Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 14:02
 

(1822—1885) — русский философ, публицист, естествоиспытатель.

Данилевский — создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теории культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский сформулировал основные законы функционирования культурно-исторических типов, вытекающие из предложенной им системы: 1) самобытный тип составляет племя или семейство пародов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию; 2) для возможности зарождения и развития самобытной цивилизаций народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью; 3) каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и непередаваемые другим начала цивилизации; влияние др. культур па формирующийся тип очень ограниченное; 4) «цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств»; 5) культурно-исторические типы в своем развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма: рост, расцвет и увядание.

В работе «Россия и Европа» Данилевский насчитывает десять «полноценных» культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип — славянский — более высокий, чем все предыдущие.

В истории русской политической мысли антизападная позиция Данилевского выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Данилевскому, принадлежат к совершенно различным культурно-историческим типам. По его расчетам, европейская цивилизация уже вступила в фазу органического умирания, напротив, создание условий для исторического развития «молодого» славно-русского культурно-исторического типа — важнейшая задача России.

Данилевский был одним из первых русских политических мыслителей, кто оценивал внешнюю политику государства не абстрактными критериями, но на основе концепта национально-государственных интересов. В центре геополитической концепции Данилевского была идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «Третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянско-православных государства — Русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое)и одно югославянское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорвато-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершении всего ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское — просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития. Идея культурно-исторических типов Данилевский сохраняет и сегодня свою актуальность, может играть большую методологическую роль в современных условиях интенсивных культурных связей, решения проблемы приобщения России к западным ценностям демократии. Однако абсолютизация этой идеи может вести к обоснованию замкнутости, отрицанию универсализма гуманистических принципов. Основной труд Данилевского — «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869—1871).

» Глоссарий