Глоссарий
Термины и определения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Т |
---|
ТАРД (Tarde) Габриэль | |||
---|---|---|---|
(1843—1904) — французский социолог, один из основоположников социальной психологии. Концепции Тарда оказали влияние на теории «массового общества», исследования массовой коммуникации и распространение инноваций. Основные работы: «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1903), «Личность и толпа» (1903). | |||
Теневой кабинет | |||
---|---|---|---|
(англ. Shadow cabinet) — парламентский комитет главной оппозиционной партии Великобритании. Термин «теневой кабинет» появился в 1907, хотя само явление возникло в 70— 80-х гг. XIX в., когда в стране установилась двухпартийная система правления. Из членов парламентской фракции оппозиционной на данный момент партии образуется «теневой кабинет». Официально установленная задача «теневого кабинета» — «корректировать» правительственный курс, главным образом путем критики действий правительства, направления запросов министрам и внесения поправок к правительственным законопроектам (см. Оппозиция). | |||
Теократия | |||
---|---|---|---|
(< rp. theos бог -1- kratos власть) — форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной теократии являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан. | |||
Теории власти | |||
---|---|---|---|
множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные. | |||
Теории возникновения государства | |||
---|---|---|---|
1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный каталицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления; 2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря/государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками. 3. В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, ЖЖРуссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом, для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. 4. В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории. | |||
Теории элиты | |||
---|---|---|---|
родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс. В современной политической науке выделяются меритократический и властный подходы к исследованию элит. Согласно первому из них, в элиту включаются индивиды на основе выдающихся личных качеств (знаний, способностей, достижений). С точки зрения властного подхода элита — это продукт отбора наиболее ценных представителей, наиболее продуктивная и инициативная часть населения. С точки зрения второго подхода, элиту составляют индивиды, осуществляющие власть и влияющие на процесс выработки общезначимых решений. Значительное распространение получила теория демократического господства элит. Ее основными положениями являются: 1) при демократии власть осуществляется не одной, а несколькими элитными группами (существует плюрализм элит); 2) элиты отличаются открытостью; 3) ни одна из элитных групп не обладает монополией на власть; 4) между элитными группами существует конкуренция; 5) смена элит носит ненасильственный характер. | |||
Теория | |||
---|---|---|---|
(< гр. theoria наблюдение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знаний. | |||
Теория "нового институционализма" | |||
---|---|---|---|
направление в американской политологии, возникшее в 1970-е гг. Классики неоинституционализма американские политологи Д.Марч и Д.Олсен в работе «Вновь открывая институты: Организационный базис политики» (1989) анализируют политические институты с точки зрения взаимосвязи формальных норм и неформальных правил игры, образующих в итоге сложные организационные отношения, формы взаимодействий и саму кооперативную деятельность людей, поддерживающих стабильность и воспроизводящих порядок в обществе. Особое внимание данное направление уделяет социокультурным символам и ценностям, стереотипам и регламентам, оказывающим влияние на структурирование макрополитики. Неоинституционалисты внесли существенный вклад в осмысление вопросов об организационных иерархиях, нормах и правилах, процедурах и регламентах, скрепляющих» деятельность политических институтов. | |||
Теория "статусной перестановки" | |||
---|---|---|---|
концепция, объясняющая политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов (Р. Дарендорф и др.). Напр., статусная перестановка (относительное снижение статуса традиционно влиятельных социальных групп) привела к росту фашизма в Центральной Европе в межвоенный период. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств. | |||
Теория конвергенции | |||
---|---|---|---|
(лат. convergere приближаться, сходиться) — одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию сближения двух социальных систем — капитализма и социализма в некую «смешанную систему», сочетающую в себе положительные черты и свойства каждой из них. Т.к. получила распространение в общественной мысли Запада 50—60-х гг. | |||
Теория партисипаторной демократии | |||
---|---|---|---|
