Wednesday, 3 July 2024, 17:26
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Т
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Тактика политическая

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:08
 

(гр. taktika искусство построения войск) — составная часть политической деятельности, направленной на достижение краткосрочных целей. Эффективной политической тактике свойственны следующие характеристики: четкая формулировка текущих, первоочередных задач, маневренность, способность к быстрой перегруппировке наличных ресурсов; непрерывность и последовательность; активность, быстрота, решительность и др. Тактика политическая имеет подчиненное положение по отношению к политической стратегии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТАРД (Tarde) Габриэль

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:08
 

(1843—1904) — французский социолог, один из основоположников социальной психологии. Концепции Тарда оказали влияние на теории «массового общества», исследования массовой коммуникации и распространение инноваций. Основные работы: «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1903), «Личность и толпа» (1903).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теневой кабинет

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:10
 

(англ. Shadow cabinet) — парламентский комитет главной оппозиционной партии Великобритании. Термин «теневой кабинет» появился в 1907, хотя само явление возникло в 70— 80-х гг. XIX в., когда в стране установилась двухпартийная система правления. Из членов парламентской фракции оппозиционной на данный момент партии образуется «теневой кабинет». Официально установленная задача «теневого кабинета» — «корректировать» правительственный курс, главным образом путем критики действий правительства, направления запросов министрам и внесения поправок к правительственным законопроектам (см. Оппозиция).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теократия

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:10
 

(< rp. theos бог -1- kratos власть) — форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной теократии являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теории власти

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:14
 

множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.

Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В русле этого подхода можно говорить о потенциально-волевых, инструментально-силовых и структурно-функциональных концепциях власти. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер). В инструментально-силовых концепциях власть отождествляется со средствами ее реализации (Ч.Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Моргентау). В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти (Т.Пирсоне, Д.Истон, Г.Алмонд, М.Крозье и др.).

В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти. Первый — истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс). Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М.Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс). Среди представителей системного подхода есть теоретики (К.Дойч, Н.Лумап), трактующие власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в разрешении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяют влияние на второго. Можно выдели три основных варианта теорий религиозной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами и «раздела зон влияния». В теориях сопротивления» (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ( объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степе ней и форм сопротивления. В теории «обмена ресурсами» (П.Блау, Д.Хисон, К. Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имев место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тем кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными рецептами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Теории «раздела влияния» (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

К реляционным концепциям некоторые исследователи относят и бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Подобно авторам реляционных концепций, бихевиористы исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющихуже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.

К классу реляционных концепций власти можно отнести и новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М.Фуко и «поля власти» П.Бурдье. М.Фуко, к примеру, уточняет, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения («отношение отношений»). Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленпым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П.Бурдье вводит понятие «символической власти», обосновывая его как совокупность «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле» (социальном пространстве, образуемом. и конструируемом самой иерархией властных отношений).

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теории возникновения государства

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:16
 

1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный каталицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления;

2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря/государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками.

3. В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, ЖЖРуссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом, для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты.

4. В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.

5. В конце XIX в. объяснение генезисов государства пополняется теорией насилия. Ее сторонний (Л.Гумплович, К.Каутский) полагагают что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителя ми. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие «вот родители и повивальная бабка государства», — полагал Л.Гумплович.

В целом, как показали сравнительно исторические исследования последних десятилетий, не существует единой обязательной причины возникновений государства. На этот процесс оказывав ли влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, этнические отношения, роста, родонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля идеологический фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славянского государства Карантании (территория нынешней Словении) стало сильное влияние Рима. Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому центру Москве.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теории элиты

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:16
 

родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс. В современной политической науке выделяются меритократический и властный подходы к исследованию элит. Согласно первому из них, в элиту включаются индивиды на основе выдающихся личных качеств (знаний, способностей, достижений). С точки зрения властного подхода элита — это продукт отбора наиболее ценных представителей, наиболее продуктивная и инициативная часть населения. С точки зрения второго подхода, элиту составляют индивиды, осуществляющие власть и влияющие на процесс выработки общезначимых решений. Значительное распространение получила теория демократического господства элит. Ее основными положениями являются: 1) при демократии власть осуществляется не одной, а несколькими элитными группами (существует плюрализм элит); 2) элиты отличаются открытостью; 3) ни одна из элитных групп не обладает монополией на власть; 4) между элитными группами существует конкуренция; 5) смена элит носит ненасильственный характер.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теория

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:17
 

(< гр. theoria наблюдение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знаний.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теория "нового институционализма"

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:18
 

направление в американской политологии, возникшее в 1970-е гг. Классики неоинституционализма американские политологи Д.Марч и Д.Олсен в работе «Вновь открывая институты: Организационный базис политики» (1989) анализируют политические институты с точки зрения взаимосвязи формальных норм и неформальных правил игры, образующих в итоге сложные организационные отношения, формы взаимодействий и саму кооперативную деятельность людей, поддерживающих стабильность и воспроизводящих порядок в обществе. Особое внимание данное направление уделяет социокультурным символам и ценностям, стереотипам и регламентам, оказывающим влияние на структурирование макрополитики. Неоинституционалисты внесли существенный вклад в осмысление вопросов об организационных иерархиях, нормах и правилах, процедурах и регламентах, скрепляющих» деятельность политических институтов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Теория "статусной перестановки"

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:24
 

концепция, объясняющая политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов (Р. Дарендорф и др.). Напр., статусная перестановка (относительное снижение статуса традиционно влиятельных социальных групп) привела к росту фашизма в Центральной Европе в межвоенный период. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств.