Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

БЕРДЯЕВ Николай Александрович

от Денис Иванович Игонин - Thursday, 17 April 2014, 12:44
 

(1874—1948) — крупнейший русский философ XX в. На Западе Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли «русским Гегелем XX века», «одним из величайших философов и пророков нашего времени», «одним из универсальных людей XX века».

Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Бердяев «переболел» марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни.

В центре политической философии Бердяев — «вечные вопросы»: личность и свобода, человек и государство. Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности — основополагающие ценности жизни — даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, лишь христианские ценности (и только они) могут гарантировать свободу личности. Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства невозможно объяснить рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий «Царства кесаря» и «Царства Божьего» ведет, по мнению Бердяева, либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя, Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором — безграничная власть общества над личностью. «Государство, — подчеркивал Бердяев, — должно быть сильным, но должно знать свои границы». И эти границы ему устанавливает христианство. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека «от коллективизма, поглощающего личность», только так понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла «в жизни общественной».

Основные труды: «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философия неравенства» (1923), «Новое средневековье» (1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946).

» Глоссарий