Глоссарий


Термины и определения

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все

Р

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Равенство политическое

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:31
 

равное распределение власти, предусматривающее возможность для каждого гражданина формировать политические организации, вступать в них; свободу выражения собственного мнения; право голоса; право на избрание в органы государственной власти; право политических лидеров на открытую политическую конкуренцию; использование альтернативных источников информации; свободные и честные выборы; правительственные институты, зависящие от голосов избирателей, и др.

 
Ссылка на запись: Равенство политическое

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Радикализм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:34
 

(< лат. radicalis коренной) — решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом.

Для радикалистского мышления и поведения характерны манихейство, игнорирование инвариантов социальности, максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов достижения политических целей. Особенностью радикального мышления выступает революционаризм — недооценка эволюционных факторов социального прогресса.

Характерным проявлением политического радикализма является правовой нигилизм. Данное явление, неограниченность права от морали Н.А.Бердяев охарактеризовал как «роковое», поскольку оно создавало благоприятную почву для крайностей и произвола. С правовым нигилизмом тесно связан нигилизм нравственный, принципом которого является господство силы над правом, что нашло адекватное выражение в преимуществе классовых, партийных интересов над общечеловеческими, в подмене закона «революционной целесообразностью». Б.А.Кистяковский, предупреждая об опасности формирования в России не правового властвования, обращал внимание на «притупленность правосознания» революционной интеллигенции, отсутствие у нее интереса к правовым идеям, на тот факт, что в ее идейном развитии «не участвовала ни одна правовая идея», а само право расценивалось в первую очередь как «принудительное право». В общественно-политической сфере нигилизм выражается либо в форме самоотрицания, самобичевания, либо в форме самовозвеличивания, что является двумя сторонами одного явления — неуважения себя. Ф.М. Достоевский отмечал стремление русских «спрятать», «прибрать свое лицо», «устыдиться всего», «не быть самим собой», «явиться как можно более чужим». «Подлое самоотрицание себя», по его мнению, составляет «главный тип нашего общества».

Политический радикализм в России выступал и выступает одной из ведущих политико-культурных традиций, обусловленных особенностями духовного, политического развития страны, национального характера, спецификой религиозного сознания, становления государственности и т.д. А.С.Изгоев справедливо отмечал, что в периоды кризиса, массовых выступлений, любого «общественного возбуждения» крайние элементы в России «очень быстро овладевают всем, не встречая почти никакого отпора со стороны умеренных». По мнению С. Л.Франка, радикализм в России отнюдь не исчерпывается анархическими или революционными направлениями. Напротив, «общее существо его духа было независимо от того политического содержания, в которое он вкладывался», а доминировала та его разновидность, которая «всегда тяготеет к крайностям, к отрицанию всяческих духовных начал, к вере в одну лишь физическую силу...» Согласно его оценке, «промежуточные» духовные и политические образования, завоевавшие прочные позиции в западной цивилизации, в России были невозможны прежде всего «религиозно-психологически».

Русский радикализм, представленный в отечественной политической истории рядом неординарных личностей от А.Н.Радищева до В.И.Ленина, вызывает наибольший интерес уже по той причине что приверженцы данного направления явились непосредственными теоретиками и архитекторами русской революции — одного из наиболее серьезных событий XX в. Если на Западе революционное направление развития политической мысли утрачивает свое значение уже во второй половине XIX в., то версии революционная идея, оживала, переросла в XX в. в идеологию ленинизма, стала идейной основой Октябрьской революции.

 
Ссылка на запись: Радикализм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РАДИЩЕВ Александр Николаевич

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:19
 

(1749—1802) — писатель, демократии просветитель. По мнению Н.А.Бердяева, «Радищева можно считать родоначальником радикальных революционных течений в русской интеллигенции. Главным для него было не государство а благо народа».

