Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«НАРОДНАЯ ВОЛЯ»

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 21:20
 

революционная народническая организация (1879— 1882). Ее основателями и руководителями стали А. И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.

Организация объединяла до 250 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 город имела 10 подпольных типографий России и одну за границей, издавала газеты «Народная воля», «Листок родной воли», «Календарь «Народ воли», «Рабочую газету».

Овладение государственной властью в понимании народовольцев — главное решающее условие социальной революции. В этом смысле народовольные говорили о «всепоглощающем значении» государства. «Переворот государственный — это наше «быть или быть». Если он будет, то революция сразу приобретает правильное течение. Если его не будет, то революционное движение может заблудиться, извратиться и утратить большую часть своей полезности». Для народовольцев циализм — не гибель государственности, каким он представлялся большинству народников 70-х гг., а ее расцвет именно при социализме возможно создание идеального народного государства.

Устройства с его принципами самоуправления, автономии, зачатков федерализма. На эти принципы революционеры смотрели как на готовый материал для построения будущего государственного строя. Будущее государственное устройство намечено «Н.в.» в самых общих чертах. Оно мыслилось как федерация общинных союзов. В мыслях об устройстве социалистического государства народовольцы исходили из своих утопических представлений об общинном строе русского крестьянства как идеале человеческого общежития. В народных идеалах общинного устройства, в «политической способности» народных масс народовольцы видели «блестящую будущность» демократии, развитие всей русской истории в совершен -но новом направлении, «в духе народного общинно- федеративного миросозерцания». Отсюда их стремление «восстановить в их первобытной чистоте старые традиционные основы народной жизни», «обеспечить народу развитие его идеалов, его форм общежития». Особую близость чувствовали народовольцы к Е.Дюрингу с его «теорией насилия» как решающего фактора образования новых общественно-экономических форм, с его трактовкой главенствующего значения политических форм общественной жизни. При этом народовольцы оговаривали преходящую обусловленность террора как средства борьбы. Они заявляли: «Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия».

» Глоссарий