Глоссарий


Термины и определения

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все

Л

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛАВРОВ Петр Лаврович

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:40
 

(1823— 1900) — мыслитель, пропагандист социалистических идей, виднейший деятель русского и международного революционного движения второй половины XIX в. Принимал участие в работе подпольных революционных организаций «Земля и воля» и «Народная воля», был арестован, сослан, но бежал за границу.

Лавров, придерживаясь теории «русского», крестьянского социализма, серьезное внимание уделял историко-социологическому анализу «государственного элемента» в обществе, генезиса и эволюции государства, специфики функционирования власти после социальной революции. В таких его работах, как «Исторические письма» (1870), «Вперед! Наша программа!» (1873), «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884) и др., была изложена программа «государственного народничества» и «рабочего социализма».

Рассматривая исторический процесс как процесс постоянного расширения идеи солидарности на все группы населения, Лавров видит в институте государства одну из общественных форм, призванных к укреплению человеческой солидарности. Процесс развития государства представляется Лавровым как разрешение противоречий между двумя источниками его происхождения — естественным началом принудительности и обдуманным началом договора. С этой точки зрения политический процесс заключается в «уменьшении государственного принципа в общественной жизни». Особенность государства — законодательно закрепленное обязательство для его членов поддерживать данный строй и принуждение их к тому, даже в случае их нежелания. Отвечая на главный вопрос своего исследования — насколько государство (государственный элемент) может сосуществовать с рабочим социализмом? — Лавров утверждал, что нынешнее государство не может сделаться орудием торжества рабочего социализма. Поэтому для осуществления общественного строя по своим потребностям рабочий социализм должен разрушить современное государство и создать нечто другое. Путем реформ рабочий класс не сможет прийти к власти, остается путь социалистической революции. Программа рабочего социализма включала следующие положения: общая собственность и обобществленный труд, федерация трудящихся, осуществляемая рабочим народом «под руководством организованного меньшинства из народа (с небольшой долей интеллигенции)».

Первым необходимым условием подготовки социалистической революции Лавров считал создание революционной партии. Ядром этой партии, по мнению Лаврова, должна стать революционная интеллигенция, ясно понимающая задачи рабочего социализма. Вокруг ядра партии формируются группы сочувствующих рабочему социализму. Специальную базу этой революционной организации, своих «союзников» Лавров видел в «общественных группах, страждущих от зла».

Идеи Лаврова о партии и формах ее организации легли в основу преобразования народнической партии «Земля и воля» и позднее «Народной воли».

 
Ссылка на запись: ЛАВРОВ Петр Лаврович

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ландтаг

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:41
 

(нем. Landtag < Land земля, страна + Tag собрание) — 1) в средние века — собрание сословных представителей в феодальных немецких княжествах; 2) выборные законодательные органы земель (областей) Федеративной Республики Германия и Австрии, парламент в Лихтенштейне.

 
Ссылка на запись: Ландтаг

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛАССУЭЛЛ (Lasswell) Гарольд

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:42
 

(1902— 1978) — американский политолог, представитель бихевиористского подхода в политической науке.

Сферы научных интересов Лассуэлла — анализ элит, политическая коммуникация, политическая психология. Лассуэлл активно использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды, исследовал роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти.

Основные труды: «Психопатология и политика» (1930), «Политика: кто получает, что, когда, как» (1936), «Демократия через общественное мнение (1941).

 
Ссылка на запись: ЛАССУЭЛЛ (Lasswell) Гарольд

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:43
 

(1841 —1931) — французский социолог, социальный психолог и публицист. В своей работе «Психология народов и масс» Лебон сформулировал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление «эры масс» и следующий за эти» упадок цивилизации. В толпе, по мнению Лебона, индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются власти иррациональных чувств, нетерпимости, всемогущества, т.к. ими равняет закон «духовного единства толпы».

 
Ссылка на запись: ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Левые и правые в политике

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:43
 

характеристики идейно-политической ориентации политических партий, лидеров и др. активных участников политической жизни. Термины появились в период Французской революции (1789-1794), когда за депутатами Генеральных штатов, поддерживавших короля и (сидевших справа от него, закрепилось; понятие «правые», а за его противниками (сидевшими слева) — «левые».

Традиционно основными критериями деления субъектов политики на правых, и левых было отношение к равенству, общественным изменениям, методам политических действий. Считалось, что левые — сторонники социального равенства, радикальных общественных изменений, преимущественно насильственных методов политической борьбы, защитники наиболее обездоленных слоев общества; правые — соответственно, противники равенства, резких общественных перемен, защитники привилегированных групп и иерархической организации общества.

