Wednesday, 3 July 2024, 21:20
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Полемика

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:44
 

(фр. polemique < гр. ро-lemikos враждебный, воинственный) — научный спор, словесная война, литературная перепалка.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Полемология

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:44
 

(гр. polemos война + logos учение) — наука о войне как явлении социального порядка, о ее причинах и следствиях во всех аспектах (экономическом, политическом, демографическом, моральном и т.д.); направление в политологии, в рамках которого анализируются войны и вооруженные конфликты.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Полиархия

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:45
 

(< гр. poly много, многое + arche суверенитет, начало) — политический режим, отличающийся высокой степенью конкурентности и политического участия граждан. В политологию термин «полиархия» был введен Р.Далем. Согласно его точке зрения, полиархия — реальный политический режим, существующий в странах Западной Европы и США, в отличие от идеальной модели демократии (правления народа и для народа). Полиархию Даль противопоставляет закрытые гегемонии, характеризующиеся низкой степенью состязательности и политического участия населения (либо их полным отсутствием).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Полис

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:46
 

(< гр. polls город-государство) — форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древнем Риме, сложившаяся в VII — VI вв. до н.э. Полис представлял собой крупный город с прилегающими к нему окрестностями. Территория полиса, как правило, была 100—200 км2, население 5—10 тыс. чел. Полис составляли полноправные граждане, каждый из которых обладал земельной собственностью; др. же часть населения полиса (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы) прав граждан полиса не имела. Государственная организация полиса могла быть различной: демократия, монархия, олигархия, тирания и т.д.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политеизм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:47
 

(< гр. polys много + theos Бог) — многобожие, почитание нескольких или многих богов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:51
 

(< rp.politike искусство управлять государством). Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) сфера общественной жизни; 2) один из видов активности социальных субъектов; 3) тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определял политику как высший вид человеческого общения.

Для анализа феномена политики некоторые ученые прибегают к более удобным адекватным понятиям, выделяя используемые в английском языке категории polity, policy, politics, которые в английском языке нет ёмких понятийных слогов.

С понятием polity связывают институциональное измерение политики, постановленное конституцией, традициями в форме парламентов, свидетельств, судов и т.д.

И, наконец понятием politics связано процессное истолкование политического термина, речь идет о процессе политического волеизъявления, имеющего интелликтуальные, волевые, оценочные и социально- психологические формы.

Содержания политики выражается в ее целях и ценности мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, субъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее существование как отношений различных социальных групп, организаций и их видов.

Политика может осуществляться на скольких уровнях: 1) низший уровень включает решение местных вопросов: (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями; 2) локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона; 3) национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов; 4) международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика внешняя

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:09
 

деятельность государства на мировой арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств. В современных государствах в зависимости от принятых в них форм правления руководство внешней политикой осуществляет либо глава государства — президент (в президентских и полупрезидентских республиках), монарх (в абсолютных и дуалистических монархиях), либо премьер-министр (в парламентских республиках и парламентских монархиях). Для проведения внешней политики во властных структурах современных государств существуют специальные органы — министерства иностранных дел и соответствующие парламентские комитеты. В случае возникновения спорных ситуаций при осуществлении внешней политики, напр., ратификация международных договоров и т.п., они разрешаются конституционными судами или другими органами конституционного или высшего судебного надзора.

Внешняя политика призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой политике. Она неразрывно связана с внутренней политикой государства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика внутренняя

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:10
 

внутригосударственная деятельность, охватывающая комплекс мероприятий в социальной, национальной, экономической, финансовой, торговой, уголовной, религиозной, культурной и др. областях. К средствам внутренней политики относятся: регламентация социального поведения, разработка и внедрение норм, использование налогов и льгот, регулирование занятости, организация образования, здравоохранения, спорта, воспитания, пресечения преступлений и др.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика военная

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:11
 

важное направление общей политики государства, политических партий, социальных сил и институтов. Военная политика имеет своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.

К задачам военной политики относятся: обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории; обеспечение безопасности плавания своих флотов; защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

Для решения указанных задач создаются специальные социально-политические институты: вооруженные силы; правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики; военно-промышленный комплекс; специальные службы и т.д. Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики: а) организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением; б) научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса — новейшими технологиями; в) международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т.п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.

Военная политика непосредственно связана со всеми основными направлениями политического процесса в современном обществе: внешней и внутренней, экономической и социальной, демографической и экологической политикой.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика мировая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:13
 

внешнеполитическая деятельность государств, международных организаций политических партий, движений, политических лидеров.

Ее оси составляют межгосударственные содействия на международной арене которые могут быть как двух-, таи многосторонними. Для межгосударственных политических отношений характерны два основных вида контактов: сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество государств предлагает расширение политических связей между ними на взаимовыгодной основе, обусловленное общностью близостью геополитических интересов. Взаимодополняемостью экономик; типностью политических систем, религий, идеологий; цивилизационным и этническим родством и другими сторонами. Сотрудничество взаимосвязанных государств ведет к их интеграции в различные ассоциации, содружества- сообщества и союзы, которые выступают в качестве важных субъектов мировой политики.

Во второй половине XX в. под влиянием процессов интернационализации и глобализации международных отношений, а также в связи с обострением глобальных проблем сфера мировой политики существенно расширилась. Наряду с традиционными вопросами сохранения баланса сил, обеспечения военной безопасности, регулирования экономического сотрудничества все большее значение в мировой политике приобретают экологические, энергетические, продовольственные и демографические, этнополитические, культурные, а также некоторые др. проблемы глобального масштаба.

