Wednesday, 3 July 2024, 23:30
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
С
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализация политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:22
 

процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация — это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация — это своего рода проекция черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, напр., установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, cyду, партии и т.п.).

Политическая социализация личности складывается из нескольких этапов. На первом из них — этапе политизации — в раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые складываются под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций. Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем этапе — идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые, эмоциональные отношения к политической системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В современной России в результате смены политического режима, когда прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? Другой серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:24
 

(фр. socialisme < лат. so-cialis общественный) — 1) учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость. Термин «социализм» впервые появился в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма понятие социализм приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок». Своеобразный набросок модели социалистического общества многие ученые обнаруживают у Платона в книгах «Политика», «Государство». Идеи социализма развивали в своих произведениях Т.Мор, Т.Кампанелла, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., их пытались осуществить на практике мирным путем Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным — Г.Бабеф, МА.Бакунин, К.Маркс, В.И.Ленин и др.; 2) движение, выступающее с критикой либерализма, получившее распространение в XIX в. и существующее в мире прежде всего в формах социал-демократии и коммунистического движения; 3) общественная система, основанная на базе марксистско-ленинских представлений о социализме.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализм либертарный

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:27
 

современная форма анархо-социализма. В отличие от др. направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное развитие личности, теория либертарного социализма формируется вокруг одной центральной идеи (ценности) — индивидуальной свободы (в ее индивидуалистическом, негативном понимании). Теоретические основы были заложены в трудах М.А.Бакунина, П.Прудона, П.А.Кропоткина. Он характеризуется недоверием к любой власти и любому авторитету, отрицанием позитивной роли государства и политических партий. Социально-политический идеал либертарного социализма — общество полностью добровольных, автономных мелких коммун, не имеющих какого-л. руководящего и планирующего центра. Сторонники его исходят из бакунинского принципа: свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — рабство. Идеологи либертарного социализма ведут поиски «третьего пути», отличного от капитализма и «реального социализма». В прошлом он отражал преимущественно настроения мелких буржуа, сегодня — главным образом, настроения неудовлетворенных своим положением работников умственного труда, новых средних слоев.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социализм христианский

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:28
 

направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся уже в Евангелии, в мировоззрении ранних христиан. В России начала XX в. христианский социализм представлен именами Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова и др.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социалистический интернационал

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:28
 

международное объединение социалистических и социал-демократических партий. Основан в 1951. Объединяет свыше 70 партий и организаций.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Социология политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:30
 

наука, изучающая взаимодействие политики и общества, социального строя и политических институтов и процессов. Возникла в конце XIX—начале XX в. Основоположники политической социологии — крупнейшие социологи и политологи — Г.Моска, В.Парето, М.Вебер, Р.Михельс и др.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

СПАЙКМЕН (Spykman) Николас Джон

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:32
 

(1893—1943) — американский ученый, организатор и первый директор Йельского института по изучению международных проблем.

В своей геополитической концепции Спайкмен разделил мир на три сферы: Хартленд, Римленд и удаленные Африканский и Австралийский континент. Из противопоставления Хартленда Римленда Спайкмен сделал вывод о преобладании второго над первым. Спайкмен считал, что Соединенные Штаты занимают исключительно выгодное положение как по отношению к Хартленду, так и по отношению к Римленду Через Тихий и Атлантический океан они контролируют две противоположные стороны Римленда, а через Северный Ледовитый океан напрямую выходят к самой сердцевине Хартленда. По тому достаточно расположить в наиболее чувствительных точках Римленда свои военные базы, чтобы обеспечили свое господство над Хартлендом.

Основные работы: «Стратегия Америки в мировой политике» (1942), «География мира» (1944).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:35
 

(1772—1839) — русский либеральная мыслитель, государственный деятель, реформатор.

Критика неограниченной монархии России основывается на анализе Сперанского теоритической эволюции трех основных форм правления, которые «издавна разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая». Он полагает, что монархическое правление в Европе приходит «в изнеможение», республиканское, напротив, набирает силу. Проанализировав русскую историю, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его «План государственного преобразования...» предусматривал установление в России «истинной монархии», основанной на прочных «коренных», или «непременных», законах. «Истинная монархия» в понимании Сперанского — это не только цель, но и средство государственных преобразований. «Коренные государственные законы» постоянны, непреложны, неподвижны, на них основываются все другие законы государства. Сперанский выступает за реализацию в русской политической жизни принципа разделения властей. Царь в России, пишет он, соединяет в своих руках все ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, и только «умственные границы» полагают предел этой власти.

