Wednesday, 3 July 2024, 21:19
Сайт: Электронный университет КГЭУ - виртуальная образовательная среда
Курс: Политология (Политология)
Глоссарий: Глоссарий
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Платформа политическая

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:30
 

программа, задачи, требования, цели, выдвигаемые какой-л. политической партией, организацией, группой.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Плебисцит

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:30
 

(лат. plebiscitum plebs < простой народ + scitum решенье, постановление) — всенародное голосование, референдум.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Плебс

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:31
 

(лат. plebs простой народ) — 1) в Древнем Риме — преобладающая масса свободного населения, первоначально не пользовавшаяся политическими правами в противоположность патрициям; 2) в Западной Европе в средние века и позже — широкие слои городской бедноты.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Пленум

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:31
 

(< лат. plenum полное) — заседание в полном составе членов выборного руководящего органа какой-л. государственной, общественной или иной организации.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:33
 

(1856—1918) — крупный философ, социолог, историк общественной мысли и культуры, публицист, «отец» русского марксизма.

В возрасте двадцати лет Плеханов становится профессиональным революционером, выступая одним из организаторов первой в России политической демонстрации (1876). В дальнейшем принимает активное участие в деятельности тайной революционной народнической организации «Земля и воля», а после ее раскола — в организации «Черный передел». В 1883 Плеханов вместе с В.И.Засулич, Л.Г.Дейчем, П.Б.Аксельродом и В.Н.Игнатовым создает первую русскую организацию марксистов «Освобождение труда», ставшую базой для распространения в России марксистских идей и формирования российской социал-демократии. Плеханов — один из авторов первой программы Российской социал-демократической рабочей партии (1903).

Одна из главных заслуг Плеханова как марксиста заключается в выдвижении и обосновании идеи гегемонии пролетариата в революционном движении России. Он считал, что после реформы 1861 Россия вступила на путь капиталистического развития, в результате чего растет численно и крепнет новая революционная сила — пролетариат, что в России сначала произойдет буржуазно-демократическая революция, которая свергнет самодержавие, а потом, через более или менее продолжительный период (сроки Плеханов не указывал) должна произойти социалистическая революция и будет установлена власть рабочего класса — диктатура пролетариата. Плеханов обосновал, что главным двигателем буржуазной революции будет не буржуазия, а пролетариат. Каждое из этих положений было принципиально новым не только для социалистических теорий России, но и для теории марксизма.

В 1885 в работе «Наши разногласия» Плеханов пришел к выводу, который ляжет в фундамент меньшевистской платформы российской социал-демократии. Торжество капитализма в России будет непродолжительным, ибо революция неизбежна, но он предостерегал от скоропалительных социалистических экспериментов. Революционный запал приведет к преждевременному захвату власти кучкой революционеров, которые непременно станут декретировать социализм. В этом случае «совершившаяся революция может привести к политическому уродству, вроде древней китайской или перувианской империи, т.е. к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке».

Плеханов был категорическим противником заговорщичества, якобинской революции, немедленного захвата власти революционной партией. Освобождение рабочего класса должно быть делом самих рабочих, а не революционного кружка. Для этого необходимо увеличение количества рабочих на основе развития промышленности, революционизирование сознания самого рабочего класса, а не организованного партийного меньшинства. Диктатура не поможет, если рабочий класс не Подготовлен к революции и для нее не созрели условия. Идею медленного захвата власти он считал величайшим несчастьем, чреватым однодушей реакцией.

Считая своей главной задачей пропаганду марксистского учения о социализме, Плеханов вместе с тем понимал, что экономическая и культурная отсталость России, «азиатчина» и деспотизм,— серьезное препятствие для социалистических преобразований.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Плутократия

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:34
 

(гр. Plutokratia- богатство 4- kratos власть) — власть богатых слоев общества, скопившие свое богатство незаконным или безнравственным путем.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:38
 

(1827—1907) — религиозный мыслитель, правовед и крупный политический деятель пореформенной России, недавнего времени в отечественной литературе преобладал негативный образ. Победоносцев: «русский Мефистофель», «злой враг России», «вампир России», православия» и т.д.

По окончании в 1846 училища правоведения Победоносцев работает в различных правительственных учреждениях, с 1860-1865 занимает кафедру гражданского права в Московском университете, начале 60-х гг. ему было предложен преподавать законоведение наследнику цесаревичу Николаю Александровичу и великим князьям Александру Александровичу и Владимиру Александровичу. В 1868 Победоносцев назначается сенатором 1872 — членом Государственного Совета, а в 1880 — Обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синод (в этой должности он работал 25 лет). 

Победоносцевым были написаны следующие произведения: «Курс гражданского права" (1868—1880), «Ле Пле» (1893), «Московский сборник» (1896), «Историческая записка о Холмской Руси и г. Холме» (1897) и др.

