их ограниченность, с одной стороны, с др. — рассматривая их как возможные варианты толкования психической природы властных отношений. Структура властных отношений выглядит в его концепции как ряд чисто психических элементов — переживаний подвластных субъектов. Механизм власти в подобном представлении имеет чисто психологический характер: действия властвующего субъекта интерпретируются сознанием подвластных, опосредуются содержанием «личностного Я». Сознание зависимости подвластного, центральный элемент теории власти, достигается путем внушения и подражания.

Государство понимается Коркуновым как общественный союз, в котором принудительно устанавливается мирный порядок. Государственное принуждение не противоречит личной свободе человека, поскольку в основе государственного строя лежат этические принципы, а подчинение человека этическим принципам в большей степени гарантирует личную свободу, чем подчинение «голому факту». Политические процессы и институты в концепции Коркунова оказываются, в конечном счете, детерминированными общественной психологией, индивидуальным или групповым психологическим восприятием. 

Основные работы: «Указ и закон» (1894), «Лекции по общей теории права» (1898).