Wednesday, 3 July 2024, 21:22
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Право избирательное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:55
 

совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва выбранных представителей, не оправдавших доверие избирателей. Различают активное и пассивное избирательное право.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Право

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:54
 

1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Право как система дифференцирована по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., конституционное право, гражданское право и др.). Право подразделяется на международное и национальное; 2) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как форму самоорганизации общества.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕНЬШИНСТВА»

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:53
 

правительство в парламентарных государствах, формируемое, партией или коалицией партий, не имеющих (даже вместе) большинства в парламенте в том случае, когда др. партии (или одна достаточно влиятельная партия) обещают поддерживать это правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Правительство коалиционное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:53
 

правительство, которое создается в парламентарных государствах, когда депутатские места в парламенте заняты представителями различных партий, ни одна из которых не может претендовать на создание однопартийного правительства. Пост премьер-министра и основные места в коалиционном правительстве занимают члены самой многочисленной партийной фракции в парламенте, но петой, которая составляет парламентское большинство. Может возникнуть ситуация (хотя это бывает реже), когда не самые крупные партийные фракции, объединившись, получают парламентское большинство и формируют коалиционное правительство в обход самой крупной партийной фракции. Еще более редкий случай — т.н. большая коалиция, когда правительство образуют все политические партии, представленные в парламенте.

Коалиционное правительство наиболее часто в последнее десятилетие XX в. создавались в Италии, Венгрии, Бельгии, Нидерландах, Румынии, где в партийной системе отсутствует безусловно доминирующая партия.

Коалиционные правительства менее устойчивы, чем однопартийные, часто сменяют друг друга, что может привести к политической нестабильности.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Правительство

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:50
 

высший коллегиальный исполнительный орган государства. Правительство в разных странах носят различные конституционные наименования: Кабинет — в Японии; Совет министров — в Индии; Правительство — в Чехии, Колумбии; Совет министров (Правительство) — во Франции и на Кубе; Государственный совет — в Китае; Федеральное правительство — в Германии; Федеральный совет — в Швейцарии; Административный совет — в КНДР и т.д.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании правительства можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования правительства: парламентскую и внепарламентскую.

Парламентская модель предусматривает формирование правительства на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте — обычно выборов в нижнюю палату). Это характерно для парламентских республик, монархий и для многих смешанных республик. По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им правительство будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту (напр., Палате общин в Великобритании, обеим палатам в Италии). В некоторых странах (напр., в Болгарии) парламенту представляется только глава правительства, который после своего утверждения парламентом формирует правительство и представляет его для назначения главе государства. В Германии Бундестаг должен выбрать Федерального канцлера по предложению Федерального президента, а если это не удается, то может произвести такой выбор по собственному разумению. В Швеции назначение главы правительства производится не королем, а тальманом Риксдага. В парламентарных государствах правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте — перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) правительство обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового правительства и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы.

Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и для некоторых смешанных республик. В последнем случае нужно различать формально внепарламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку правительство нуждается в доверии парламента (нижней палаты), как это имеет место во Франции (здесь правительство формируется премьер-министр, который назначается президентом), и реально внепарламентскую, от которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не сдается и формируется совершенно независимо от него. Так, в президентской республике правительство формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В президентских республиках правительство формируется президентом, причем из назначенных им членов.

Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.

Правительство РФ — высший орган исполнительной власти государства. Состоит; Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы, др. члены правительства назначаются президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство РФ ответственно перед президентом и формально перед Государственной Думой: Президент может любое время уволить правительство в отставку; Государственная Дума может выразить недоверие, которое влечет отсчет правительства только при наличии соответствующего решения Президента. Правительство может сам подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Основные сферы деятельности правительства: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, равно как и политики в области культуры, экономики и других социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан. Правительству предоставлено право законодательной инициативы.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Права человека

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:38
 

система принципов и норм, регулирующих взаимоотношения между человеком (социальной общностью) и государством и обеспечивающих получение им определенных социальных и материальных благ.

Исторически первой формой статического осмысления и утвержден представлением о достоинстве лично и ее автономии по отношению к владельцу, являются идеи и доктрины естестенного права. В Новое время господствующим становится понимание фундаментальных прав человека на жизнь свободу, собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотъемлемых и священных императивов, норм, взаимоотношений между человеком и властью.

