Thursday, 4 July 2024, 01:25
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Денис Иванович Игонин
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Группы давления

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 13:32
 

разновидность групп интересов, представляющая организации, которые стремятся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами (см. Лоббизм).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Группы интересов

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 13:35
 

объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Существуют различные типы группы интересов. Один из вариантов типологии ориентирован на различные сферы деятельности: организованные интересы в экономической сфере и в мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); организованные интересы в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); организованные интересы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы и т.д.); организованные интересы в сфере религии, науки и культуры (научные ассоциации« т.д.); организованные интересы в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т.д.).

Французский ученый Ж. Блондель предлагает типологию групп интересов в широком социокультурном контексте. Он выделяет группы по обычаю, институциональные группы, группы защиты и группы поддержки. Группы по обычаю вырастают на почве идеальных общинных групп; они наиболее распространены в развивающихся странах Востока, и Юга, но к ним относят и некоторые образования в развитых странах (напр., католическая церковь в Италии, Польше, Ирландии). Институциональные группы базируются на формальных организациях внутри государственного аппарата; их влияние связано с непосредственной близостью к процессу принятия решений. Они наблюдаются повсеместно, но в разных формах. Группы защиты и поддержки наиболее распространены и влиятельны в странах зрелой демократии (к ним относят прежде всего профсоюзы и предпринимательские ассоциации, отстаивающие интересы своих членов). Группы поддержки стремятся к достижению четко определенных целей — экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-л.

В отличие от политических партий группы интересов являются неформальным добровольным временным объединением лиц, сплоченных конкретным интересом; они хорошо информированы об интересующем их вопросе и хорошо знают, чего хотят; группы интересов апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; они не ставят цель получить власть, их задача — оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть. Группы интересов действуют в кулуарах, используя личные связи.

Деятельность групп интересов выражается: а) в артикулировании группой своих интересов, т.е. преобразовании социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; б) в агрегировании интересов, т.е. их упорядочении, согласовании, иерархизации, и выработке общегрупповых целей; в) в доведении до органов власти и др. политических институтов сведенийj о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; г) в участии в процессе формирования политических элит, властных структур общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Губернатор

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 13:36
 

(< лат. gubernator правитель) — высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, губернатор возглавляет исполнительную власть штата и др. субъекта федерации, но может стоять и во главе городского управления. С 1993 губернаторами называют глав администраций некоторых субъектов РФ.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Гуманизм

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 13:38
 

(< лат. humanus человеческий, человечный) — идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждения блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений; В эпоху Возрождения гуманизм выступает как широкое социокультурное движение, основанное на требовании свободы всех проявлений человеческой природы, реализации права на наслаждение в земной жизни, освобождения человека от гнета и неравенства. В XVII—XVIII вв. в рамках гуманистической идеологии разрабатывались идеи естественного права, атеистические концепции; немецкий философ И. Кант формулирует основную идею гуманизма: человек может быть для др. человека только целью, но не средством. В XIX в. домарксистский социализм выступает против частной собственности и различных видов отчуждения человека, доказывая, что они уродуют человеческую личность. В философии марксизма достижение реального гуманизма связывалось с построением коммунистического общества, основанного на общественной собственности, полном социальном равенстве, коллективистском характере труда и быта и служащего наиболее полному удовлетворению материальных и культурных потребностей людей. В современной теории гуманизма в политике рассматривается в нескольких измерениях. Применительно к целям и содержанию политики гуманизма проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий труда и быта, укрепление социальной справедливости и мира. Гуманизм в средствах политики проявляется в устранении жестоких, античеловечных форм политического противоборства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ДАЛЬ (Dahl) Роберт Алан

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 13:59
 

(1915-2014) — видный представитель американской политической науки. В ряде получивших мировую известность книг, таких, как «Введение в демократическую теорию» (1956), «Современный политический анализ» (1964), «Политические оппозиции в западных демократиях» (1966), «Дилеммы плюралистической демократии» (1982), Даль рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии.

