Thursday, 4 July 2024, 05:24
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОС И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe OSCE)

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:11
 

является преемницей Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое начало свою деятельность в первой половине 70-х гг. в ходе процесса «разрядки напряженное между «Востоком» и «Западом». СБСЕ в значительной степени способствовало смягчению конфронтации в период холодной войны, углублению взаимопонимания и доверия между странами и народами.

Важнейшими вехами в работе СБСЕ стали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 в Хельсинки; Парижская хартия для новой Европы (1990); Хельсинкская декларация (1992). В 1994 СБСЕ была преобразована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В состав ОБСЕ входят 55 государств Европы, Северной Америки и Азии. Трансконтинентальный характер организации объясняется, во-первых, принципиальным значением европейской безопасности для мирового развития в целом; во-вторых, важным влиянием, оказываемым на обеспечение международной безопасности в Европе некоторыми государствами, расположенными за географическими пределами Старого Света, прежде всего — США.

ОБСЕ представляет собой международный форум для проведения многосторонних переговоров и консультаций, а также принятия политических решений на основе принципа консенсуса (единогласия). Целями организации являются: улучшение межгосударственных отношений и обеспечение длительного мира; поддержка процесса разрядки международной напряженности; обеспечение европейской безопасности; защита прав человека; содействие экономическому и социальному прогрессу и благосостоянию всех стран и пародов.

Структура ОБСЕ включает следующие основные институты: 1 )Совещание глав государств и правительств государств-участников, которое проводится, как правило, раз в 2 года; на совещании определяются основные приоритеты и направления деятельности организации, принимаются ее важнейшие документы; 2) Совет Министров ОБСЕ — второй по значению руководящий орган этой организации, который проводит свои заседания 1 раз в год в период между совещаниями глав государств; осуществляет исполнительные и распорядительные функции; 3) Руководящий Совет ОБСЕ координирует деятельность организации, разрабатывает общие принципы и политические директивы, принимает решения между заседаниями Совета Министров, обсуждает экономические вопросы; 4) Постоянный комитет ОБСЕ, образованный из представителей государств-членов, решает текущие повседневные задачи; заседания этого комитета проходят в Вене; 5) Действующий председатель, в качестве которого выступает министр иностранных дел страны, председательствующей в ОБСЕ.

Кроме того, в структуре ОБСЕ функционируют: верховный комиссар по делам национальных меньшинств; форум по сотрудничеству в области безопасности; Генеральный секретарь; бюро по демократическим институтам и правам человека; парламентская ассамблея и др.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) (North Atlantic Threaty Organization — NATO)

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:13
 

военно-политический союз. Учрежден на основе договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Договор бессрочный, однако предусматривается возможность выхода из него любого участника по истечении 20-летнего срока и спустя год после его заявления о денонсации договора. В НАТО входят 19 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Исландия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия (с 1949); Греция и Турция (с 1952);ФРГ(с 1955); Испания (с 1978), Венгрия, Польша и Чехия (с 1999). В 1966 из военной организации блока вышла Франция, однако в конце 1995 она заявила о возобновлении своего членства в соответствующих военных органах НАТО; в 1974 о выходе из военной организации блока объявила Греция, сохранив, однако, свое представительство в ряде ее органов.

Высший политический и военный . орган НАТО — Североатлантический совет, — состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Совет проводит свои встречи как на уровне министров иностранных дел, так и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и еженедельные. Решения Совета принимаются единогласно.

Высшим органом военной организации НАТО с декабря 1966 г. стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально и состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в годна уровне министров обороны. Одним из важных органов НАТО является Военный комитет. Он состоит из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил, и собирается на свои заседания не реже двух раз в год. Военному комитету подчиняется командование двух зон: Европы и Атлантики.

Важную роль в деятельности НАТО играет Генеральный секретарь организации. Он является председателем Североатлантического совета, возглавляет Международный секретариат оборонного планирования, ядерного планирования и некоторые органы.

