Thursday, 4 July 2024, 01:18
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Денис Иванович Игонин
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТКАЧЕВ Петр Никитич

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:38
 

(1844—1886) — политический мыслитель, публицист, издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви народничества.

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие «коммунистического инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от М. А. Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Ткачев доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали кажется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автократов». Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление.

В концепции Ткачева власть представлялась исключительно как средство осуществления воли небольшой группы людей («революционной партии») с помощью установления своей диктатуры. В отличие от анархистов, он особо подчеркивал роль политической власти (диктатуры класса, пришедшего к власти) в период построения социалистического общества, полагая, что она не только реформирует экономические и социальные основы народного бытия, но и переделает самую природу человека, перевоспитает его.

В концепции Ткачева логически связаны между собой революция, осуществленная заговорщицкой организацией и соединенная со стихийным бунтом народа, диктатура революционеров-заговорщиков после переворота, а также абсолютизация государственной власти при сведенной до минимума роли народа в деле социального реформирования. Ткачев совершил прорыв в народнической доктрине, провозгласив необходимость политических преобразований как самостоятельных и первоочередных.

Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справедливо» было естественным продолжением развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства». Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и к представителям власти.

П. Л. Лавров определил историческое место Ткачева в развитии русского революционного процесса как подготовителя, идейного вдохновителя «Народной воли». Оценивая значение идей Ткачева для русской, политической мысли и революционно-освободительного движения, Н. А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс».

Основные работы: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народи революция» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности» (1878).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:40
 

(1805—1859) — французский юрист-, политический мыслитель, государственный деятель (заместитель председателя Законодательной ассамблеи Второй Республики и министр иностранных дел), лидер консервативной Партии порядка.

Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность — эти вопросы Токвиль рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией называет представительную систему, основанную на широком избирательно праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общество в котором основной социальной ценностью является равенство. Результат том влияния равенства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится индивидуализм. Политическим с движением демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, что мешает установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержании такого баланса. Ни равенство, ни своя бода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлини человеческого бытия. Только будут вместе, в единстве, они обретают такое качество.

На примере анализа Французской революции Токвиль в работе «Старый порядок и революция» (1856) сформулировал «золотой закон» политической развития: «Самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций демократии и свободы, чем слишком быстры реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизация может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институализировать и закрепиться. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании — тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Толерантность

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:40
 

(< лат. toleranfia терпение) — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип толерантности начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп.

В политической сфере толерантность выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Толпа

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:41
 

значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Тори

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:41
 

(англ. Tory) — политическая группировка, возникшая в Англии в 70-х гг. XVII в. В 60-х гг. XIX в. на ее базе сформировалась Консервативная партия Великобритании. За консерваторами до сих пор в неофициальном обиходе сохраняется название тори.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Тоталитаризм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:44
 

(< лат. totalis весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Тоталитаризм — разновидность диктатуры. Термин «тоталитаризм» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета «Тайме» употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма».

Основные черты тоталитаризма были выделены в работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Классическими считаются признаки тоталитаризма, выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Тоталитаризм отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным.

Тоталитаризм — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через тоталитаризм прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Тоталитаризм возник в 20— 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»).

Тоталитаризм весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов.

Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунистических странах.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ТОФФЛЕР (Toffler) Алвин

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:45
 

(1928) - американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель.

В своих работах Тоффлер анализирует основные тенденции информационного общества. В центр теоретического внимания Тоффлера ставит растущий рынок знания, информации во всех сферах жизни общества: экономике, образовании, здравоохранении, финансах и бизнесе, сферах массовой информации, досуг т.д. Знание становится важным ресурсом передовой экономики, поскольку оно сокращает потребность в сырье, рабочей силе, времени и капитале. На мировом уровне, где происходит борьба за экономическое господство в XXI в. вступает в действие «стратегическое оружие, базирующееся на знании», делает достаточно радикальное заключение: знание является наиболее эффективным источником и инструментом власти, поскольку оно дает власть высшего качества. Знание часто распределено еще более неравномерно, чем богатство и вооружение, поэтому перераспределение знания, интеллектуальных ресурсов является важной задачей современной цивилизации.

Основные работы: «Футурология» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиги власти. Знания, богатство и насилие на пороге XXI века» (1990).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Традиции политические

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:46
 

исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила поведения в политической жизни. Традиции являются одним из важнейших факторов формирования политической культуры общества. Они существуют в форме обычаев, доминирующих норм и принципов поведения, обрядов и ритуалов (см. Ритуал политический) и способы их передачи могут быть устными, письменными, зрительными и институциональными.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Традиционализм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:48
 

(< лат. traditii передача, повествование) — тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средстве обеспечения законности и порядка, сохранения традиций и национального начала. Традиционализм предполагает примат общества над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Характерными чертами традиционализма являются антирационализм и антииндивидуализм. В целом, традиционализм направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов — это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники традиционализма любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании. Традиционализм придает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине, рассматривая власть в качестве предпосылки всех свобод.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Трайбализм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:49
 

(< лат. tribal племенной) — принцип политики социокультурной, экономической, этнической и религиозной обособленности, присущий родоплеменным, клановым структурам. Трайбализм в некоторых странах Африки является способом формирования политической элиты. В этих странах он рассматривается как тормоз общественного развития, препятствующий национальной консолидации. Трайбализм фактически сводит на нет принципа равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (напр., в Руанде и Сомали).