Лекция 3. Методы исследования и анализа коммуникации

Лекция 3

3.1. Методы и функции теории коммуникации.

Конечный результат исследова­ния любых явлений и процессов действительности в большой сте­пени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все пере­численное составляет методологическую основу научного исследо­вания.

Общенаучные методы - это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного.

Моделирование — изучение объекта путем созда­ния и исследования его копии, замещающей оригинал с определен­ных сторон, интересующих исследователя. Выделяются вербальные (текстовые) модели; математические; информационные модели; графические модели.

Метод моделирования широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов.

Системный подход. При сис­темном подходе объект рассматривается как некоторое множество эле­ментов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. Этот подход основан на использовании таких общелоги­ческих методов, как анализ — разложение системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие, и синтез — рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляю­щие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, осно­ванную на суждениях о сходстве -или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные харак­теристики.

Сравнительно-исторический. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание.

Частнонаучные методы - совокупность способов, исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки — механике, физике, химии, биологии

Социологический метод представляет собой совокупность приемов кон­кретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных.

В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмо­циональных реакций на стимулы внешней среды.

Метод контент-анализа используется и в теоретических исследо­ваниях, раскрывающих характер взаимоотношений средств инфор­мации и общественных структур.

Метод наблюдения применяется при сборе предварительного ма­териала исследования и контроле полученных эмпирических дан­ных.

С помощью социометрического метода, его специальных проце­дур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают спло­ченность, совместимость членов группы.

Функции теории коммуникации.

познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зацию, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия.

методологическая функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла.

прогностическая функция — она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; во-вторых, заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в об­ществе с целью определения их вероятных последствий и ре­зультатов;

практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса.

 

3.2 Контент-анализ в коммуникативистике

 

Время рождения метода контент-анализа приходится на рубеж XIX-XX веков. В науке об обществе в данный период наблюдается тенденция к социологизации и, кроме того, существует и “субъективная” необходимость в такого рода методе: теоретики и практики журналистики много говорят о роли и возможностях средств массовой коммуникации в обществе. В текстах подозревается огромная сила воздействия на массы. В первых теориях массовой коммуникации общественные массы представлялись беззащитными перед набирающей обороты пропагандистской машиной. Метод контент-анализа применялся первоначально для изучения эффективности массовой пропаганды (какой эффект произведет тот или иной текст массовой информации, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольшее впечатление). Помимо всего прочего, в обстановке войны этот метод был единственной возможностью изучать в широких масштабах пропаганду противника, моральный дух населения страны противника, события, происходящие в данной стране. В работах Лассвелла Г.1, с именем которого связывается определенный вклад в разработку существенных принципов этого метода, основная цель изучения текстов пропаганды выглядит так: определить, что пропагандист ставит в центре внимания, чтобы добиться определенного эффекта у аудитории. Ныне метод контент-анализа стал сильнейшим средством анализа различных документов. В политологических исследованиях контент-анализ позволяет анализировать различные текстовые документы, а, следовательно, создавать, например, образ той или иной партии. Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) – это технология выявления содержательных характеристик сообщений о состояниях и свойствах социальной действительности. Если анализ направлен на определение частоты появления в тексте некоторых переменных содержания, то он называется количественным; соответственно, если анализ позволяет определить характер сообщения на основе установления наличия или отсутствия определенной характеристики содержания, то он называется качественным.

Контент-анализ используется в условиях дефицита информации, а также в тех случаях, когда отсутствует возможность установления непосредственного контакта с говорящим, необходима языковая идентификация автора сообщения, необходимо проанализировать большой объём информации, содержащейся в различных источниках. Цель контент-анализа заключается в переходе от языковых характеристик дискурсов к стоящей за ними внеязыковой реальности (личные характеристики автора, его цели, поведение, ценности), в переводе вербального сообщения (газетных статей) в невербальное.

Специфика контент-анализа заключается не просто в выявлении простых частот, т.е. встречаемости каких-либо лексических единиц, но в сопоставлении частоты единицы и длины текста. В зависимости от того, что является переменной содержания, под длиной текста может пониматься количество слов в нем, количество предложений, абзацев и пр.

В качестве реального примера такого анализа текстов можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержат от 7000 до 10000 слов. Были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи и др. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Т.е. все эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить о приоритетах правительства США.

 

 

Различие качественного и количественного подходов к анализу можно проиллюстрировать примерами. В 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты “Правда” обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него.

С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо. В данной работе речь пойдет об использовании количественного контент-анализа в политико-социологических исследованиях.

