Picture of Денис Иванович Игонин

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

by Денис Иванович Игонин - Monday, 5 May 2014, 1:14 PM
 

(1853—1900) — крупнейший русский религиозный философ. Его религиозная философия и в особенности учение «праве человека на достойное существование» послужили основанием социального либерализма в России.

Проблема государства рассматривается Соловьевым в тесной связи с проблемой нравственности, по его представлению, является неотъемлемой частью человеческой природы и постоянно обнаруживает себя как в жизненном опыте отдельной личности, так и в историческом опыте всего человечества. Соловьев показывает, что в теории политические институты и отношения стимулировали развитие нравственности, политика тесно переплеталась с моралью. В его формуле «Государство есть воплощение права», трактуется как «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, недопускающего известных проявлений зла». Роль государства состоит и в том, что оно создает определенные условия для функционирования институтов духовной сферы — искусства, науки, религии, которые, в свою очередь, стимулируют развитие нравственного мира отдельного человека и общества.

Само государство трактуется Соловьевым как-«собирательно-организованная жалость». Жалость, по его представлению, исходный компонент морали. Соловьев особо подчеркивает роль государства в обузданного зла, подчинении насилия праву. Он считал, что нравственные идеалы определяются церковью, которая, по его выражению, является «собирально-организованным благочестием». Соловьев создает утопический проект вселенской теократии, которую представляет как реализацию Царства Божьего на земле.

Задача христианской политики состоит, по мнению Соловьева, в примирении и соединении Востока и Запада для создания вселенской христианской культуры. В свободной теократии происходит, как считает Соловьев, соединение восточного и западного начала: «Восточное начало — страдательная преданность вечному и божественному — и западное начало — самодеятельность человека (чрез власть и чрез свободу) найдут свое единство и свою правду в самодеятельном и свободном служении всех человеческих сил божественной истине». Так, по мнению Соловьева, происходит установление господства нравственного начала в масштабах всей цивилизации, но, кроме того, необходимо распространить его на отношения между людьми. В качестве регулятора таких отношений выступает право, в этом состоит его высшая задача.

Значение Соловьева для русской религиозной философии и духовной культуры трудно переоценить. Достаточно сказать, что его идеи были источником теоретических построений мыслителей, определивших религиозный ренессанс в России конца XIX — начала XX в. — С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, СЛФранка, братьев Е.Н. и С.Н.Трубецких, П.А.Флоренского и др.

Основные работы: «История и будущность теократии»(1885), «Россия и Вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897—1899).

» Глоссарий