Важной тенденцией эволюции мировой политики является возрастание роли в ней международных организаций и институтов, под юрисдикцию которых постепенно переходят многие вопросы, находившиеся ранее исключительно в компетенции национальных государств. Международные организации начинают все более активно выполнять регулятивные функции по отношению к различным сторонам глобального развития. Они агрегируют различные национальные, государственные интересы и трансформируют их в общечеловеческие. Эти организации служат важным каналом для рекрутирования политических лидеров из различных стран в мировую политическую элиту, играющую первостепенную роль в мировой политике.

Мировая политика — важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. В то же время международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика демографическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:15
 

комплекс мероприятий, проводимых правительствами современных государств с целью регулирования репродуктивного поведения населения, упрочения института семьи.

Демографическая ситуация в современном мире отличается большим разнообразием. В целом на планете наблюдается значительный рост народонаселения, который получил название «демографический взрыв». Так, в 1800 на Земле жило около 1 млрд чел.; для удвоения численности человечества с 1 до 2 млрд чел. в 1930 потребовалось 130 лет, а для последующего удвоения— всего 45лет(4млрдчел. в 1975). Пятимиллиардный землянин появился в 1987. На рубеже XX—XXI вв. число жителей нашей планеты достигло 6 млрд. Однако «демографический взрыв» в наше время происходит не во всем мировом сообществе, а прежде всего в странах Азии, Африки и частично Латинской Америки. Напр., в Индии каждый день рождается 56 тыс. детей, и по прогнозам к 2016 г. по численности народонаселения Индия выйдет на первое место в мире. Такое стремительное увеличение числа жителей ведет к обострению социальных, экономических, экологических и других проблем (рост числа безграмотных, людей, живущих за чертой бедности, и т.д.).

Во многих развитых странах, наоборот, наблюдается «нулевой рост» населения, когда число рождений примерно равно числу смертей, или «отрицательный рост», при котором смертность превышает рождаемость.

В этой связи в различных государствах современного мира цели демографической политики различны. Одни страны стремятся ограничить рост народонаселения или даже сократить его численность, др., напротив, стараются увеличить число своих жителей, третьи считают естественный прирост удовлетворительным и принимают меры для сохранения его на том же уровне.

Методы демографической политики принято подразделять на три группы: экономические (налогообложение, денежные пособия, оплачиваемые отпуска и разного рода льготы, преимущества при приобретении жилой площади, содержание или поддержка государством различных детских учреждений); административно-юридические (законодательные акты с целью воздействовать на ход демографических процессов); социально-психологические (формирование демографических идеалов, отвечающих интересам развития народонаселения страны и соответствующим этическим принципам, существующим в обществе).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика правовая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:16
 

деятельность, направленная на изменение права и обеспечение соблюдения его гражданами, организациями и учреждениями. Субъектами правовой политики являются: государство, политические партии, общественные движения.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика региональная

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:17
 

деятельность органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны.

Основными целями региональной политики в РФ являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, комплексная экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических ценностей регионов; становление, обеспечение гарантий местного самоуправления.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика экологическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:18
 

тема мер, осуществляемых государством для сохранения окружающей среды и защиты природы. Важной задачей экологической политики является оптимизация отношений между обществом и природой, т.е. поиск и реализация наиболее приемлемых вариантов осуществления хозяйственно деятельности, при которой не допускалось бы нанесение ущерба природе.

Экологическая политика основывается на природоохранном законодательстве и во многом определяется уровнем его разработанности.

Важным направлением экологической политики является внедрение новых природосберегающих технологий, основанных на достижениях научно-технической революции, и модернизация уже существующих производств. Серьезной проблемой является финансирование природоохранных мероприятий, обеспечение которого требует во многих случаях политических решений на государственном уровне.

С обострением глобальной экологической проблемы во второй половине XX в. охрана природы стала важнейшим направлением международного сотрудничества. Во-первых, для решения глобальной экологической проблемы требуются согласованные усилия большинства членов мирового сообщества; во-вторых, серьезную политическую проблему в межгосударственных отношениях представляют так называемые трансграничные загрязнения, когда вредные выбросы, внесенные в атмосферу или гидросферу промышленными предприятиями одного государства, пагубно воздействуют на природу др. страны.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политика экономическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:19
 

деятельность государства по поддержанию определенных принципов развития экономической жизни, сохранению известных пропорций между отраслями материального производства и непроизводственной сферы, а также стимулированию экономической активности населения. Главное средство реализации задач экономической политики — формирование государственного бюджета. В зависимости от конкретных целей политико-экономического регулирования различают бюджетно-финансовую, кредитно-денежную, инвестиционную, налоговую и др. виды экономической политики.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политология

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:21
 

(гр. politike + logos учение) — наука о политике, власти и политических процессах. Политология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX в. В 1857 в Колумбийском университете (США) была открыта кафедра политической науки. Позже аналогичные кафедры возникли в Йельском, Гарвардском, Принстонском и др. университетах. В 1903 была создана Американская ассоциация политических наук. Параллельно шло формирование политической науки и в Западной Европе. Такие ученые, как М.Вебер, РМихельс, М.Острогорский, В.Парето, внесли немалый вклад в становление и развитие политологии.

Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1) политическая теория (в т.ч. история политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже, по существу, подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и др. политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической пауки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

В современной науке о политике существует множество различных направлений и подходов, методов политических исследований. Наряду со ставшими традиционными парадигмами: бихевиоризмом, структурным функционализмом, культурологическим подходом развиваются сравнительно новые: геополитическая парадигма, «экологический» подход (фокусирующий внимание на историко-генетических факторах политического развития), политический феминизм (ориентированный на исследование тендерных факторов политики, положения женщин в обществе и т.п.), постмодернизм и др. Расширяется и сфера научных интересов политологии. Внимание исследователей привлекают процессы перехода к демократии, политическое участие, новые общественные движения, неокорпоратизизм и др. Ныне политическая наука выступает важнейшей частью общегуманитарного знания.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политология прикладная

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:23
 

составная часть и одновременно специфический исследовательский уровень политологии. Прикладная политология может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального поэтического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъектом политических событий, их иерархи классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этнические и религиозные группы, роль участников политических событий в принятии политических решений и их реализации. К прикладным отраслям политологии моя отнести концепции государственного управления, партийной стратегии и статистики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий выработки и принятия политических решений; технология проведения референдума, избирательной компании и.т.д.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Политология сравнительная

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:26
 

отрасль политологии, в рамках ко рой путем сравнения выделяются черты и специфические различи разнообразных групп политических объектов.

Применение сравнительного знали за в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерон можно найти черты сравнительных исследований. В более поздние периоды сравнительный метод применял Ш.Л.Монтескье, А. де Токвилем. В конце XIX — начале XX в. появились работы, ориентированные на сравнительный анализ отдельных политических институтов. В период между Первой и Второй мировыми войнами сравнительные исследования были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных государств, их политических институтов, сопоставление функций различных политических структур, политических норм и процедур. Сравнительная политология этого периода опиралась на исторический, правовой, описательный и институциональный методы. Однако такой подход страдал формализмом, статичностью и описательностью, поскольку ограничивался лишь описанием политических норм, процедур, конституционного права различных государств, оставляя без внимания условия функционирования политической системы и неформальные политические процессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевропейские страны и США.

Только после Второй мировой войны в исследовательское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Изменилась и методологическая база исследований: большее внимание стало уделяться сбору и обработке эмпирических фактов; стали использоваться количественные методы исследований (факторный анализ, корреляционный анализ и др.); для исследования политических объектов начали заимствоваться методы др. наук (социологии, экономики, психологии, антропологии); повысился интерес к разработке наиболее общих концептов и теоретических моделей, пригодных для сравнительных исследований; сами исследования стали в большей степени ориентированы на выявление причинно-следственных связей, создание общих моделей развития, установление основ типического и единообразного для всех схожих объектов. Методологической основой политологии этого периода стал бихевиоризм.

Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы политической модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т.д.

Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов.

Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Напр., в сравнительном проекте К. Джанды «Политические партии: транснациональный обзор» исследуется деятельность 158 партий из 53 стран в 50—70-е гг. В этом проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам организации и деятельности политических партий (институционализация и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т.д.).

Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Понтификат

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:27
 

(лат. pontificatus) — власть и период правления Папы Римского.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Понятие

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:27
 

одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:29
 

(1902 — 1994) — английский философ, логик, социолог и политолог.

В работах «Нищета историцизма» (1944) и «Открытое общество и его враги» (1945) Поппер подверг критике такие подходы к социально-политическим явлениям, как историцизм и утопическая социальная инженерия, которые, по его мнению, способствовали появлению тоталитаризма («закрытого» общества). Историцизм для Поппера — это социально-философская концепция, настаивающая на том, что тенденции в истории общества следует рассматривать как законы или их можно вывести из всеобщих законов — из законов психологии, как у О.Конта и Дж. С. Милля, или из законов диалектического материализма, как в марксизме. В сфере политической деятельности, подчеркивал Поппер, принципы утопической социальной инженерии требуют определить конечную политическую цель или идеальное государство. Ученый отрицал идею о том, что поиски счастья — это законная цель государства, он категорически отвергал революционные предложения о замене существующего социального порядка справедливым, бесклассовым, идеальным обществом.

Попперу принадлежит оригинальная концепция демократии. Раскрывая ее суть, ученый подчеркивает, что она очень проста и в то же время существенным образом отличается от веками утвердившейся теории демократии. Во всех прежних теориях, начиная с Платона, главным вопросом демократии был вопрос: «Кто правит?» Поппер же предлагает поразмыслить над тем, как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться от кровопролития и насилия.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Популизм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:32
 

(лат. populus народ) переходный тип политического сознания; политическая деятельность, имеющая цель обеспечение популярности в массах ценных необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. Термин «популизм» впервые появился в конце XIX США в связи с широким народным; желанием за создание третьей массовой партии — Популистской. Правда, в Римской республике в конце II—I вв. н.э. существовало идейно-политичекое течение популярое, призванное защищать интересы простого народа плебса. Популизм — понятие, выражающее различные явления. Популистскими назывались и мелкобуржуазно-крестьянские течения, и общественные движения в регионах «догоняющей» модернизации. Первым крупным и систематизированным вариантом идеологии популизма, в России было народничество. Втор половина XX в. ознаменовалась азартом интереса к популистской традиции. При этом понятие «популизм» употребляется для обозначения разнохарактерных социально-политических и логических явлений как левого, так и правого толка.

Мировой опыт свидетельствует, популизм активизируется в периоды, к страны переживают переломные этапы своей истории. При резких социальная экономических сдвигах, особенно когда ломаются старые устои, а новые еще не обозначились четко и определенно, на политическую арену выходят популистские деятели.