Консервативные монархические взгляды Победоносцева основываются на его глубокой религиозности, традиционном видении характера народоправства на Руси. Самодержавие воспринималось Победоносцевым как освященная Богом традиционная и отвечающая национальному складу русского человека власть. Она может быть хороша или плоха, но она освящена и поэтому истинна.

В системе Победоносцева негативной альтернативой самодержавию выступает парламентская демократия. Если славянофилы в середине XIX в. уделяли этой, в то время только оформлявшейся, «новомодной» системе государственного устроения сравнительно мало внимания, то для Победоносцева, очевидца в последние десятилетия прошлого века все большего ограничения монархической власти парламентами, а в ряде стран и полного торжества народовластия в республиканской форме, вопрос о духовной сущности и политической значимости парламентаризма стал одним из главнейших.

Русское народоправство, по Победоносцеву, имеет особый характер, основу его составляет монархия. Древнее народоправство (его элементы сохранились в вечевых Новгороде и Пскове) опирается на высокую духовность общинников. Подчинение решениям могло быть только добровольным. Но первичное народоправство, считал Победоносцев, не имело признаков воли народа. В те времена искали волю не народную, а Божью. Как определить, кто желателен Богу при выборе должностного лица?

Вторичное народовластие является как бы антитезой народовластия первичного, его «обезьяньим лицом». Оно существует только там, где религиозное переживание мира утрачено и человек, каков он есть, а не каким он должен быть, превращается в высшую совесть, последнюю инстанцию истины. Потребность сыскать Божью волю при этом исчезает и возникает иное желание — выяснить «глас народный», который и начинает рассматриваться как «глас Божий». Вторичное народовластие, по убеждению Победоносцева, — следствие обожествления человека. Представительная система, заявлял Победоносцев, действительно выражала бы интересы народа, если бы народные избранники были безличными механизмами, лишенными страстей и собственных интересов. Однако это противоречит законам природы; к тому же и избирательная процедура дает перевес самым наглым политикам. В результате парламент становится не рупором народного мнения, а орудием удовлетворения своекорыстных интересов депутатов.

Нравственное сознание, «разумный смысл народный», как назвал его Победоносцев, — столь же необходимый элемент здорового государства, как и жертвенная власть, но такому нравственному смыслу абсурдной кажется идея контроля над властью из-за постоянного недоверия к ней. Так же, как и повелевание, подчинение в религиозной культуре — это жертва, и не царю, не повелителю земному, но Богу небесному. Вот почему «разумный смысл народный», полагает Победоносцев, готов многим пожертвовать ради «твердости законной власти», а не ради контроля над ней.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Поведение девиантное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:42
 

(< лат. de-viatio отклонение) — 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные (социальное, научное, техническое, художественное, социально-политическое творчество, экономическая предприимчивость и т.д.) отклонения служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Негативные — дисфункциональные, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это — социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.

В большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она становится характерной не только для отдельных лиц. Она становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют «нарушение правил».

Один и тот же вид поведения в разных культурах и в разное время может признаваться девиантньм. Так, например, отношение к самоубийству: на Востоке оно разрешалось — в Китае как месть врагу, в Японии как харакири, уход от врага, а в Европе и Америке — христианская и иудейская религии относятся к данному явлению отрицательно. Причем в США самоубийство оценивалось до 1951 рядом штатов как преступление, затем эта оценка исчезла из уголовного законодательства. У истоков теоретического изучения проблем девиантного поведения стоял Э.Дюркгейм («Самоубийство», 1897). Прослеживая связь самоубийств с принадлежном к определенным социальным групп Дюркгейм устанавливает зависимые числа самоубийств от степени ценно нормативной интеграции общей группы. В основных концепциях девиантного поведения рассматриваются причины и сущность приготовления.

Биологические концепции трактовал девиантное поведение как генетически обусловленый Итальянский психиатр Ч.Ломбр главное внимание в своих исследованиях сосредоточивал на физических недостатках людей, утверждая, что пресность по своей природе наследствен. К этому же направлению можно отнести и взгляды У.Шелдона, подчеркивавшего связь девиантного поведения с физическим типом чело века. По его мнению, к девиации наиболее склонен человек мезоморфного типа (тяжелый, мускулистый, атлетический).

Среди социологических концепций следует назвать следующие: теории штампов (ярлыков), суть которой можно коротко выразить так: назови человека отклоняющимся, и он станет (Г.Беккер, Т.Сас, Э.Гоффман); теория аномии, созданная Р.Мертоном, который считал, что причиной девиантного поведения является дезинтеграция культурных целей средств их достижения, и рассматривает несколько типов девиантов.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Поведение политическое

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:42
 

совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм.

 
Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Поведение электоральное

от Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 15:43
 

разновидность политического участия. На его направленность оказывает влияние прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психологическая близость к группе хотя жестко и не определяет политические ориентации, тем не менее ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации. Несмотря на многообразие вышеприведенных факторов, существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах. На активность влияет образование: образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-л. организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.