Friday, 5 July 2024, 20:20
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

МИХЕЛЬС (Michels) Роберт

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:51
 

(1876—1936) — немецкий политолог, один из основателей партологии. Известность ученому принесло исследование «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). Анализируя социальные отношения, Михельс пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные органы для выражения и защиты интересов. С появлением партий, представительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту.

Михельс указывает на три главные причины, способствующие олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющими. Эта специализация, усложнение управления растут вместе с расширением организации. Вторая причина состоит в психологических свойствах самой массы — политической индифферентности, паническом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархизации — харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации Михельс назвал «железным законом олигархизации».

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:50
 

(1842—1904) —литературный критик и публицист, теоретик народничества, один из создателей субъективного метода в социологии.

Михайловский понимал значение политической борьбы шире и точнее, чем многие народники, ограничившиеся «дезорганизацией правительства» путем индивидуального террора. Михайловский не отвергал террор, он настаивал на более гибкой и разнообразной тактике, указывал на необходимость практических союзов, хотя бы случайных и временных, с др. противниками самодержавного деспотизма, напр., с либералами. Он требовал созыва Земского собора и установления конституционного строя.

Считая, что поступательное движение вперед возможно только при всестороннем развитии личности, Михайловский, как и П. Лавров, отстаивал «право вмешательства в ход жизни» ради устранения всего, что «безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно». Но, в отличие от революционеров, Михайловский хотел сначала перевоспитать человека и развить отношения «труда и собственности, которые уже существуют в наличности, но в крайне грубом первобытном виде». В революционных потенциях крестьянства он сильно сомневался, так же, как и в его социалистических инстинктах. Михайловский не отрицал значения революций в истории человечества, но возможность революционного взрыва представлялась ему гораздо более опасной для накопленных богатств цивилизации, вековых традиций прошлого, существования самого человека как сознательно созидающей личности, чем постепенное, хотя и медленное, преодоление «раздробления целостности личности».

Свои надежды Михайловский возлагал на деятельность прогрессивно настроенного меньшинства, интеллигенции. За ней он оставлял право «свободного выбора деятельности», изменения самого хода общественного развития.

В конце 70-х гг. Михайловский приходит к выводу, что осуществление социалистических идеалов невозможно без коренного преобразования политического строя страны. В знаменитых «Политических письмах социалиста» (1880) Михайловский, упрекая революционных народников в теоретической и политической непоследовательности, требовал перехода от абстрактной «социальности» к конкретной политике. Весь смысл современного момента, убеждал Михайловский революционных народников, заключается в том, что создалась редкая возможность политическими средствами повалить самодержавие и воспрепятствовать развитию капитализма в России.

Социалисты-революционеры считали Михайловского одним из основателей их партии.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Миф политический

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:47
 

(< гр. myth слово, сказание, предание) — статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании политического мифа чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется проекция коллективного бессознательного (архетипов) на некоторые реальные объекты. Политический миф — это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными политическими мифами являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Митинг

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:46
 

(англ, meeting) — массовое собрание для обсуждения политических и др. актуальных проблем текущей жизни, для выражения протеста или ее солидарности, в поддержку каких-либо требований.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Мистификация

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:45
 

(гр. mystes посвященный в тайну, знающий таинства лат. facere делать) — обман, намеренное введение кого-л. в заблуждение.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Миссия

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:45
 

(лат. missio < mittere пось лать) — 1) представители государств направленные в др. государство с кой-л. специальной целью; 2) постоянное дипломатическое представительство одного государства в другом, во главе которого (в отличие от посольств стоит посланник; 3) миссионерская организация; 4) ответственное поручение задание.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Миротворчество

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:45
 

1) социально-психологическая позиция личное имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений обществе; наиболее законченную иде логическую форму миротворчество получило в идеологии пацифизма. 2) во внешнеполической деятельности — мирные инициативы государств, политических и государственных деятелей и др. по мирном урегулированию международных конфликтов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Мировоззрение

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:44
 

концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Мировое сообщество

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:44
 

понятие, призванное отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных проблем цивилизации. В основе мирового сообщества лежит принцип суверенного равенства всех государств. Универсальной организацией, представляющей мировое сообщество, является Организация Объединенных Наций (ООН).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Мировое геополитическое пространство

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:43
 

государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Это пространство, в свою очередь, подразделяют на геостратегические регионы.

Важную роль в формировании геополитического пространства играют т.н. геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий; линии сотрудничества или соперничества между государствами.