Характерная особенность популизма — прямой контакт, без посредства политических институтов между лидерами, обладающими способностью воздействовать на умы и чувства людей, и массами. Популизм — это скорее комплекс непосредственных политических реакций индивидов на систематическое ущемление их ближайших интересов, чем целенаправленное практическое воплощение определенной идеологии. В сфере политического действия он проявляется чаще всего в виде акций гражданского неповиновения, общественных кампаний, «походов» в знак протеста против конкретных мероприятий власти.

В современном политическом лексиконе термин «популизм» часто используется для обозначения набора тактических приемов в политической борьбе, связанных с апелляцией к общественному сознанию масс, с попытками подстроиться под их требования, использовать такие черты общественного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям. Популистское сознание отличается утопическим иррационализмом, выступающим в своеобразной форме — в оболочке плоского прагматизма, что выражается в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям — в вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию, в представлении о социальном зле как порождении заговора внешних сил.

Понятие популизма употребляется и как синоним демагогии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Порядок мировой

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:32
 

1) система международных политических, правовых, экономических и др. отношений, которая исторически сложилась к данному периоду времени; 2) определенное качественное состояние системы международных отношений на том или ином этапе общественного развития.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Порядок политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:33
 

соотношение организационных форм политического процесса и норм политического поведения граждан, при котором сохраняется минимально необходимая стабильность режима правления. Политический порядок проявляется в легитимности, эффективности деятельности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности типов поведения, устойчивости политических отношений.

Формирование политического порядка происходит на основе наличия у разных политических сил общих коренных интересов и необходимости сотрудничества в целях их защиты (см. Консенсус).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Посол

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:34
 

глава дипломатического представительства наиболее высокого в протокольном отношении уровня. Посол аккредитуется при главе государства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Постулат

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:34
 

(< лат. postulatum требуемое) — суждение, принцип, принимаемый без доказательства в качестве исходного положения какой-л. теории.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Почвенничество

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:36
 

литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., участники которого (А.Григорьев, братья М. и Ф.Достоевские, Н.Страхов) были объединены сложной совокупностью общих исходных принципов, взглядов на социальное устройство общества, политику, искусство. Базовые принципы почвенничества были сформулированы на страницах журналов «Время» (1861 —1863) и «Эпоха» (1864—1865).

Основополагающей для почвенников была идея «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России. «Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент». Идеологи почвенничества склонялись к мысли, что русскими национальными особенностями являются душевная широта, национальная и религиозная терпимость, способность понять и оценить достоинства других народов, доброта, глубина нравственного чувства. Для Ф.М.Достоевского это становилось признаком всемирного призвания России, способной объять любовью все человечество, претворить в жизнь известную мечту народов о единении в мире и взаимопонимании. Через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что «у нас, русских, две родины — Европа и наша Русь». Это не исключало того, что Европа для Достоевского была, говоря словами Ивана Карамазова, лишь «дорогим кладбищем». Слова Достоевского о «народе-богоносце», «всечеловечности» православия свидетельствуют о попытке синтеза славянофильства и западничества: «новая Русь» берет от Запада все наиболее ценное, и если там «идея общечеловечности все более стирается», то в русском народе «выступает способность высоко-синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Права человека

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:38
 

система принципов и норм, регулирующих взаимоотношения между человеком (социальной общностью) и государством и обеспечивающих получение им определенных социальных и материальных благ.

Исторически первой формой статического осмысления и утвержден представлением о достоинстве лично и ее автономии по отношению к владельцу, являются идеи и доктрины естестенного права. В Новое время господствующим становится понимание фундаментальных прав человека на жизнь свободу, собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотъемлемых и священных императивов, норм, взаимоотношений между человеком и властью.

Значительный вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции человека, внесло христианство, которое соединило их с религиозно-нравственными нормами. Позже они нашли политико-институциопальное признание, воплощение в государственно-правовых документах: в «Билле о (США), в Декларации прав человека гражданина (Франция). Среди документов, принятых мировым сообщество можно назвать Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека; Пакт о экономических, социальных и культурных правах, который провозглашает право народов на самоопределение и устанавливает обязательства государства в деле полного осуществления прав человека; Пакт о гражданских и политических правах, налагающий обязательства на присоединившиеся к нему государства принять законы, запрещающие пропаганду войны, вражды и насилия между людьми и народами; ряд конвенций, в которых изложены общезначимые нормы международные стандарт в области прав человека.

В современной науке права человека разделяются на негативные, обязывающие государства и людей воздерживаться действий, которые могут нанести вражду индивиду либо существенно ограничить его свободу (негативные права человека составляют основание индивидуальной свободы); и позитивные, обязывающие государства и людей предоставлять индивиду те или иные блага, осуществлять определенные действия.

По сферам реализации права человека делятся на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические. К гражданским (личным) правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства и т.д. Они носят преимущественно негативный характер. Политические права: право на гражданство, избирательные права, свобода политического объединения, демонстраций, собраний, свобода средств массовой информации, свобода совести и др. Эти права обеспечивают возможности активного участия граждан в управлении государством и обществом. Социально-экономические права: право на труд, на свободу выбора работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд; право собственности, в т.ч. и частной, право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни, инвалидности, старости и т.д. Культурные права: право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и др. Экологические права: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека тесно связаны с обязанностями. К числу обязанностей человека и гражданина, закрепленных в конституциях большинства стран, относятся: обязанность соблюдать законы, уважение прав и свобод др. лиц, уплата налогов, подчинение предписаниям исполнительной власти, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д.