теоретики партисипаторной демократии (Дж.Вольф, Ф.Грин, Б.Барбер) остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять собой; в отличие от плюралистов и элитистов, они полагают, что демократическая система политической власти еще не существует в полном объеме, что нельзя сохранять статус-кво, а необходимо добиваться всеобщего эффективного вовлечения масс в процесс принятия политических решений. В отличие от элитистов, они считают, что антидемократическая позиция масс — это не имманентно присущая им черта, а результат недостаточного воспитания, экономическое неравенство, отсутствие у них возможности эффективного воздействия на политический процесс. Сторонники данной теории полагают, что можно избежать «парадокса свободы», когда большинство может выбрать тирана или же само стать новым тираном. Против тирании элиты необходима хорошо информированная общественность, которая могла бы осуществлять демократический контроль через всеобщие выборы и представительные учреждения. По мнению К.Макферсона, в больших обществах демократия участия должна быть организована как «пирамидальная система с прямой демократией в основании и демократией делегатов на каждом уровне выше основания». При этом избранные представители должны выступать в роли посредников в формировании общей воли и обслуживать интересы членов организации, выдвинувшей их, находиться под постоянным жестким контролем со стороны общественности. | |||
Теория плебисцитарной демократии | |||
---|---|---|---|
ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирующие партийный аппарат — «машину» — и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров партийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Плебисцит рассматривается как источник легитимности «вождя нации», в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами власти. В центре «плебисцитарной вождистской демократии» — харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет политическую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюрократией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления всевластия бюрократии и «социалистического коллективизма». Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему, создан во Франции Шарлем де Голлем. | |||
Теория плюралистической демократии | |||
---|---|---|---|
концепция, согласно которой политический процесс предоставляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок, каждая из которых обладает своими собственными специфическими интересами. Эти группировки представлены различного рода группками интересов, между которыми возникает соперничество. На государство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. Процесс принятия решений представляет собой выбор некоторого «среднего пути», который не сводится к какому-л. одному интересу. Т.о. обеспечивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти. | |||
Теория рационального выбора | |||
---|---|---|---|
согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно лишь в случае, если возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил Название «максимизации выгоды». Основываясь на нем, американский политолог Э.Даунс предложил формулу рационального политического участия: | |||
Теория элитарной (элитистской) демократии | |||
---|---|---|---|
концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается Й. Шумпетер, понимавший под демократией такое институциональное устройство, при котором индивиды приобретают право на принятие решений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии отмечаются: политическая конкуренция, регулярные и свободные выборы; доступ к власти в результате открытой политической борьбы. | |||
Термидор | |||
---|---|---|---|
1) 11-й месяц французского республиканского календаря 1793—1805: 19/20 июля — 17/18 августа; 2) нарицательное название контрреволюционного переворота (9-е термидора II года Республики — 27/28 июля 1794 г. — переворот сверг якобинскую диктатуру и положил, конец Французской революции). | |||
Термин | |||
---|---|---|---|
(< лат. terminus граница, предел) — понятие; слово, выражающее понятие. | |||
Территория государственная | |||
---|---|---|---|
территория, над которой осуществляет суверенитет определенное государство. государственная территория является одновременно политическим пространством (т.е. пространством, где государство осуществляет суверенную власть) и географической естественной средой. Территория включает в свой состав сушу и водное пространство в рамках границ государства, а также воздушное пространство над сушей и водами и лежащие под ними недра. | |||
Терроризм политический | |||
---|---|---|---|
оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. | |||
Технократия | |||
---|---|---|---|
(< гр. techno ремесло, мастерство + kratos власть) — власть людей, практически реализующих принципы технократического управления. Сама идея особого предназначения людей («промышленников»), обладающих необходимыми для эффективного управления обществом знаниями и навыками, принадлежит социалисту-утописту А.Сен-Симону. В 60-х гг. XX в. его идея была возрождена Дж. Гэлбрейтом, утверждавшим примат технической рациональности в обществе. По его мнению, техноструктура, носитель коллективного научно-технического разума, превратилась во властвующую элиту современного общества. Однако процессы демократизации и гуманизации политики поставили под сомнение целесообразность власти технократов, показав ее ограниченность, а в иных случаях — и прямой вред человечеству. | |||
Технологии политические | |||
---|---|---|---|
совокупность приемов, методов, способов, процедур, которые использует субъект политической деятельности. | |||
Тимократия | |||
---|---|---|---|
по Аристотелю, форма государственного устройства, предоставляющая гражданам политические права в зависимости от размеров их имущества; особая форма олигархии. | |||
