Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Утопия

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 21:56
 

(< гр. и нет + topos место, букв, место, которого нет) — теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция утопии — функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Термин «утопия» восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516).

Общими чертами всех утопии являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В утопии, как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения утопия существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж. Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского «О вечном мире», «Рассуждение о мире и войне» В. Ф. Малиновского, «Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др.

Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм, утопический коммунизм — проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы,; равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм — уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить «бесконечным» Абсолютом; теургическое беспокойство — стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм — вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия — оптимистическая вера в человека.

В литературе существуют различные виды типологизации утопии. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать утопии следующим образом: по социально-классовому признаку — феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию — архитектурная, феминистская и т.д.; по форме — роман, трактат; по способу реализации — преобразование мира, бегство от него.

» Глоссарий