Wednesday, 3 July 2024, 19:18
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
С
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Сознание политическое

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 12:27
 

отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру политического сознания включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. Политическое сознание формируется в процессе политической социализации.

Функции политического сознания: 1) регулятивная (регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности политических идей, норм, представлений и убеждений); 2) познавательно-информационная (люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический; все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации; политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться); 3) оценочная (именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции); 4) мобилизующая (посредством этой функции сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов).

Формами политического сознания выступают индивидуальное, групповое и массовое. Индивидуальное С.п. формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и действовать в ней. Групповое сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме — выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители группового сознания — прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. В массовом политическом сознании отражается опосредованно уровень и содержание потребностей общества, а также объем знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно формируется под влиянием социальных потрясений, конкретной исторической ситуации и множества др. факторов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Сознание потестарное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 12:26
 

(< лат. роtestas власть) — предполитическая, примитивная, неразвитая форма сознания участников политической жизни. Потестарное сознание характерно для раннеклассовых и доклассовых обществ, широко распространено при модернизации традиционных обществ.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Солидарность

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 12:27
 

(фр. solidarite) — 1) единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых цел 2) активное сочувствие и поддери чьих-либо действий или мнений.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:14
 

(1853—1900) — крупнейший русский религиозный философ. Его религиозная философия и в особенности учение «праве человека на достойное существование» послужили основанием социального либерализма в России.

Проблема государства рассматривается Соловьевым в тесной связи с проблемой нравственности, по его представлению, является неотъемлемой частью человеческой природы и постоянно обнаруживает себя как в жизненном опыте отдельной личности, так и в историческом опыте всего человечества. Соловьев показывает, что в теории политические институты и отношения стимулировали развитие нравственности, политика тесно переплеталась с моралью. В его формуле «Государство есть воплощение права», трактуется как «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, недопускающего известных проявлений зла». Роль государства состоит и в том, что оно создает определенные условия для функционирования институтов духовной сферы — искусства, науки, религии, которые, в свою очередь, стимулируют развитие нравственного мира отдельного человека и общества.

Само государство трактуется Соловьевым как-«собирательно-организованная жалость». Жалость, по его представлению, исходный компонент морали. Соловьев особо подчеркивает роль государства в обузданного зла, подчинении насилия праву. Он считал, что нравственные идеалы определяются церковью, которая, по его выражению, является «собирально-организованным благочестием». Соловьев создает утопический проект вселенской теократии, которую представляет как реализацию Царства Божьего на земле.

Задача христианской политики состоит, по мнению Соловьева, в примирении и соединении Востока и Запада для создания вселенской христианской культуры. В свободной теократии происходит, как считает Соловьев, соединение восточного и западного начала: «Восточное начало — страдательная преданность вечному и божественному — и западное начало — самодеятельность человека (чрез власть и чрез свободу) найдут свое единство и свою правду в самодеятельном и свободном служении всех человеческих сил божественной истине». Так, по мнению Соловьева, происходит установление господства нравственного начала в масштабах всей цивилизации, но, кроме того, необходимо распространить его на отношения между людьми. В качестве регулятора таких отношений выступает право, в этом состоит его высшая задача.

Значение Соловьева для русской религиозной философии и духовной культуры трудно переоценить. Достаточно сказать, что его идеи были источником теоретических построений мыслителей, определивших религиозный ренессанс в России конца XIX — начала XX в. — С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, СЛФранка, братьев Е.Н. и С.Н.Трубецких, П.А.Флоренского и др.

Основные работы: «История и будущность теократии»(1885), «Россия и Вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897—1899).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

СОРОКИН Питирим Александрович

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:15
 

(1889—1968) - российско-американский социолог, работавший в России до 1922. Сорокин — один из родоначальников теории социальной мобильности асоциальной стратификации.

Основные работы: «Проблема социального равенства» (1917), «Социальная и культурная динамика» (1962).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социал-демократизм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:16
 

политическая идеология социал-демократии. В качестве альтернативы капитализму и коммунизму социал-демократы видят демократический социализм — общество, где должны быть воплощены принципы политической, экономической и социальной демократии. К основным ценностям социал-демократизма относятся: свобода, справедливость, равенство и солидарность. В последние десятилетия XX в. социал-демократы акцентируют свою приверженность «новым ценностям» (сохранение мира, экологическая безопасность). В свободе социал-демократы видят не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражения коллектива. Справедливость трактуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность — как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости. Солидарность рассматривается социал-демократами не только как товарищеские взаимоотношения людей, социально родственных сил, но и как общечеловеческий принцип. Социал-демократы полагают, что либерализм пренебрегает солидарностью, консерватизм отрицает равенство, а коммунизм стремится к равенству, исключающему свободу действий личности.

В современной социал-демократии выделяют два основных течения: традиционное и модернистское. Традиционалисты считают своей социальной базой традиционный рабочий класс и поддерживают тесные связи с профсоюзами, ведут поиски условий адаптации рабочих к научно-техническому прогрессу. Модернисты слабее связаны с традиционным рабочим классом и его профсоюзами, их социальная опора — новые средние слои, связанные с передовыми технологиями, работники умственного труда, гуманитарии. Модернисты объединяют людей со сходными взглядами по принципиальным вопросам, готовых отдать свои голоса за определенную программу, но организационно эти люди между собой связаны слабо.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализация

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:17
 

процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: соцйализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации; агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализация политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:22
 

процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация — это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация — это своего рода проекция черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, напр., установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, cyду, партии и т.п.).

Политическая социализация личности складывается из нескольких этапов. На первом из них — этапе политизации — в раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые складываются под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций. Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем этапе — идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые, эмоциональные отношения к политической системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В современной России в результате смены политического режима, когда прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? Другой серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:24
 

(фр. socialisme < лат. so-cialis общественный) — 1) учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость. Термин «социализм» впервые появился в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма понятие социализм приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок». Своеобразный набросок модели социалистического общества многие ученые обнаруживают у Платона в книгах «Политика», «Государство». Идеи социализма развивали в своих произведениях Т.Мор, Т.Кампанелла, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., их пытались осуществить на практике мирным путем Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным — Г.Бабеф, МА.Бакунин, К.Маркс, В.И.Ленин и др.; 2) движение, выступающее с критикой либерализма, получившее распространение в XIX в. и существующее в мире прежде всего в формах социал-демократии и коммунистического движения; 3) общественная система, основанная на базе марксистско-ленинских представлений о социализме.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализм либертарный

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:27
 

современная форма анархо-социализма. В отличие от др. направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное развитие личности, теория либертарного социализма формируется вокруг одной центральной идеи (ценности) — индивидуальной свободы (в ее индивидуалистическом, негативном понимании). Теоретические основы были заложены в трудах М.А.Бакунина, П.Прудона, П.А.Кропоткина. Он характеризуется недоверием к любой власти и любому авторитету, отрицанием позитивной роли государства и политических партий. Социально-политический идеал либертарного социализма — общество полностью добровольных, автономных мелких коммун, не имеющих какого-л. руководящего и планирующего центра. Сторонники его исходят из бакунинского принципа: свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — рабство. Идеологи либертарного социализма ведут поиски «третьего пути», отличного от капитализма и «реального социализма». В прошлом он отражал преимущественно настроения мелких буржуа, сегодня — главным образом, настроения неудовлетворенных своим положением работников умственного труда, новых средних слоев.