Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Харизма

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 19:55
 

(гр. charisma божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой.

Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «харизма» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Зома харизма — это мистический дар, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. Xаризма, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Магомет), великие завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон). Харизматический лидер современности, согласно Веберу, — это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия.

Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую , революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее существование. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы».

В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции харизмы. Стимулом обращения к ней стали реальные процессы: рост влияния религии в разных странах мира, религиозный экстремизм, исламская революция в Иране (1979), переход от тоталитаризма (авторитаризма) демократии в странах Восточной Европы и СССР.

А. М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией», или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность», или образ, вызывающий симпатиrу массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) «достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей.

» Глоссарий