В военную структуру НАТО входят военные комитеты, постоянный военный комитет, Международный военный штаб.

Военные силы НАТО состоят из 3 видов: 1) непосредственно придан организации; 2) выделенных государствами- участниками с целью перед их под командование альянса в возникновении международного конфликта.

Изменение политической ситуации в мире в начале 90-х гг. привело к расширению сотрудничества НАТО.) многими государствами, не входят в состав альянса, прежде всего с государствами Центральной и Восточной Европы, а также бывшими советскими республиками. Такое взаимодействие осуществляется в рамках Совета североатлантического сотрудничества, изданного в 1991, и программы « Партнёрство во имя мира», вступившей в действие в 1994. Россия осуществляет отношения с НАТО как в рамках данного Совета и программы, так и посредством специально созданного в 1971 консультативного совета НАТО.

После окончания холодной войны НАТО приняло новую стратегическую концепцию альянса (1991), в которой выделены три основных механизма обеспечения безопасности: диалог, трудничество, поддержание комплексной обороноспособности.

В последующих декларациях и заявлениях альянса было подчеркнуто, он работает над новой системой опасности, в рамках которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). Официальные языки НАТО — английский и французский.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development — OECD)

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:14
 

международная межправительственная организация. Создана в 1961. ОЭСР выступила в качестве преемницы Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей в 1948—1960 с целью координации политики по эффективному использованию представленной по плану Маршалла американской экономической и финансовой помощи для восстановления и развития послевоенной Западной Европы. В ОЭСР входят следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.

Перед ОЭСР стоят следующие задачи: содействие развитию мировой экономики; согласование экономической и социальной политики государств-членов для обеспечения общественного благополучия в регионе ОЭСР; координация помощи государств организации развивающимся странам.

Высшим руководящим органом ОЭСР является Совет, который состоит из представителей государств-членов. Заседания Совета проводятся, как правило, раз в год на уровне министров (обычно министров иностранных дел, экономики, финансов или торговли). На уровне постоянных представителей Совет организует консультативные встречи не менее двух раз в месяц. Решения Совета обычно принимаются на основе консенсуса. Руководит работой Совета Генеральный секретарь. Штаб-квартира Совета находится в Париже (Франция).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ордонанс

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:14
 

(фр. ordonnance приказывать) — акт главы государства во Франции, Сенегале, Алжире и др., относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин или в период, когда деятельность парламента прервана в результате исключительных обстоятельств.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ориентации политические

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:15
 

способность авторов анализировать объекты политической среды. В политологии выделяют три типа ориентации относительно политических объектов. 1. Ориентации относительно институтов государственного управления: а) оценки индивидом государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них — ориентация относительно режима; б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них — ориентация относительно «входа», оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них — ориентации относительно «выхода». 2. Ориентации относительно «других» в политической системе: а) политической идентификации — ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним; б) политических верований (убеждений), отражающих отношение ,к другим политическим группам в интервале «хорошее — плохое»; в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы — о «правилах игры». 3. Ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя: а) политическую компетентность — оценки индивидом собственных политических «ресурсов», позволяющих ему участвовать в политической жизни, и представления о влиянии политики на человека; б) политическую действенность — представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ортодокс

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:16
 

(< гр. orthodoxos правоверный) — лицо, неуклонно придерживающееся какого-л. учения, мировоззрения, направления.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Оруэллизм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:16
 

(англ. orwellism по имени английского писателя Дж. Оруэлла, автора романа-антиутопии «1984») — термин, используемый для обозначения пропагандистского искажения правды, манипулирования понятиями и словами (см. Политическое манипулирование).