Реальные характеристики левых и правых существенно менялись в ходе истории и в зависимости от типа общества.

 
Ссылка на запись: Левые и правые в политике

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легальность

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:44
 

(< лат. legalis законный) :— понятие, выражающее формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. Легальность устанавливается и гарантируется властью. Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, напр., харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти — законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

 
Ссылка на запись: Легальность

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легислатура

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:45
 

(< лат. lex (legis) закон + latus внесенный, установленный) — 1) срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа; 2) название законодательных органов власти в отдельных государствах, а также в ряде штатов США.

 
Ссылка на запись: Легислатура

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легитимация

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:45
 

процедура общественного признания какого-л. действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использование силы.

В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов легитимации власти: 1) социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и больших масс акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» существующего порядка и принципы распределения ценностей; 2) политическое участие; 3) политическая социализация, в процессе которой происходит приобщение индивида к существующим ценностям, опыту, нормам.

 
Ссылка на запись: Легитимация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Легитимность

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:52
 

(< лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) — определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

История понятия «легитимность» восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Легитимность преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как «законность», что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.

В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности, которая дает возможность измерить легитимность эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи утверждают, что условием легитимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Легитимность в их представлении — это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую легитимность.

Диффузная легитимность, согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности.

Специфическая легитимность ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической легитимности были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить легитимность власти, политического режима или его отдельного института.

В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии легитимности. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора — управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность).

Демократическая легитимность — это перенос на все общество механизма принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм — мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально — как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма.

Технократическая легитимность связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип легитимности может иметь свои «извращения», когда к власти приходит «компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство».

Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая легитимность) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая легитимность).

Идеологическая легитимность основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения.

Онтологическая легитимность — это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия «тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять».

В политологической литературе выделяются также три уровня легитимности власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности — идеологические ценности;

2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности — специфические политические структуры; 3) персональный: в основе — одобрение данного властвующего лица; источник легитимации — личный авторитет правителя.

Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

 
Ссылка на запись: Легитимность

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

ЛЕНИН Владимир Ильич

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 09:55
 

(1870— 1924) — организатор, теоретик и лидер коммунистического (большевистского) движения в России, основатель советского государства, председатель Совета Народных Комиссаров (октябрь 1917 — январь 1924). Англо-американская социальная энциклопедия включает его в «первую десятку» выдающихся личностей мировой истории.

Ленин рассматривал политику как область взаимоотношения между классами и как искусство подчинения их интересов задаче подготовки пролетарской революции. Необходимым условием победы пролетариата Ленин считал наличие коммунистической партии («партии нового типа»), являющейся авангардом рабочего класса. Цель партии — «просветить» и «организовать» рабочий класс и другие эксплуатируемые классы для борьбы с буржуазией, установить диктатуру пролетариата и обеспечить переход сначала к социализму, а потом, заменив ее социалистической демократией, — к коммунизму, т.е. к бесклассовому обществу.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры — это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, — быть проводниками диктатуры господствующего класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них эксплуататорский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (напр., парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса."

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, республика советов. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней сочетаются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы — учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчётность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Ленин — оригинальный интерпретатор политической доктрины марксизма в новых исторических условиях XXв. В отличие от К. Маркса, писавшего о необходимости одновременной победы пролетариата во всем мире или наиболее развитых странах, Ленин выдвинул возможности прорыва цепи имперлистических государств в ее наиболее слабом звене. В своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития — империализм, свидетельствующую о начале его конца и как социалистической революции. По мнению, «загнивающий и монополитический капитализм» создал международный рынок, разделение труда и производительные силы, тем самым, поставив условия для социалистической переворота. Мировая война, в случае « превращения в гражданскую, направленную против своих правительств могла стать катализатором гибели империализма. Ленин полагал, что именно Россия — самое слабое звено в цепи империализма — начнет мировую революцию.

По мнению Н. А. Бердяева, «в Ленине соединились традиции русской революционной интеллигенции в ее наиболее максималистских течениях и традиций русской исторической власти в ее наиболее деспотических проявлениях».

Основные работы: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стая дня капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).

 
Ссылка на запись: ЛЕНИН Владимир Ильич


Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все