Wednesday, 3 July 2024, 23:27
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
С
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Стратегия политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 13:59
 

(rp.strategia < stratos войско + ago веду) — направление и способ осуществления политической деятельности государством, партиями и др. политическими институтами, характеризующиеся ориентацией на общие долговременные цели, крупномасштабные задачи, а также использованием соответствующих ресурсов. политическая стратегия определяет долговременье цели политического, социально-экономического и духовного развития; основные этапы и их последовательность; принципы и приоритеты; средства мобилизации ресурсов и т.д. Политическая стратегия воплощается в политическом курсе, который направляется и фиксируется в теориях, политической доктрине, программе.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Стратификация социальная

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:00
 

(лат. stratum настил, слой + facere делать) — иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Строй политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:00
 

понятие, обозначающее политическую структуру общества и политический режим.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

СТРУВЕ Петр Бернгардович

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:05
 

(1870— 1944) — крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик — член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной думы.

Либерализм Струве основывается на философской идее индивидуализма, идее «верховной ценности личности и служебного значения социального организма». Струве был ярко выраженным государственником. Его этатизм претерпел довольно значительную эволюцию. В своих первых работах Струве в полемике с марксизмом подчеркивает, что государство является не только организацией господства, но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность государства составляет «текучее общественно-правовое отношение между людьми».

В 1908 Струве приходит к признанию особой, мистической сущности государства. Он пишет, что мистичность государства заключается в том, что власть государства над людьми обнаруживается в их подчинении отвлеченной для большинства идее внешней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутреннем, моральном, признании государственного могущества как общественной ценности. Т.о., государство, согласно Струве, представляет собой надклассовую организацию, имеющую всеобщий общественный характер, стоящую выше общества, государство — своего рода «соборная» личность, стоящая выше всякой личной воли.

Власть «не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рационального распорядка общественной жизни», она также носит мистический характер. Струве определяет власть как «орудие внешней мощи государства» и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».

Струве заложил принципиальные основы «либерально-консервативного миросозерцания», руководствуясь понятиями середины, меры, объединяющими в равновесии государство и нацию, власть, ответственность и свободу.

Основные работы: «Марксова теория социального развития» (1905), «Идеи и политика в современной России» (1907), «Размышления о русской революции» (1921).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Структурный функционализм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:03
 

направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функционализма, любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Подструктурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (напр., депутат — это политическая роль, а парламент — политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий (см. Методы политологии).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Субкультура политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:02
 

совокупность политических ориентацией и моделей политического поведения, отличающаяся от доминирующих в обществе. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, этнические группы, и др.

Любая политическая культу партия стоит из субкультур. Так, напр, выделяет в американской политической культуре три основные культуры: моралистскую, индивидуалистическую и традиционалистскую., моралистической культуре преобладай нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители — наследники пуританских традиций Старой Света. Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничен») сферы деятельности государства, автономии личности, правах и свободах ли поста. Традиционалистическая субкультура в большей степени распространена на Юге Характерными чертами этой субкультуры являются ориентация на личные дружеские связи, клановость и корикативизм.

По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Суброгация

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:01
 

(лат. subrogatio) — частичное дополнение к старому закону.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Субъект

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:01
 

(< лат. subjectus лежащий в основе) — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носители каких-л. свойств; личность.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Субъект Федерации

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:07
 

государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из субъекта федерации, которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. Каждый субъект имеет свою конституцию, законодательство, а в некоторых федеративных государствах и свою судебную систему. Конституции федеративных государств всегда проводят четкое, детальное разграничение компетенции федерации как таковой и ее субъектов. Степень относительной самостоятельности субъектов в их отношениях с центром может быть различной в различных государствах, но при этом они равноправны друг с другом. Равноправие субъектов федерации — один из основных принципов федерализма.

Понятие «субъект федерации» впервые введено в российское конституционное право Конституцией РФ в 1993.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Субъекты РФ

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 14:13
 

государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 85 субъектов, в т.ч. 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), 1 автономная область (Еврейская автономная область), 4 автономных округов. Конституция РФ (1993) устанавливает 6 видов субъектов РФ: республики в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции РФ, все субъекты РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти. Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Так, напр., из всех субъектов РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие субъекты РФ должны принимать уставы соответствующего субъекта РФ. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции РФ.

Субъекты РФ имеют свои законодательные органы и свои органы исполнительной власти. Границы между субъектами РФ не могут быть изменены без их согласия. Конституция РФ наделяет субъекты Федерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения с Федерацией и исключительная компетенция субъекта Федерации, к которой отнесено все то, что не входит в компетенцию Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъекта. Права выхода из РФ ее субъекты не имеют.