В конституциях современных государств, как правило, указаны гарантии реализации прав человека, к которым относят материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение власти, наличие оппозиции, независимого суда, свободных СМИ и др.), юридические (демократическое законодательство) и духовно-нравственные (определенный образовательный уровень, доступ к информации, развитое и действенное общественное мнение, здоровая нравственная атмосфера).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Правительство

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:50
 

высший коллегиальный исполнительный орган государства. Правительство в разных странах носят различные конституционные наименования: Кабинет — в Японии; Совет министров — в Индии; Правительство — в Чехии, Колумбии; Совет министров (Правительство) — во Франции и на Кубе; Государственный совет — в Китае; Федеральное правительство — в Германии; Федеральный совет — в Швейцарии; Административный совет — в КНДР и т.д.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании правительства можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования правительства: парламентскую и внепарламентскую.

Парламентская модель предусматривает формирование правительства на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте — обычно выборов в нижнюю палату). Это характерно для парламентских республик, монархий и для многих смешанных республик. По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им правительство будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту (напр., Палате общин в Великобритании, обеим палатам в Италии). В некоторых странах (напр., в Болгарии) парламенту представляется только глава правительства, который после своего утверждения парламентом формирует правительство и представляет его для назначения главе государства. В Германии Бундестаг должен выбрать Федерального канцлера по предложению Федерального президента, а если это не удается, то может произвести такой выбор по собственному разумению. В Швеции назначение главы правительства производится не королем, а тальманом Риксдага. В парламентарных государствах правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте — перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) правительство обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового правительства и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы.

Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и для некоторых смешанных республик. В последнем случае нужно различать формально внепарламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку правительство нуждается в доверии парламента (нижней палаты), как это имеет место во Франции (здесь правительство формируется премьер-министр, который назначается президентом), и реально внепарламентскую, от которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не сдается и формируется совершенно независимо от него. Так, в президентской республике правительство формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В президентских республиках правительство формируется президентом, причем из назначенных им членов.

Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.

Правительство РФ — высший орган исполнительной власти государства. Состоит; Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы, др. члены правительства назначаются президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство РФ ответственно перед президентом и формально перед Государственной Думой: Президент может любое время уволить правительство в отставку; Государственная Дума может выразить недоверие, которое влечет отсчет правительства только при наличии соответствующего решения Президента. Правительство может сам подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Основные сферы деятельности правительства: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, равно как и политики в области культуры, экономики и других социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан. Правительству предоставлено право законодательной инициативы.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Правительство коалиционное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:53
 

правительство, которое создается в парламентарных государствах, когда депутатские места в парламенте заняты представителями различных партий, ни одна из которых не может претендовать на создание однопартийного правительства. Пост премьер-министра и основные места в коалиционном правительстве занимают члены самой многочисленной партийной фракции в парламенте, но петой, которая составляет парламентское большинство. Может возникнуть ситуация (хотя это бывает реже), когда не самые крупные партийные фракции, объединившись, получают парламентское большинство и формируют коалиционное правительство в обход самой крупной партийной фракции. Еще более редкий случай — т.н. большая коалиция, когда правительство образуют все политические партии, представленные в парламенте.

Коалиционное правительство наиболее часто в последнее десятилетие XX в. создавались в Италии, Венгрии, Бельгии, Нидерландах, Румынии, где в партийной системе отсутствует безусловно доминирующая партия.

Коалиционные правительства менее устойчивы, чем однопартийные, часто сменяют друг друга, что может привести к политической нестабильности.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕНЬШИНСТВА»

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:53
 

правительство в парламентарных государствах, формируемое, партией или коалицией партий, не имеющих (даже вместе) большинства в парламенте в том случае, когда др. партии (или одна достаточно влиятельная партия) обещают поддерживать это правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Право

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:54
 

1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Право как система дифференцирована по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., конституционное право, гражданское право и др.). Право подразделяется на международное и национальное; 2) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как форму самоорганизации общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Право избирательное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:55
 

совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва выбранных представителей, не оправдавших доверие избирателей. Различают активное и пассивное избирательное право.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Православие

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:55
 

одно из трех ведущих христианских направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395) и оформилось после разделения церквей (1054). На Руси с конца X в. в основу православного вероучения положены Священное Писание (Библия — Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (постановления вселенских и поместных соборов, «творения» «отцов церкви» и др.). Распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Ныне существует 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей: константинопольская, иерусалимская, русская, грузинская, сербская, болгарская, кипрская и др. Русская Православная Церковь (РПЦ) управляется Синодом во главе с патриархом. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы 77 центров и управлений, 8061 общество (общин), 38 духовных образовательных учреждений, 329 монастырей и подворий, 141 братство и сестричество, 7 миссий РПЦ.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прагматизм политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:56
 

(< гр.pragma дело, действие ) — ориентация на достижение эффекта политической деятельности независимо от гуманистических, нравственных критериев, без учета отдаленных последствий.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Праймериз

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:57
 

(англ. primaries < primary первичный, первоначальный) — 1) в США первичные собрания избирателей для выдвижения кандидатов на выборные должности, а также сам процесс голосования на таких собраниях; 2) выборы делегатов на партийный съезд в США.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Преамбула

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:57
 

(фр. preambule предисловие < лат. praeambulus идущий впереди, предшествующий) — вводная или питательная часть законодательного иного правового акта, а также декларации и международного договора, в которой, как правило, излагаются побудительные мотивы, цели издания, принципиальные положения соответствующего акта.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«ПЯТАЯ КОЛОННА»

