Thursday, 4 July 2024, 13:24
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
К
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

КРОЗЬЕ (Crozier) Мишель

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:12
 

(1922-2013) — французский социолог. Согласно основному постулату теоретической концепции Крозье, организации (административные, индустриальные), их функционирование или дисфункционирование составляют ключевые феномены современных обществ.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:16
 

(1842— 1921) — русский ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX — начала XX в.

В 1872 Кропоткин присоединился к народническому «кружку чайковцев». За революционную агитацию и пропаганду был арестован, затем совершил побег из тюремного госпиталя, четыре десятилетия провел в эмиграции (возвратиться в Россию ему удалось лишь в 1917.

Теория анархизма Кропоткина — связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Анархизм XIX в., до Кропоткина, подразделялся на два основных направления — анархизм-индивидуализм (М.Штирнер и др.) и анархизм-коллективизм (М.Бакунин и др.). Кропоткин явился продолжателем второго течения, развив его в анархизм-коммунизм.

Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма Кропоткина были беспощадная критика буржуазного Общества и пропаганда его революционного преодоления, убежденность в необходимости скорейшего после революции утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве основополагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимопомощь и гуманизм. Кропоткину было присуще характерное для всех анархистов негативное отношение к любой государственной власти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами.

В теории анархо-коммунизма Кропоткин четко выделяются три основные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. теория социальной революции.

Так же, как и Бакунин, Кропоткин полагал, что современное ему государство исторически изжило себя, а политическое устройство общества, при котором управляют немногие, не имеет прав на существование: Опять перед человеческой цивилизацией появляется перспектива гибели. Однако ее можно предотвратить. Анархизм и должен, по убеждению Кропоткина, выдвинуть и обосновать возможную альтернативу пути, ведущего к краху цивилизации. Кропоткин, в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял разработке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает его следующим образом: «Освобождение производителя от ига капитала. Коммунальное производство свободное потребление всех продуктов совместной работы, освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода организаций от простых до сложных сообразно взаимный нуждам и традициям. Освобождение от религиозной морали. Свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества, переходящая в состояние обычая».

Кропоткин не отрицает права на существование неполитических форм организации общества, связанных с собственным самоуправлением и саморегламентацией. В их основу он так же, как Бакунин, закладывает принцип федерализма или, по его терминологии, «сплочения» независимых территориальных областей, городов, рабочих ассоциаций и сельских общин. Такая федерация должна и может опираться на свободный и равноправный договор, вытекающий из взаимных обязательств, принятых каждым членом (субъектом) из союза вполне добровольно.

Основные работы: «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), «Записки революционера» (1902), «Современная наука анархия» (1913).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ксенофобия

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:16
 

(гр. xenos чужой + phobos страх) — страх, ненависть, нетерпимость ко всему чуждому, незнакомому или чужому для образа жизни данного общества или индивида.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Кулуары

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:26
 

(< лат. couloirs букв, корня доры) — помещения (в парламенте, съезде и т.п.), расположенные вне зала заседаний, служащие для отдыха, не официальных встреч, обмена мнениями.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культ личности

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:17
 

крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера. Культ лчности наиболее часто встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культорология политическая

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:26
 

направление в политологии, исследующее социокультурные процессы в политической жизни. Внимание акцентируется на изучении ценностных представлений граждан, особенностей формирования политического менталитета, механизмов функционирования политической культуры и др.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культура

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:17
 

(лат. cultura) — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культура активистская

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:18
 

тип политической культуры, отличающийся активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культура гражданская

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:20
 

тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции гражданской культуры Г. Алмонд утверждает, что она опирается на античную традицию «смешанного правления», теоретиками которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и патриархов даже у активных участников. Алмонд и Вебра подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Т.о., «идеальный гражданин» должен стремиться оказать влияние на власть и одновременно сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами гражданской культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно гражданская культура является прочным фундаментом демократических политических режимов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Культура патриархальная

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 00:21
 

тип политической культуры, выделенный Г.Алмондом и С.Вербой в работе «Гражданская культура» (1963). Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Индивид ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.