Тиран | |||
---|---|---|---|
(гр. tyrannos) — 1) в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии — единоличный правитель; 2) правитель, действия которого основаны на произволе и насилии. | |||
Тирания | |||
---|---|---|---|
(гр. tyrannia) — 1) в Древней Греции — единоличное правление тирана; 2) в ряде средневековых городах-государствах Италии — форма политического устройства; 3) жестокое, деспотическое правление. | |||
ТИХОМИРОВ Лев Александрович | |||
---|---|---|---|
(1852—1923) — общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель. | |||
ТКАЧЕВ Петр Никитич | |||
---|---|---|---|
(1844—1886) — политический мыслитель, публицист, издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви народничества. | |||
ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис | |||
---|---|---|---|
(1805—1859) — французский юрист-, политический мыслитель, государственный деятель (заместитель председателя Законодательной ассамблеи Второй Республики и министр иностранных дел), лидер консервативной Партии порядка. | |||
Толерантность | |||
---|---|---|---|
(< лат. toleranfia терпение) — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип толерантности начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп. | |||
Толпа | |||
---|---|---|---|
значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. | |||
Тори | |||
---|---|---|---|
(англ. Tory) — политическая группировка, возникшая в Англии в 70-х гг. XVII в. В 60-х гг. XIX в. на ее базе сформировалась Консервативная партия Великобритании. За консерваторами до сих пор в неофициальном обиходе сохраняется название тори. | |||
Тоталитаризм | |||
---|---|---|---|
(< лат. totalis весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Тоталитаризм — разновидность диктатуры. Термин «тоталитаризм» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета «Тайме» употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма». | |||
ТОФФЛЕР (Toffler) Алвин | |||
---|---|---|---|
(1928) - американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель. | |||
Традиции политические | |||
---|---|---|---|
исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила поведения в политической жизни. Традиции являются одним из важнейших факторов формирования политической культуры общества. Они существуют в форме обычаев, доминирующих норм и принципов поведения, обрядов и ритуалов (см. Ритуал политический) и способы их передачи могут быть устными, письменными, зрительными и институциональными. | |||
Традиционализм | |||
---|---|---|---|
(< лат. traditii передача, повествование) — тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средстве обеспечения законности и порядка, сохранения традиций и национального начала. Традиционализм предполагает примат общества над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Характерными чертами традиционализма являются антирационализм и антииндивидуализм. В целом, традиционализм направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов — это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники традиционализма любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании. Традиционализм придает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине, рассматривая власть в качестве предпосылки всех свобод. | |||
Трайбализм | |||
---|---|---|---|
(< лат. tribal племенной) — принцип политики социокультурной, экономической, этнической и религиозной обособленности, присущий родоплеменным, клановым структурам. Трайбализм в некоторых странах Африки является способом формирования политической элиты. В этих странах он рассматривается как тормоз общественного развития, препятствующий национальной консолидации. Трайбализм фактически сводит на нет принципа равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (напр., в Руанде и Сомали). | |||
Транзитология | |||
---|---|---|---|
(< лат. transitus переход, прохождение + гр. logos учение) — раздел политологии, изучающий переход от авторитаризма к демократии. В 70—90-е гг. XX в. резко возрос интерес к проблемам перехода от различных форм диктатуры (авторитаризма и тоталитаризма) к демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе, России и др. В работах по транзитологии внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода (см. Демократический транзит). Большой вклад в разработку проблем транзитологии внесли А. Пшеворский, Ф. Шмиттер, Х. Линц, С. Хантингтон и др. | |||
Троцкизм | |||
---|---|---|---|
одно из идейно-политических течений в коммунистическом движении. Возник в начале XX в. как разновидность меньшевизма в России. Название от имени идеолога Л. Д. Троцкого (Бронштейна). | |||
ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич | |||
---|---|---|---|
(1890—1938) — князь, ученый-языковед и мыслитель, своими идеями и прямым участием оказавший значительное влияние на развитие движения евразийства. Работа Трубецкого «Европа и человечество» (1920) послужила отправной историко-философской идеей евразийцев. Рассматривая народ как «коллективную личность», Трубецкой видел выражение истинного самопознания народа в самобытной и гармоничной национальной культуре. Сознание такой культуры, по его мнению, и есть истинная цель всякого, народа. Русскую культуру Трубецкой видел в «симфоническом» единстве «множественной нации Евразии». | |||