Значительный вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции человека, внесло христианство, которое соединило их с религиозно-нравственными нормами. Позже они нашли политико-институциопальное признание, воплощение в государственно-правовых документах: в «Билле о (США), в Декларации прав человека гражданина (Франция). Среди документов, принятых мировым сообщество можно назвать Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека; Пакт о экономических, социальных и культурных правах, который провозглашает право народов на самоопределение и устанавливает обязательства государства в деле полного осуществления прав человека; Пакт о гражданских и политических правах, налагающий обязательства на присоединившиеся к нему государства принять законы, запрещающие пропаганду войны, вражды и насилия между людьми и народами; ряд конвенций, в которых изложены общезначимые нормы международные стандарт в области прав человека.

В современной науке права человека разделяются на негативные, обязывающие государства и людей воздерживаться действий, которые могут нанести вражду индивиду либо существенно ограничить его свободу (негативные права человека составляют основание индивидуальной свободы); и позитивные, обязывающие государства и людей предоставлять индивиду те или иные блага, осуществлять определенные действия.

По сферам реализации права человека делятся на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические. К гражданским (личным) правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства и т.д. Они носят преимущественно негативный характер. Политические права: право на гражданство, избирательные права, свобода политического объединения, демонстраций, собраний, свобода средств массовой информации, свобода совести и др. Эти права обеспечивают возможности активного участия граждан в управлении государством и обществом. Социально-экономические права: право на труд, на свободу выбора работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд; право собственности, в т.ч. и частной, право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни, инвалидности, старости и т.д. Культурные права: право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и др. Экологические права: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека тесно связаны с обязанностями. К числу обязанностей человека и гражданина, закрепленных в конституциях большинства стран, относятся: обязанность соблюдать законы, уважение прав и свобод др. лиц, уплата налогов, подчинение предписаниям исполнительной власти, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д.

В конституциях современных государств, как правило, указаны гарантии реализации прав человека, к которым относят материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение власти, наличие оппозиции, независимого суда, свободных СМИ и др.), юридические (демократическое законодательство) и духовно-нравственные (определенный образовательный уровень, доступ к информации, развитое и действенное общественное мнение, здоровая нравственная атмосфера).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Почвенничество

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:36
 

литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., участники которого (А.Григорьев, братья М. и Ф.Достоевские, Н.Страхов) были объединены сложной совокупностью общих исходных принципов, взглядов на социальное устройство общества, политику, искусство. Базовые принципы почвенничества были сформулированы на страницах журналов «Время» (1861 —1863) и «Эпоха» (1864—1865).

Основополагающей для почвенников была идея «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России. «Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент». Идеологи почвенничества склонялись к мысли, что русскими национальными особенностями являются душевная широта, национальная и религиозная терпимость, способность понять и оценить достоинства других народов, доброта, глубина нравственного чувства. Для Ф.М.Достоевского это становилось признаком всемирного призвания России, способной объять любовью все человечество, претворить в жизнь известную мечту народов о единении в мире и взаимопонимании. Через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что «у нас, русских, две родины — Европа и наша Русь». Это не исключало того, что Европа для Достоевского была, говоря словами Ивана Карамазова, лишь «дорогим кладбищем». Слова Достоевского о «народе-богоносце», «всечеловечности» православия свидетельствуют о попытке синтеза славянофильства и западничества: «новая Русь» берет от Запада все наиболее ценное, и если там «идея общечеловечности все более стирается», то в русском народе «выступает способность высоко-синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Постулат

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:34
 

(< лат. postulatum требуемое) — суждение, принцип, принимаемый без доказательства в качестве исходного положения какой-л. теории.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Посол

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:34
 

глава дипломатического представительства наиболее высокого в протокольном отношении уровня. Посол аккредитуется при главе государства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Порядок политический

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 19:33
 

соотношение организационных форм политического процесса и норм политического поведения граждан, при котором сохраняется минимально необходимая стабильность режима правления. Политический порядок проявляется в легитимности, эффективности деятельности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности типов поведения, устойчивости политических отношений.

Формирование политического порядка происходит на основе наличия у разных политических сил общих коренных интересов и необходимости сотрудничества в целях их защиты (см. Консенсус).