Радищев являлся яростным противник самодержавия как политической мы правления, считая его «наиважнейшим человеческому естеству явлением». В выступлении против самдержавия Радищев опирался на историю длительного существования Новгородской республики, в чем усматривал доказательства приверженности русского народа к этой форме государственного правления. Радищев отстаивал идею непосредственно народоправства. Естественно, что: идее вполне соответствует предполагаемое федеративно-общинное устройство страны, где все граждане будут активными, а не пассивными участника») управления (как в случае с представительной демократией).

Государственное устройство России Радищев представил в форме свободной добровольной федерации городов (где народ был бы «истинным государем») вечевыми собраниями со столицей Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются в свободе 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимы себя равными. Образ и обряд отправления оных прав означены будут с великою точностью, для предупреждения всяких превратных толкований». Социальные и политико-правовые идеи Радищева получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет.

Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», «Проект Гражданского уложения», «Записка о законоположении», «О добродетелях и награждениях», «Опыт о законодательстве».

 
Ссылка на запись: РАДИЩЕВ Александр Николаевич

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Развитие политическое

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:24
 

совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. Проблемы политического развития разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф.Тенниса, М.Вебера и Т.Парсонса. «Социология развития» выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность. В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д.

Проблема политического развития тесно связана с анализом политического процесса в его глобальном понимании. Понятие «политическое развитие» было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения. Политическое развитие отличается от экономического, социального и др. общественных процессов многими параметрами. Во-первых, политическое развитие не является необратимым. Во-вторых, политическое развитие характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политического развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.

Политическое развитие — это способность политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением. Принципиально важен вопрос о критериях политического развития. Американский политолог Л.Пай в работе «Понятие политического развития» выделил три таких критерия: структурная дифференциация, «способности» системы и тенденция к равноправию.

Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов обусловлены необходимостью быстрого реагирования системы на новые требования. Как показали исследования, в частности Г.Алмонда, отличие между традиционными и развитыми системами заключается не в их сущности, а в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам, поскольку последние становятся все более дифференцированными и взаимозависимыми.

Вторым критерием политического развития выступает способность системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновации — это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Способность к мобилизации — это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация ресурсов предполагает: преобразование неясных ожиданий масс в конкретные программы и политику; разработку и распространение проекта коллективных действий; наличие политических идей, способных увлечь массы и настроить их на определенные действия; накопление необходимых ресурсов (людских, экономических, информационных и др.); авторитет политических лидеров.

Способность к выживанию: развитая политическая система способна обеспечить свое выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.), привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру.

Третий критерий политического развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она в очередь характеризуется: 1) участие народа в политической деятельно происходит переход от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентир ванной на активную роль в политической системе независимо от позитивного или негативного отношения к ее федеральным институтам. Такой переход» может осуществляться как демократическим путем (за счет расширения лиц, обладающих правом голоса), и в форме авторитарной мобилизации 2) универсальным характером закон») которые становятся общими, ценными, применимыми ко всем всяких различий и привилегий; 3) « рутированием» на государственные по ты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д., а в соответствии с достоинствами претендентов, т.е. на основе их образования, компетентности, способностей.

Так, тенденция к равноправию может привести к снижению «способностей» политической системы. Необходимость обеспечения экономического развития национальной интеграции ведет к ограничению политическом представительства и выражения групповых интересов.

Представленная характеристика политического развития делает акцент на функциональной Дифференциации политических институтов страна становится политически боли) развитой, если ее политическая систем изменяется в направлении более выраженной артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных объединений), лучшей агрегации интересов(с помощью политических партий), эффективной политической социализации (через расширение средств массовой информации, позволяющих гражданам успешно усваивать политические нормы и ценности).

