Wednesday, 3 July 2024, 19:17
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Т
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Технократия

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:30
 

(< гр. techno ремесло, мастерство + kratos власть) — власть людей, практически реализующих принципы технократического управления. Сама идея особого предназначения людей («промышленников»), обладающих необходимыми для эффективного управления обществом знаниями и навыками, принадлежит социалисту-утописту А.Сен-Симону. В 60-х гг. XX в. его идея была возрождена Дж. Гэлбрейтом, утверждавшим примат технической рациональности в обществе. По его мнению, техноструктура, носитель коллективного научно-технического разума, превратилась во властвующую элиту современного общества. Однако процессы демократизации и гуманизации политики поставили под сомнение целесообразность власти технократов, показав ее ограниченность, а в иных случаях — и прямой вред человечеству.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Технологии политические

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:30
 

совокупность приемов, методов, способов, процедур, которые использует субъект политической деятельности.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Тимократия

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:31
 

по Аристотелю, форма государственного устройства, предоставляющая гражданам политические права в зависимости от размеров их имущества; особая форма олигархии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Тиран

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:31
 

(гр. tyrannos) — 1) в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии — единоличный правитель; 2) правитель, действия которого основаны на произволе и насилии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Тирания

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:32
 

(гр. tyrannia) — 1) в Древней Греции — единоличное правление тирана; 2) в ряде средневековых городах-государствах Италии — форма политического устройства; 3) жестокое, деспотическое правление.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТИХОМИРОВ Лев Александрович

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:36
 

(1852—1923) — общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель.

Обучаясь в Московском университете, Тихомиров вступил в «общество чайковцев». Арестован в 1873, провел 4 года в ожидании суда в Петропавловской крепости. В 1877 Тихомиров перешел па нелегальное положение. С 1878 — член центра организации «Земля и воля» (главный редактор одноименного издания организации). В 1879 становится одним из создателей террористического крыла организации «Народная воля». В 1882 эмигрировал и издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли». Духовный и нравственный кризис завершается у Тихомирова к 1888 «выработкой нового миросозерцания» (он выпускает брошюру «Почему я перестал быть революционером»). В 1889 испросил помилования у Александра III и возвратился в Россию, где стал сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения».

«Духовный поворот загадочного Льва Тихомирова от революционности к монархизму, от атеизма к православию и от позитивизма к мистицизму — явление по-своему уникальное в русской духовной истории» (Г. П. Федотов). В своей теории монархической государственности Тихомиров творчески развил идеи славянофилов, М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и др.

Анализируя три типологически самостоятельные формы власти — демократию, аристократию и монархию, Тихомиров приходит к выводу об исторической спективности именно монархии. Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Тихомиров связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Тихомиров полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего. Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Тихомиров видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала.

По своей природе, полагает Тихомиров, русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача «помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал». По мнению Тихомирова, только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество — в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей.

Творчество Тихомирова — попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества.

Основные работы: «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Монархическая государственность» (1905), «К реформе обновленной России» (1912), «Государство, свобода и христианство» (1912).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТКАЧЕВ Петр Никитич

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:38
 

(1844—1886) — политический мыслитель, публицист, издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви народничества.

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие «коммунистического инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от М. А. Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Ткачев доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали кажется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автократов». Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление.

В концепции Ткачева власть представлялась исключительно как средство осуществления воли небольшой группы людей («революционной партии») с помощью установления своей диктатуры. В отличие от анархистов, он особо подчеркивал роль политической власти (диктатуры класса, пришедшего к власти) в период построения социалистического общества, полагая, что она не только реформирует экономические и социальные основы народного бытия, но и переделает самую природу человека, перевоспитает его.

В концепции Ткачева логически связаны между собой революция, осуществленная заговорщицкой организацией и соединенная со стихийным бунтом народа, диктатура революционеров-заговорщиков после переворота, а также абсолютизация государственной власти при сведенной до минимума роли народа в деле социального реформирования. Ткачев совершил прорыв в народнической доктрине, провозгласив необходимость политических преобразований как самостоятельных и первоочередных.

Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справедливо» было естественным продолжением развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства». Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и к представителям власти.

П. Л. Лавров определил историческое место Ткачева в развитии русского революционного процесса как подготовителя, идейного вдохновителя «Народной воли». Оценивая значение идей Ткачева для русской, политической мысли и революционно-освободительного движения, Н. А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс».

Основные работы: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народи революция» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности» (1878).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:40
 

(1805—1859) — французский юрист-, политический мыслитель, государственный деятель (заместитель председателя Законодательной ассамблеи Второй Республики и министр иностранных дел), лидер консервативной Партии порядка.

Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность — эти вопросы Токвиль рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией называет представительную систему, основанную на широком избирательно праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общество в котором основной социальной ценностью является равенство. Результат том влияния равенства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится индивидуализм. Политическим с движением демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, что мешает установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержании такого баланса. Ни равенство, ни своя бода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлини человеческого бытия. Только будут вместе, в единстве, они обретают такое качество.

На примере анализа Французской революции Токвиль в работе «Старый порядок и революция» (1856) сформулировал «золотой закон» политической развития: «Самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций демократии и свободы, чем слишком быстры реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизация может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институализировать и закрепиться. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании — тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Толерантность

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:40
 

(< лат. toleranfia терпение) — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип толерантности начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп.

В политической сфере толерантность выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Толпа

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:41
 

значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.