Picture of Денис Иванович Игонин

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович

by Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 10:54 PM
 

(1868—1920) — видный русский теоретик правового государства и общественный деятель (член партии конституционных демократов с момента ее возникновения).

Одна из главных тем творчества Кистяковского — правовое государство, которое он считал высшей формой государственности, выработанной человечеством. Суть правового государства, по Кистяковскому, — ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Характерными признаками правового государства является безличность и абстрактность власти, престиж, обаяние, авторитет, традиции, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главное признание власти, закрепленное в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием — это идея долга. И главная проблема состоит в проведении фактических реальных общественных отношений в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мнению Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и тем самым продемонстрировала свое правовое убожеств. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низкий уровень правовой и политической культуры приводят к примитивному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощением подобного толкования права является полицейское государство. Не случайно, отмечал Кистяковский, государство в русском понимании — это всеохватывающее государство. Но такое государство — отклонение от Должного. Воплощением должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограниченно правами личности, а с др. обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являют общие интересы.

Последовательный сторонник свободы личности, Кистяковский резко выступает против «самодержавия парода». Он утверждает, ссылаясь на исторические примеры, что «деспотизм народа может быть часто даже ужаснее деспотизма одного человека». Кистяковский настаивает, что насилие никогда и ничем нельзя оправдывать, ибо «политическая свобода — такое громадное и драгоценное благо, что от пего нельзя отказываться ни на одно мгновение и ни за какие временные выгоды».

Основные работы: «Государство правовое и социалистическое» (1905), «Социальные пауки и право» (1916).

» Глоссарий