Thursday, 4 July 2024, 13:22
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Мировое геополитическое пространство

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:43
 

государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Это пространство, в свою очередь, подразделяют на геостратегические регионы.

Важную роль в формировании геополитического пространства играют т.н. геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий; линии сотрудничества или соперничества между государствами.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Министр без портфеля

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:42
 

должностное лицо — член правительства, не руководящий министерством, но выполняющий отдельные поручения премьер-министра, имеющий право решающего голоса на заседаниях правительства.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:42
 

(1806— 1873) — английский философ-утилитарист, экономист, политический мыслитель, государственный деятель (член Палаты общин английского парламента), один из основателей идеологии либерализма.

Свобода индивида — та «командная высота», с которой Милль рассматривает ключевые для себя политические и правовые проблемы. Их перечень традиционен для либерализма: предпосылки и содержание свободы человеческой личности, свобода, порядок и прогресс, оптимальный политический строй и т.д.

Индивидуальная свобода, по мнению Милля, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной свободы Милль выделяет следующие моменты: свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с др. индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.

Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать цивилизованное человеческое общежитие. Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за состояние последнего. Главное условие существования достойного государства — самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.

Представительное правление рассматривается Миллем как средство смягчения классовых противоречий, средство установления порядка и справедливости. Чтобы избавиться от большинства, подавляющего меньшинство, Милль предлагает систему пропорционального представительства, а чтобы избавиться от подавления невеждами образованных людей — систему подачи голоса последними в нескольких избирательных округах. Все остальные должны иметь один голос. Т.о. Милль пытался уравновесить два обстоятельства: широкое участие избирателей в выборах и сохранение влияния интеллектуальной, просвещенной элиты.

Основные работы: «О свободе» (1855), «Представительное правление» (1861).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:40
 

(1916— 1962) — американский социолог, один из главных вдохновителей движения «новых левых». По идейным воззрениям близок к неомарксизму. В противовес марксизму выдвинул концепцию «властвующей элиты». Миллс полагал, что захват «правящим классом» контроля над важнейшими областями жизни является главной причиной упадка демократии. Миллс верил в самостоятельную роль интеллигенции и видел в радикальном слое силу, способную низвергнуть господство «властвующей элиты» — союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит.

Основная работа: «Властвующая элита» (1957).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Милли Меджлис

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:39
 

однопалатный парламент Республики Азербайджан.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Милитаризм

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:39
 

(фр. militarisme < лат. militaris военный) — политика, ориентированная на военные средства в решении внешних и внутренних проблем.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Миграция

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:39
 

(< лат. migratio переселение) — территориальное перемещение каких-л. групп населения.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Метрополия

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:38
 

(гр. metropolis < met« мать + polls город) — 1) государств владеющее колониями; 2) в Древней Греции — название города-государства по отношению к основанным им поселениям в чужих землях.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Методы политологии

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:38
 

(гр. methodos путь исследования) — средства анализа, способы проверки и оценки политической теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом: 1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами; 2) институциональный период(Х1Х — начало XX в.) — па ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы; 3) бихевиористский период (20—70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы; 4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

Основными течениями в рамках методологии политической науки являются «традиционалистское» (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и «бихевиористское» (ратующее за приоритет «точных», эмпирических и количественных методов).

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. Большое влияние оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джефферсона и др. В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с др. — призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Платона и Аристотеля. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются. Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тождества и различий; в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипотез; д) «признание» некоторых основополагающих гипотез. Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3)прогнозировать события, тенденции и последствия.

Для того чтобы попять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований — опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование — позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явления и процессы. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала, возможно, сделать политические прогнозы.

В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые в данном случае являются специфическим интеллектуальным товаром. Заказчиком такого рода исследований выступают центральные и местные власти, государственные учреждения, политические партии и т.д.

С помощью социологического метода можно выявить взаимосвязь политики и др. сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Этот метод дает ключ к изучении таких проблем, как связь типа человечества (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот.

Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характер, а также типичных механизмов логических мотиваций. В основании этого метода легли наиболее значительные идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе человека в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

Одним из источников современной психологического подхода стали идеи психоанализа. Психоанализ, выявляв скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и находят их в особенностях детского развития, в тех конфликтах, которые, оставили в душе будущего политика шрамы психологических травм. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения (в частности, поведения толпы, авторитарного типа личности). Политический психоанализ необходим при изучении процесса политической социализации мотивов поведения лидера и малых групп.

Своеобразную революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика — это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании (см. Бихевиоризм).

Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии — анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики — регрессионный, корреляционный, факторный и др. виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии начали активно создавать информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники.

Значительный вклад бихевиоризм внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Особое место в методологии стали занимать методы изучения избирательного процесса и электорального поведения. Распространение получают методы предвыборного зондажа общественного мнения и техника панельных (повторяющихся) опросов избирателей.

Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии.

В рамках постбихевиористского периода формируются и получают развитие такие типы политического исследования, как структурно-функциональный анализ и системный подход.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на общепринятые образцы поведения. Нормы объединены в институты, имеющие структуру и обладающие функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, максимальный же его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.

Системный подход рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.

В основе метода экспертных оценок лежит их проведение специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение данного метода для решения широкого круга не формализуемых проблем политической жизни — выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д.

Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информационные потоки, главный из которых — политическое решение и реакция на него агентов политики. Последние должны быть адекватны поставленной цели, что возможно при учете всех информационных потоков, исходящих от людей.

Метод моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Напр., по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели. Потребность в этом методе возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-л. механизм политической системы (напр., механизм реализации политической власти) или же процесс (предположим, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (управление ею), институты, их элементы ил объединения (государство, политический режим), взаимодействие с др. политическими системами (международные отношения) и т.п.

Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделям позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивое с др. — выявить чувствительные параметры модели, те признаки связи, изменения которых оказывай наиболее существенное влияние на выходные параметры модели.

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических макро-микропроцессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, рос, в свою очередь, имеет множеств собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов парламент.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Методология

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:35
 

(гр. metodos путь, следования или познания + logos слово, учение) — 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, предложений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследований, применяемых в данной науке.