Picture of Денис Иванович Игонин

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих

by Денис Иванович Игонин - Thursday, 17 April 2014, 9:33 PM
 

(1770—1831) — выдающийся представитель немецкой классической философии.

Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того, что в истории необходимо и закономерно; взаимосвязь целей и средств в социальном, политическом и духовном процессе; вариативность движения экономической и политической истории; сдвиг всемирной истории с Востока на Запад; особая роль государства в человеческой истории.

Согласно Гегелю, государство предшествует семье и гражданскому обществу. Гегель акцентирует внимание на том, что государство не является средством для обеспечения охраны свободы личности и собственности, как это было у Дж. Локка, государство — не служит, а господствует, не средство, а высшая из всех целей. Авторитет государства
не зависит от произвола, а имеет безусловный и божественный характер. Право, согласно Гегелю, есть «наличное бытие свободной воли», осуществляющейся через ряд последовательно восходящих ступеней: абстрактное право, мораль, нравственность.

Гегель разрабатывает концепцию гражданского общества и его взаимоотношений с государством. Общество и государство соотносятся как рассудок и разум: общество — это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство — разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Гражданское общество трактуется Гегелем как совокупность индивидов и отношений между ними, сфера деятельности конституированных товариществ, общин и корпораций. Он считает, что основополагающими принципами гражданского общества наряду с принципами частной собственности и личной свободы являются принципы «публичности», «всеобщей осведомленности», а также эффективное правовое государство. Гегель подчеркивает, что «гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». Оно есть комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые, как таковые, прямо не зависят от самого политического государства. Гегель заложил основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества.

Гегель отмечал, что в отличие от семьи многочисленные составляющие гражданского общества могут быть несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным конфликтам, основу которых составляет противоречие частных интересов. Поэтому только верховная публичная власть — конституционное государство — может эффективно справиться с разрешением этих противоречий, синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Конституционная монархия в учении Гегеля является истинным выражением и конкретным завершением абсолютной идеи права.

Основные работы: «Феноменология духа» (1807), «Философия права» (1821).

» Глоссарий