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:59
 

нарицательное название тайной вражеской агентуры, используемой для разложения тыла страны-противника. Термин возник в период национално-революционной войны в Испании 1936—1939.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Путч

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:00
 

(< нем. Putsch путч) — государственный переворот, совершении группой заговорщиков. Иногда путчем называется не сам переворот, а только попытка.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Президиум

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:12
 

(< лат. praesidere сидеть впереди, председательствовать) — руководящий орган какой-л. организации, учреждения; группа лиц, избранных для руководства съездом, собранием и т.д.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Президент

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:29
 

(< лат. praesidens сидящий впереди) — глава государства исполнительной власти или только государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В мировой политической практике сложилось три системы избрания: 1) прямые выборы президента (Австрия, Бразилия, Ирландия, Мексика, РФ, Франции и др.); 2) косвенные выборы президента (Аргентина, США): население выбирает выборщиков, которые затем выбирают главу государства; 3) в парламентских республиках президент избирается путем многостепенных выборов; в этой связи выделяются следующие разновидности: а) президент избирается парламентом (Турция, Израиль, Турция и др.); б) для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц (Италия); в) в ряде федеративных государств (ФРГ, Индия) для избрания президента формируется особая коллегия, стоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов Федерации.

Срок полномочий президента ограничен рамками закона. В США, ФРГ, России допускается избрание на пост президента одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост президента.

Объем полномочий президента зависит от формы правления.

В парламентской республике (ФРГ, Италия) президент является только главой государства, но не правительства. Реальная исполнительная власть принадлежит возглавляемому премьер-министром правительству, что, в частности, выражается в необходимости контрасигнаций большинства актов президента премьер-министром или соответствующим министром. Президент, как правило, избирается парламентом или при участии последнего.

В президентской республике президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти, т.е. главой администрации (в США, странах Латинской Америки) или правительства (в Замбии, Беларуси, Казахстане, Узбекистане). Пост премьер-министра, как правило, отсутствует. Президент избирается внепарламентским путем, т.е. народом (прямо или косвенно).

В полупрезидентских республиках президент является только главой государства, однако обладает реальными властными полномочиями, позволяющими ему фактически руководить ответственным перед парламентом правительством (президент назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента). При этой форме правления президент, как правило, избирается на всеобщих выборах. Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента.

Полномочия президента распространяются на: 1) область управления; 2) области законодательной инициативы; 3) область внешней и военной политики; 4) сферу чрезвычайных полномочий. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженными силами.

Пост президента РСФСР установлен по результатам Всероссийского референдума 17 марта 1991 г. Нынешний статус президента РФ регулируется Конституцией РФ (1993). Президент — глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конституция исходит из ведущего положения президента в системе государственных органов. Президент в целом независим от др. органов государственной власти, парламентские и судебные издержки и противовесы, а тем более контроль существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ — не часть системы разделения властей, он поставлен над др. ветвями власти. В установленном Конституцией РФ порядке президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд. Порядок избрания президента установлен Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г. Конституция РФ не предусматривает ответственности президента РФ за нарушение им Конституции, он может быть отрешен от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Племинарии

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:29
 

(лат. перед, впереди + (liminis) начало) — предварительные переговоры, соглашения; временные решения.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Премьер-министр

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:30
 

(фр. premier ministre) — глава правительства в Австралии, Беларуси, Великобритании, Италии, Канаде, Латвии, Литве, Португалии, Румынии, Финляндии, Франции, Эстонии, Японии и ряде др. стран; председатель кабинета министров.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прения парламентские

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:30
 

одна из форм деятельности парламента, представляющая собой обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прерогатива

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:30
 

(лат. praerogativa) — исключительное право, принадлежащее какому-л. государственному органу или должностному лицу.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Пресс-релиз

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:31
 

(англ, press-release) — специальные бюллетени для работников средств массовой информации (СМИ), выпускаемые правительственными учреждениями, руководящими органами каких-л. международных организаций и содержащие материалы для срочной публикации.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Префект

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:31
 

(< лат. praefectus начальник) — особый институт представителей центрального (Румыния) или регионального (РФ) правительства на местах.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Преференция

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:32
 

(< лат. praeferre почитать) — предпочтение, преемство.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прецедент

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:33
 

(< лат. praecedens (p cedentis) идущий впереди, предшествующий) — 1) случай, имевший то ранее и служащий примером или оправданием для последующих служб подобного рода; 2) решение суда, др. государственного органа, нанесенное по конкретному делу и обязательное при решении аналогичных дел в последующем.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Принцип

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:34
 

(< лат. principium основное начало) — 1) основное, исходное положение какой-л. теории, учения и т.д. ;руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Проблема

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:34
 

(< гр. problema задача,) — теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прогнозирование политическое

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:38
 

(< гр. prognosis предвидение) процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.

Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной является повышение эффективной результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: опережать нежелательных результатов развития событий; приспособиться к ней ; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.

Существует несколько классификаций политического прогнозирования: по основным типам — поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения — оперативное (до одного месяца), краткосрочное (от одного месяца до одного года), среднесрочное (от одного года до пяти лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое).

Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность.

Прогнозирование осуществляется в несколько этапов: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.