Конечно, нельзя говорить о повсеместном использовании именно количественного контент-анализа. Вероятно, будет неразумно использовать данный метод в том случае, если мы имеем дело с уникальными документами, или же перед нами описания весьма сложных явлений, или данных недостаточно для массивной обработки, они нерепрезентативны. По мнению одного из основателей метода количественного анализа текстов Берельсона Б. 1, лучше всего использовать количественный метод анализа данных в том случае, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных, если существует в наличии необходимое количество материала и он репрезентативен.

За последние годы институт социологии РАН создал ряд программных систем, которые отвечают современным требованиям к уровню обработки информации: экспертно-диагностическая система “МАКС”, программа “АЛЕКС”, система контент-анализа, программа “КСЕНИЯ” и др. Система контент-анализа предназначена для исследования текстов любого типа, включает в себя количественный и качественный подходы к анализу. Данная система позволяет изучать социально-психологические потребности аудитории, анализировать письма, документы, устанавливать авторства текстов, может применяться для анализа потока информации в информационных сетях. Например, программа “Контент-анализ” используется телекомпанией ОРТ для автоматического отбора информации и информативных массивов, доступ к которым осуществляется через Интернет.[1]

Основная трудность при работе с доступными (т.е. нецелевыми) документами – умение читать данные на языке гипотез исследования. Прежде, чем приступить к анализу материалов, исследователю необходимо найти в тексте индикаторы (признаки) ключевых понятий.

Качественный анализ документов – необходимое условие для всех количественных операций. Следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда целесообразна. Как уже говорилось выше, неразумно прибегать к количественному анализу текста, если мы имеем дело с уникальным документом. Здесь главной целью изучения будет всесторонняя содержательная интерпретация материала. Количественный анализ текстов уместен, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных, а также при избытке текстового материала, который невозможно охватить без суммарных оценок. Целесообразно использовать количественный анализ, если содержание текста сопоставляется с иными количественными характеристиками. Например, выраженные в статистических распределениях особенности газетных сообщений сопоставляются с численностью подписчиков, их мнениями об этих материалах, также выраженными численно.

Квантификация текстового материала получила широкое распространение, и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная “контент-анализ”. Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой (записанной на пленку или иные носители) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Лассуэллом Г. и Берельсоном Б.. Гарольд Лассуэлл применяет методы семантики — раздела лингвистики, занимающейся изучением значений языковых единиц. Он разрабатывает методы семантического анализа текстов, предполагавших исследование ключевых терминов, лозунгов и доктрин под углом зрения того, как их понимают потребители информации. Его подходы к проблеме количественного контент-анализа политической коммуникации стали классическими. Согласно известной формулировке Лассуэла Г., “акт коммуникации” рассматривается по мере ответа на комплекс вопросов: “кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом?”.

 

3.3 Контент-анализ в социально-политических исследованиях

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Так как основным объектом контент-анализа являются документальные источники, политическая сфера жизни общества предоставляет исследователю огромное количество единиц анализа, которые удобно и нужно изучать, используя количественный подход. Среди таких документальных источников: протоколы заседаний органов власти (Государственной Думы, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое.

Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации и коммуникации, направленная на политическую сферу жизни общества. Это может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния СМИ на политическую жизнь.

Наконец, метод контент-анализа предоставляет исследователю возможность изучения такого аспекта политической жизни как функционирование избирательной системы. Исследование документов избирательных кампаний позволяет лучше понять механизм избирательного процесса, выявить его закономерности, объяснить и научиться повторять выигрышные ходы избирательных стратегий кандидатов на выборные посты.

Необходимо применение метода контент-анализа при изучении избирательных технологий как части избирательного процесса. Основной единицей анализа может являться агитационный материал листовочной формы. Несмотря на относительное многообразие видов и типов агитационных материалов, политическая листовка – основа избирательной стратегии кандидатов на выборах районного масштаба. Наряду с тем единицами анализа также могут выступить: возраст кандидатов, их профессиональный статус способ выдвижения. Единицами счета в данном случае являются, соответственно: количество лет, группы профессионального статуса, группы способов выдвижения. Исследуя такую единицу анализа, как политическая листовка, необходимо выделить в ней более мелкие смысловые единицы, например: количество листовочных материалов (сама листовка), формат листовок (стандартный формат А4), количество фотографий (фотография), сюжет фотографий (сюжетная группа), смысловая единица текста (группа сюжета текста). Полученные данные сравниваются с процентными результатами итогов голосования.