В политической науке существует и иная трактовка политического развития, акцентирующая внимание на результативности политических институтов и приобретении политической системой новых исполнительских возможностей. Все политические системы включают четыре группы исполнительских возможностей: 1) интегративную возможность, т.е. формирование национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов; 2) интернациональную возможность, т.е. способность налаживать разного рода международные контакты; 3) возможность участия, т.е. создание гражданской политической культуры и демократической политической структуры; 4) распределительную возможность, т.е. широкое распространение стандартов благосостояния и согласование между политической, экономической и социальной структурами. Политическое развитие в таком понимании — это приобретение политической системой новых позитивных качеств и, соответственно, новых возможностей (или совершенствования прежних), позволяющих ей эффективно адаптироваться .в новых проблемных ситуациях.

 
Ссылка на запись: Развитие политическое

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Разделение власти

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:33
 

распределение властных полномочий между ветвями государственной власти.

Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Разделение власти позволяет: четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достирать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий; предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры; гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали. Разделение власти по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Т.о., создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных — местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных — местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном — зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) — законодательной, исполнительной и судебной.

 
Ссылка на запись: Разделение власти

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РАЙХ (Reich) Вильгельм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:35
 

(1897— 1957) — австрийский психолог и социальный мыслитель, основатель фрейдомарксизма. Райх утверждал, что социальная революция невозможна без сексуальной революции, поскольку сохранение сексуального подавления формирует консервативный тип характера, человека, склонного к слепому подчинению. Это подавление, осуществляемое сначала традиционной семьей, а затем политической и культурной системой, в целом является основой эксплуатации и с необходимостью обусловливает существование авторитарных режимов. Идеи Райха получили развитие в трудах Э.Фромма. В 60-х гг. движение «новых левых» объявило Райха своим идеологом.

Основные работы: «Психология масс и фашизм» (1933), «Сексуальная революция» (1971).

 
Ссылка на запись: РАЙХ (Reich) Вильгельм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Раса

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:35
 

(фр. race < итал. razza) — исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, имеющая общность наследственных второстепенных физических особенностей (цвет кожи, глаз, волос, форма головы, лица, размеры тела и т.д.). Основные человеческие расы — европеоидная, негроидная и монголоидная.

 
Ссылка на запись: Раса

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Расизм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:36
 

теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные» расы, обосновывающая право людей господствовать над др. или отвергать др., якобы низших по отношению к ним.

 
Ссылка на запись: Расизм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ратификация

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:37
 

(лат. ratificatio < ratus решенный, утвержденный + facere делать) — 1) утверждение высшим высшими органами государственной власти соответствующей страны международного договора; ратификация придает договору юридическую силу; 2) в некоторых странах (напр., США) — особый порядок утверждения конституционных правок.

 
Ссылка на запись: Ратификация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:37
 

(1844-1904) — немецкий географ и этнолог «отец» геополитики.

Мировоззрение Ратцеля, основанное эволюционизме и дарвинизме, окраин но ярко выраженным интересом к биологии. Он рассматривал государство в качестве живого организма, «укоренного в почве». Движение истории предопределяется почвой и территории пространство, по Ратцелю, представляет собой политическую силу, а не по физическо-географическую категория Пространство представляет собой естественно определенные границы, в пределах которых происходит развитие: экспансия народов. Поэтому важное значение имеют рельеф и масштаб государственной территории, а также восприятие народами. Ратцель полагал, что государство, чтобы считаться великим должно обладать территорией не менее 5 млн кв. км. Для нормального развитии государство должно гармонично тать географические, демографически и этнокультурные характеристики своего народонаселения.

Ратцель сформулировал семь законов раз вития государств, которые он связывая с их пространственным ростом или экспансией, полагая, напр., что протяженённость государств увеличивается по мере развития их культуры, а при расширении государства абсорбируют государственные образования меньшей значимости. В своей работе «Море, источник. могущества народов» (1900) Ратцель поднял принципиальную для геополитики проблему, связанную со значением Мирового океана для развития человеческого сообщества.

Основные работы: «Политическая география» (1897), «О законах пространственного роста государств» (1901).

 
Ссылка на запись: РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих


Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все