В практике в политическом прогнозировании используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прогресс

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:38
 

(лат. progressus) — движение вперед, от низшего к высшему, изменение к лучшему.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Прокламация

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:38
 

обращение, воззвание в форме листовки.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Пролетариат

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:39
 

(< лат. proletarius принадлежащий к неимущему слою граждан в Древнем Риме) — общественный класс, характеризующийся отсутствием какой бы то ни было частной собственности на средства производства и продажей собственной рабочей силы за заработную плату. В современных условиях термин «пролетариат» иногда используется как синоним понятия «рабочий класс».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Пролонгация

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:39
 

(фр. prolongation < лат. prolongare удлинять) — продление договора, осуществляемое до момента истечения срока его действия с целью обеспечения его непрерывности.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Промульгация

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:40
 

(< лат. promulgatio публичное объявление) — 1) официальное опубликование международного договора; 2) в конституционном праве ряда зарубежных государств опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные конституцией или законом сроки; только после промульгации закон, как правило, обретает обязательную силу. Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится о подписании и обнародовании Президентом РФ принятых парламентом федеральных законов. Федеральный закон направляется Президенту в течение пяти дней с даты принятия, а Президенту Конституция отводит 14 дней с момента поступления закона для того, чтобы он либо подписал закон, либо вернул его в парламент на повторное рассмотрение. Подписание федерального закона и есть указание об его обнародовании, т.е. официальном доведении его до всеобщего сведения. Если парламент преодолел вето Президента, вернувшего закон на повторное рассмотрение, то последний обязан в течение семи дней подписать и обнародовать этот закон.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Проникновение политическое

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:41
 

процесс, означающий: 1 ) обретение экономическими, социальными и др. проблемами собственно политического характера, что предполагает применение для их урегулирования государственных средств и методов воздействия; 2) осуществимость принятых высшими органами государства решений на центральном, региональном или местном уровнях политической власти, мера и степень воплощения государственного курса.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Пропаганда политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:42
 

(лат. propaganda < propagare распространять)— деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального расширения круга их сторонников.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Пропорциональная избирательная система

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:45
 

порядок определения результатов голосования, при котором мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Эта система широко распространена в современном мире. В странах Латинской Америки, напр., выборы проводятся только по пропорциональной системе. Данная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5% т.н. заградительный барьер, призванный воспрепятствовать чрезмерной дроби политических групп в парламенте. Существует две разновидности системы:
а) избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны - избирательные округа не выделяются;
б) депутатские мандаты распределяются с учетом влияния партий в избирательных округах.

К достоинствам системы относится; что в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил, обеспечивает систему обратной связи между государством и организация гражданского общества, в итоге способствует развитию политического либерализма и многопартийности. 

Основные недостатки системы: возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, как следствие, нестабильность правительств); непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, т.к. голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а партии; независимость депутатов от их партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться процессе обсуждения и принятия важных документов).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Протекторат

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:47
 

(< лат. protector покровитель) — 1) форма правления в Англии (во времена О.Кромвеля) в 1653-1659, когда республику возглавлял лорд-протектор; 2) существовавшая ранее полуколониальная форма зависимости, при которой феноменально сохранялась государственность. За протектором признавались широкие права и полномочия на вмешательство во внутренние дела зависимого государства. Протекторат являлся этапом на пути установления колониального владычества в государствах, сопротивление которых колонизаторам не удавалось сразу и полностью преодолеть. Напр., на Мадагаскаре в 1885—1896 протекторат предшествовал установлению Францией там своего колониального режима.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Протест политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:48
 

проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме. К протестным формам поведения относятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, подписание петиций, массовые и групповые насильственные акции. Причинами, обусловливающими протестов поведение, являются: депривация, кризис традиционных норм и ценностей политической культуры, делегитимация политического режима.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Протестантизм

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:49
 

одно из главных направлений в христианстве наряду с православием и католицизмом. Протестантизм возник в XVI в. в, эпоху Реформации. Первоначальными формами протестантизма были: лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и менонинство, англиканство. Позже возникает ряд течений, известных как поздний протестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, мормоны и др. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, нашедшее свое выражение в создании в 1948 Всемирного совета церквей. Численность последователей протестантизма в различных странах мира составляет около 400 млн человек.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Противоречие

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:50
 

положение, при котором одно высказывание исключает другое высказывание (суждение, мнение), не совместимое с ним.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Протокол

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:50
 

(фр. protocole < гр. proto-kollon первый лист манускрипта) —

1) официальный документ, в котором фиксируются какие-л. фактические обстоятельства (напр., ход собрания);

2) в международном праве: протокол договорный — официальный документ (чаще всего приложение к основному договору); протокол дипломатический — общепринятые правила и традиции, соблюдаемые в международном общении.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Процедура

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:51
 

(< лат. procedere продвигаться) — официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-л. дела, деятельности (напр., Процедура избирательная).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Процесс избирательный

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:52
 

мероприятия государства по организации и проведению выборов, «избирательный закон в действии». Избирательный процесс включает в себя: назначение выборов; регистрацию избирателей; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрацию; финансовую поддержку выборов; проведение голосования; определение результатов голосования; распределение депутатских мандатов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Процесс законодательный

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:53
 

порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, как правило, закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

В РФ законодательный процесс включает чаще всего пять стадий: 1) внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы; 2) рассмотрение в Думе законопроекта, как правило, в трех чтениях; 3) принятие закона Думой (обычный закон принимается простым большинством от общего числа депутатов этой палаты, а конституционный — большинством в 2/3); 4) закон проходит утверждение в Совете Федерации; 5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

В законодательный процесс возможны и дополнительные стадии, если принятый Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Процесс политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:55
 

совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти. В современной политической науке политический процесс иногда отождествляется с понятием политики в целом (Р.Доуз), результатами функционирования политической системы (Т.Парсонс), динамикой соперничества групп за статусы и ресурсы власти (РДарендорф).