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ОСТРОГОРСКИЙ Моисей Яковлевич

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:18
 

(1854—1919) — юрист, писатель и общественный деятель. Считается одним из «отцов» партологии наряду с Дж. Брайсом и Р.Михельсом. Получил образование в Петербургском университете, после окончания которого служил в департаменте Министерства юстиции. Затем следует отъезд во Францию. В 1892 появилась первая работа Острогорского «Права женщин», которую юридический факультет Парижского университета отметил премией имени Росси. В 1902 в Англии вышел в свет главный труд Острогорского «Демократия и организация политических партий», снискавший а славу среди политологов Европы и лирики. В период революции 1905 оперативно участвовал в политической деятельности, избирался депутатом 1 Государственной думы. В составе делегации Думы он участвовал в международной парламентской конференции в Лондоне. После разгона I Государственной думы Острогорский отошел от активной политической деятельности и уехал в США. Итогом поездки стала еще одна книга, вышедшая и свет в 1910, — «Демократия и партийная система в США». С полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, что жизнеспособное демократическое государство может возникнуть только тогда, ко демократия наполняется моральной девственностью свободных и автономных личностей.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Отношения международные

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:23
 

комплексная система связей и взаимодействий между субъектами мира сообщества в политической, экономической, логической и др. основных области жизнедеятельности человечества.

Интегративную роль в совокупно международных отношениях играет их политическая составляющая. Согласно распространенной в политической науке точке зрения, международные отношения, это прежде всего взаимодействие между государствами и их политическими институтами. В конце XX в. набирает силу децентрализованное международное сотрудничество между регионами, входящими в состав различных государств. Имеет место и другая тенденция, согласно которой все большее значение в международных отношениях начинают приобретать трансграничные связи между заинтересованными группами, отдельными лицами при ограниченном содействии и вмешательстве государства. Т.о., современные международные отношения не сводятся только к межгосударственным связям, их контактное поле постоянно расширяется.

Целью международных отношений является осуществление и регулирование связей и контактов между членами мирового сообщества, их интеграция на глобальном и региональном уровне. Для современных международных отношений характерны глобализация, интернационализация, углубление политических и экономических связей, расширение доступа к мировому культурному наследию, повышение значимости общечеловеческих ценностей. В то же время современные международные отношения не свободны от локальных межгосударственных и этнополитических конфликтов; политики агрессии и силового давления; международного терроризма.

В зависимости от числа и характера участников выделяют следующие виды международных отношений: двусторонние и многосторонние; межгосударственные, межпартийные, между общественными организациями и экономическими структурами, межличностные контакты. По степени развития различают международные отношения высокой, средней и низкой степени интенсивности. По геополитическому критерию международные отношения подразделяют на глобальные и региональные, стратегические, приоритетные и второстепенные.

Для всего многообразия современных международных отношений характерны различные виды состояний: стабильность и нестабильность, доверие и вражда, сотрудничество и конфликт и т.д.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Манипулирование политическое

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:24
 

способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам.

Выделяют две главные модели политического манипулирования: психологическую и рациональную. Основной характеристикой первой модели является использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования заключается в данном случае в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул — реакция. В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, выделяют следующие: уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации; использование пропаганды, т.е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации; использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс; информационная перегрузка, т.е. сознательное предоставление чрезмерной информации с цель лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее. Смысл такого подхода состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Среди приемов политического манипулирования можно выдели следующие: 1) наклейка ярлыков (присвоение кличек) — наделение личное или идеи унизительной, оскорбительней или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2) рекомендация (свидетельство) — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен, сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей 3) перенос — идентификация качеств ( свойств какого-л. лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей т.е. оценка по ассоциации; 4) простые люди (свои ребята) — идентификация интересов информатора или агитатора интересами и чаяниями простых людей молчаливого большинства нации, соль земли и т.п.; 5) подтасовка карт — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6)блестящая посредственность (наведение румян) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над держанием которых последний обычно не задумывается; 7) общий вагон (вместе со всеми) — усиление желаемой реакции на агитацию внушением мысли о ее общепризнанности и разумности (все так думают, все так поступают).