Сперанский различает права гражданские — «безопасность лица и имущества» — и права политические, причем первый вид прав основывается на втором. Разъясняя разницу между этими двумя видами прав, он подчеркивает, что «права гражданские в существе своем не что другое суть, как те же права политические, недействующие раздельно и лично для каждого». Сперанский особо останавливается на понятии «гражданская свобода», определяя два ее вида: «свобода личная и свобода вещественная». Первая — заключается в том, что никто не может быть наказан без суда и принужден к службе государству и отдельным лицам иначе, как по закону; вторая — в праве собственника распоряжаться собственностью по своему желанию и в установлении порядка, при котором собственник не может быть лишен имущества без суда и не облагается податями иначе, как по закону.

Основной задачей Сперанского как государственного деятеля было реформирование механизма государственной власти Российской империи. Сперанский призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ.

Суть конституционных проектов Сперанского состояла в следующем: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение власти: исполнительная ветвь — у Совета министров, законодательная — у Государственной думы — сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), котррая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть — тоже сверху донизу — должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.

Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917, и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии.

Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его. ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Спикер

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:41
 

(< англ, speaker буке, оратор) — председатель нижней палаты парламента в США и Великобритании, ее доминионах, а также в Японии и др. государствах. Спикер формально избирается палатой, фактически — партиями большинства. В Великобритании спикер Палаты общин считается находящимся вне партий, он принимает участие в голосовании только при равном разделении голосов. Спикер руководит заседаниями палаты, кроме случаев, когда палата преобразует себя в комитет палаты. Через спикера палата осуществляет связь с главой государства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

СПИНОЗА (Spinoza) Барух (Бенедикт)

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:43
 

(1632—1677) — нидерландский философ-материалист.

Сущность государства и права и их происхождение Спиноза пытается объяснить с точки зрения естественной необходимости. Отсюда — обращение к «природе человека», к естественным основам общежития. Подобно Т.Гоббсу, он рассматривает людей, постоянно преследующих свои интересы, как эгоистов и врагов, которые «влекутся врозь». Это особо заметно, когда человек находится в естественном состоянии, когда его действия определяются исключительно низменными страстями. Поэтому, как подчеркивает Спиноза в «Этике», в естественном состоянии не может быть никакой морали. Государство — организация, служащая интересам всех членов общества, люди соединяют свои силы и свои естественные права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». Цель договора — польза, «по устранению которой договор сразу прекращается и остается недействительным». Спиноза считал, что государственная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать законы их совести, свободу которой он горячо отстаивал. Не менее горячо ратовал философ и за свободу мысли и слова, причем свободу не только от государственной власти, но и от религиозного авторитета. Спиноза убежден, что главная функция всякого государства — воспитательная. Рассматривая основные государственные формы, Спиноза выступает решительным противником неограниченной монархии, считая, что может быть оправдана только ограниченная, конституционная монархия.

Особое место в теории Спинозы занимаем анализ особенностей демократического правления. Он определяет демократию «как общее собрание людей, сообща имеющих верховное право на все, что они могут». Спиноза полагает, что демократическое государство наиболее подходит к естественному состоянию. Основание и цель демократического государства состоит «в избежании нелепостей желания и в удержании людей, насколько возможно это сделать». Заботиться этом следует только верховной власти подданным же надлежит исполнять ее приказания и не признавать другого права, кроме того, которое верховная власть объявляет за право. Демократия Спинозы имеет существенные изъяны: демократических прав лишаются иностранцы, женщины и рабы, дети и несовершеннолетние, те, кто совершил преступления или ведет «позорный образ жизни».

Идеи Спиноза об общественном договоре оказали значительное воздействие на формирование взглядов ЖЖ.Руссо представления о государстве и праве немецкой классической философии.

Основные работы: «Богословской политический трактат» (1670), «Этика» (1675), «Политический трактат (1677).