Различаются: базовые, основные политические процессы, характеризующие разнообразные способы включения масс в политику (политическое участие), способы преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения (государственное и местное управление); периферийные политические процессы, характеризующие динамику формирования и развития отдельных политических институтов (партий, ассоциаций, групп интересов и т.д.). Причем последние не оказывают существенного влияния на поведение власти. Политический процесс может протекать в явной и латентной (скрытой) форме, обладает собственным внутренним ритмом.

Основными видами политического процесса по формам их протекания являются, функционирование, кризис, и т.д.

Структура политического процесса выглядит следующим образом: субъект процесса (носитель власти), действующее начало; объект процесса (результат, который достигается как цель процесса); средства и методы, с помощью которых реализуется цель процесса. В качестве средств могут выступать материальные и технические ресурсы, информация, знание и т.д.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жерар

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 20:59
 

(1809—1865) — французский философ, социолог, экономист, теория анархизма.

В основе учения Прудона лежит утверждение, что приобретаемая без труда (рента, прибыль), для охраны которой и существует государство, определяется источником порабощения человека («собственность — это кража» Он полагает, что во имя справедливости, понимаемой им как логическое и моральное выражение равновесия «хорошим» и «дурным» в отношении людей, необходимо уничтожить государство и его законы. На их место предлагается «прогрессивная организация», свободный добровольный слой людей, связанных договором. По мнению Прудона, договорный порядок, сменит основанный на законе государственный порядок, создает подлинные условия для управления, истинное народовластие, республику. Последняя, его представлении, будет «положительной анархией», демократическим пением в форме «организации вверх».

Прудон выступает не только против государства, но и против демократии, которая является, по его мнению, новой формой абсолютизма, создателя «патрициат посредственностей» и расширяет идею государственности до бесконечных пределов. Критикуя марксову идею диктатуры пролетариата, Прудон подчеркивает, что «при демократическом направлении народ фатально эксплуатируется пролетариатом» и «тирания пролетариата» с неизбежностью приводит к нищете.

В работах Прудона впервые в истории анархистской мысли антиэтатизм соединился с идеей коллективного отношения к труду и принципом федерализма.

Идеи Прудона нашли отражение в доктринах русских классиков анархизма — М.А.Бакунина и П.Л.Кропоткина. Однако модели будущего общества у Прудона и русских анархистов различны: в прудоновской модели сохраняется мелкая частная собственность, у русских анархистов акцент делается на переходе к коллективизму.

Основные работы: «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840); «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Психоанализ политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 21:01
 

направление политической психологии и политологии, в рамках которого изучаются бессознательные, глубинные аспекты политических явлений и процессов. Психоанализ политический применяется для исследования политического лидерства, политических режимов, политического поведения, политической культуры. Наибольшее распространение получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которого выделяются два направления: психобиографическое и психоисторическое.

С позиций психобиографии корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (биографическим особенностям) на структуры бессознательного личности. Достаточно часто при этом подходе уделяется внимание роли компенсаторных механизмов (путям и способам компенсации низкой самооценки) и их влиянию на политическое поведение. Психобиографический подход использовался, напр., З.Фрейдом и У.Буллитом в работе «Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. Психологическое исследование», Г.Лассуэмом — «Психопатология и политика», Э.Фроммом — «Анатомия человеческой деструктивности», В. Вильфенштейном — «Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди» и др. .

Психоисторию же в отличие от психобиографии интересуют бессознательные механизмы поведения личности в контексте социальных и политических событий, «точки пересечения» индивидуальных и социальных бессознательных травм. Эта парадигма была сформулирована в 1957 президентом американской исторической ассоциации У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получила в трудах американского психолога Э. Эриксона о Лютере и Ганди, американского политолога Л. Пая и психоисторика Р. Лифтопа о Мао Цзэдуне и др.

Основы психоанализа политических режимов были заложены в работах Э. Фромма «Бегство от свободы» и В. Райха «Психология масс и фашизм». Методологический подход к исследованию политического поведения был сформулирован З. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я».

Политический психоанализ помогает увидеть за обычными фактами политической жизни глубинные существенные причины их возникновения и развития.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Психобиография

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 21:01
 

психологический анализ личности конкретных лиц, прежде всего политических деятелей (см. Политический психоанализ).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Психология политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 21:04
 

наука, изучающая психологические аспекты политической жизни. Объектами политике-психологических исследований являются — политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение, политическая социализация, массовое сознание и т.д. Методы исследований заимствовались политической психологией из социальной, клинической, когнитивной и др. направлений психологии. К наиболее часто используемым методам исследований относят наблюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, психосемантический анализ, экспертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политическихлидеров, схематическое картирование и др.

Основными направлениями политической психологии считаются бихевиористское, когнитивистское, психобиографическое, психоисторическое. Зарождение политической психологии можно нести к началу XX в. На ее становление большое влияние оказали работы Габона, Г.Тарда, Ч.Мерриама, Г Лиэлла, З.Фрейда, Э.Эриксона. Однако годом рождения самостоятельной науку можно считать 1968, когда в Американской ассоциации политических наций было создано отделение политической психологии, а в Йельском университете была разработана специальная программа для углубленной подготовки политологов. Спустя десять лет было сформировано Международное общество политической психологии и нач. издаваться специальный журнал. В настоящее время политическая психология является самостоятельной научной дисциплиной.