Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Лоббизм

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 12:46
 

(англ, lobbyism < lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов. XVI в. из средневековой латыни в английский язык пришло слово «лобби» Первоначально оно применялось обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли по случаю встретиться с другими лицами, которые не допускались на пленарные заседания. В современном (политическом) значении понятие «лобби» впервые появилось в 1808 в протоколах Конгресса США. С середины XIX в. термины «лобби» и «лоббизм» относятся к числу самых употребительных в американском политическом лексиконе.

Существование лоббизма обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятельности являются: работа по подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; парламентские слушания и дебаты; личные встречи, контакты и переговоры; использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; организация кампаний «давления с мест»; подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; организация деятельности «своих» людей внутри органов власти; финансирование избирательных кампаний.

Лоббизм подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран, с целью воспрепятствовать коррупции, приняты законы о лоббизме (США, Канада), которые регулируют лоббистскую деятельность.

По целям, преследуемым группами интересов, лоббизм подразделяется на экономический, социальный и социокультурный.

В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный лоббизм.

По отношению к политическим институтам лоббизм делится на внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент).

К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники.

» Глоссарий