Всеобщий интерес вызвала разработанная Далем в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпретируемая как действительность, отличная от демократического идеала, но все же предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и лидерам — возможность открытого соперничества в борьбе за власть. Полиархия — особый тип режима правления в современном обществе, который отличается от др. политических режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкими возможностями влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами. Теория полиархии получила развитие в работах Даля «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971) и «Демократия, свобода и равенство» (1986).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 14:02
 

(1822—1885) — русский философ, публицист, естествоиспытатель.

Данилевский — создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теории культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский сформулировал основные законы функционирования культурно-исторических типов, вытекающие из предложенной им системы: 1) самобытный тип составляет племя или семейство пародов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию; 2) для возможности зарождения и развития самобытной цивилизаций народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью; 3) каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и непередаваемые другим начала цивилизации; влияние др. культур па формирующийся тип очень ограниченное; 4) «цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств»; 5) культурно-исторические типы в своем развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма: рост, расцвет и увядание.

В работе «Россия и Европа» Данилевский насчитывает десять «полноценных» культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип — славянский — более высокий, чем все предыдущие.

В истории русской политической мысли антизападная позиция Данилевского выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Данилевскому, принадлежат к совершенно различным культурно-историческим типам. По его расчетам, европейская цивилизация уже вступила в фазу органического умирания, напротив, создание условий для исторического развития «молодого» славно-русского культурно-исторического типа — важнейшая задача России.

Данилевский был одним из первых русских политических мыслителей, кто оценивал внешнюю политику государства не абстрактными критериями, но на основе концепта национально-государственных интересов. В центре геополитической концепции Данилевского была идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «Третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянско-православных государства — Русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое)и одно югославянское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорвато-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершении всего ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское — просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития. Идея культурно-исторических типов Данилевский сохраняет и сегодня свою актуальность, может играть большую методологическую роль в современных условиях интенсивных культурных связей, решения проблемы приобщения России к западным ценностям демократии. Однако абсолютизация этой идеи может вести к обоснованию замкнутости, отрицанию универсализма гуманистических принципов. Основной труд Данилевского — «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869—1871).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ДАРЕНДОРФ (Dahrendorf) Ральф

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 14:05
 

(1929-2009) — немецкий политолог и социолог, один из ведущих теоретиков современного либерализма.

В своих работах «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Конфликт и свобода» (1972) Дарендорф разрабатывает теорию социальной стратификации и теорию конфликта. Причину формирования конфликтных групп в обществе он видит в отношениях господства и подчинения. Господство определяется как возможность добиться послушания данной группы людей определенному приказу.

Центральным понятием в политической и социальной теории Дарендорфа является конфликт. Именно в нем видит ученый творческое начало и основу развития всякого общества и шанс обретения свободы. Социальные конфликты обусловлены, по мнению Дарендорфа, структурой «социальных позиций и ролей», делением на правящих и управляемых в «императивно управляемых ассоциациях», под которыми понимаются все формы асимметричного распределения власти, будь то государство, политическая партия, церковь и т.д.

Дарендорф полагает, что: 1) каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения — вездесущи; 2) каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт — вездесущ; 3) каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; 4) каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

По мнению Дарендорфа,« кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм -истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт — результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» — к «контролируемой эволюции».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Даунинг-Стрит

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 14:06
 

(англ. Downing Street) — улица в центре Лондона, на которой расположены Министерство иностранных дел и по делам Содружества, официальная резиденция премьер-министра Великобритании. В переносном смысле под Даунинг-Стрит понимается британское правительство в целом.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Движение политическое

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 14:08
 

массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства (в состав политического движения могут входить и различного рода общественные объединения). Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. У движений, как правило, отсутствует единая программа.

Если устав общефедерального политического движения зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, оно может выступать в качестве избирательного объединения и выдвигать на выборах списки своих кандидатов. Возникновение политического движения — характерная черта начальной стадии формирования многопартийной системы: некоторые из них преобразуются в ходе последующего развития в политические партии (так, напр., произошло с движением «зеленых»), некоторые распадаются.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Де-факто

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 15:07
 

(лат. de facto) — в международном праве одна из форм признания государства или правительства, означающая официальное, но не юридическое признание.