Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

БАКУНИН Михаил Александрович

от Денис Иванович Игонин - Thursday, 17 April 2014, 12:27
 

(1814—1876) — революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков анархизма.

За деятельное участие в революции 1848—1849 Бакунин был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 он был выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 в Сибирь на поселение. В 1861 Бакунин бежал из ссылки и вновь включился в европейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям — борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала. В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873).

Узловой пункт бакунинской версии анархизма — концепция возникновения государства и путей к его разрушению во имя установления безгосударственного общественного самоуправления. Государство, по Бакунину, это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.

Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат.

Бакунин выделял три элемента свободы. Первый, «в высшей степени положительный и общественный», заключается в возможности индивида познать законы развития природы и общества. Второй элемент — чисто отрицательный. Это элемент бунта человеческого индивида против «всякой божеской и человеческой, коллективной и индивидуальной власти». Всякая власть, рассуждал Бакунин, не является «непосредственным продуктом природы», она создается внешними силами в «естественном обществе» и поэтому, в силу бунтарской природы человека, не может не вызвать протеста и бунта. Всякая власть есть ограничение индивидуальной свободы, а последняя, по его мнению, не может быть делима. Суть третьего элемента свободы — бунт индивида против «естественного влияния общества», против «общественного мнения».

Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Бакунина отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества.

» Глоссарий