Итак, метод контент-анализа, или количественный метод обработки информации включает в себя систематическую числовую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационного источника. Информационный (или документальный) источник – это любая информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке или в электронном виде.

Этот метод широко используется исследователями в процессе работы с документальной информацией, когда существует необходимость точного сравнения однопорядковых данных. Таким образом, в политологии для использования контент-анализа открываются широкие перспективы. Он применяется для выявления латентной (скрытой) информации о политическом лидере. Для обработки соответствующих текстов разрабатывается специальная  категориальная схема, в  которой учитываются различные группы объектов, отражающие сущностные стороны  представлений личности. Таковыми могут быть географические названия, терминология, имена государственных и иных деятелей, различные политические сюжеты, отношение к которым проявляются в речи политика.   В процессе статистической обработки результатов кодировки  результаты сопоставляются по разным тематическим фонам. Явный смысл этих материалов может противоречить действительному положению вещей, что выявляется в процессе анализа. Например, в интервью и статьях лидер подает себя как российский политик, то есть в соответствии с направленностью его политической деятельности он должен уделять ей  большое внимание.

          Предположим, что о России, действительно, говорится чаще, чем о других странах, но по общей сумме упоминаний баланс положительных и   отрицательных оценок примерно одинаков, что уже не дает оснований говорить о положительном отношении к стране. Речь  может идти только о повышенном внимании. Если оценивать не только частоту и характер упоминаний, но и то, в каком контексте упоминается страна, то может оказаться, что политик относится к России негативно. В таком случае его высказывания о стране и системе политических, моральных или иных ценностей будут носить либо нейтральный, либо негативный характер по решающим тематическим фонам.

При обработке массивов данных в настоящее время применяются разнообразные математические методы1. В большинстве своем они сводятся к оперированию числовыми переменными. Гораздо большее количество информации  содержится в  текстовых источниках.  Ее   довольно сложно, а иногда и невозможно преобразовать  в числовой формат, поэтому становится актуальной проблема разработки таких методов анализа подобной информации, чтобы можно было извлекать полезные сведения из  неоднородной текстовой информации.  В  приведенном выше примере  и была показана возможность применения контент-анализа для  обработки  текстовой экономической информации.   Необходимо также отметить, что контент-анализ  объединяет усилия   сразу нескольких направлений   науки: лингвисты должны составить таблицы повторяемости  словоформ, психологи указать на силу и важность связей между этими словоформами, а  математики должны провести статистический анализ   входящего текста на основе  имеющихся   таблиц слов.

Так, профессор Михальская А.К. в своей работе о речевом поведении политиков пишет о том, что настоящий современный политик – это не “Homo faciens” - человек действующий, а, скорее, “Homo eloquens” – человек говорящий, причем говорящий публично. 1 Михальская А.К. считает, что для того чтобы узнать что-нибудь о поведении того или иного политического деятеля, необходимо проанализировать его речь. “Обычно политология использует для этого метод контент-анализа текстов, но современная лингвистика обладает некоторыми концепциями и подходами, значительно расширяющими сферу и возможности такого познания”. 2 Особенно интересны в этой связи предлагаемые  методология и методика дискурс-анализа - исследования не собственно текстов в обычном смысле этого слова, а текстов речевого поведения. К изучению политического дискурса эта методика применяется нечасто и непоследовательно, обширных системных и систематических исследований такого рода пока нет ни у нас, ни за рубежом. Тем не менее, попытка такого исследования была предпринята и была разработана методика дискурс-анализа применительно именно к дискурсу политики, в сочетании с некоторыми методами сравнительно-исторической риторики - дисциплины, тесно связанной с социологией речи и с политологией. Фрагменты результатов данного исследования были представлены читателям Независимой газеты3. Для описания и сравнения особенностей речевого поведения политиков исследователи выбрали несколько параметров. Я  кратко расскажу только о трех главных.

Численное выражение первого из них называется индексом многословия. (Можно брать и обратную величину и называть ее индексом лаконичности.) Индекс многословия - это средний объем ответа политика на один вопрос интервьюера. Высчитывается, как и все прочие параметры, отдельно для каждого интервью, потом усредняется по всем интервью каждого политика. Измеряется в знаках (строках) текста.

Второй важнейший параметр речевого поведения политика в интервью – речевое лидерство. Индекс лидерства для текстов интервью в прессе получается простым суммированием величин двух второстепенных параметров: индекса тематической новизны и индекса оценки вопросов.

Исследования речевого поведения человека, выполненные учеными англо-американской лингвопрагматической традиции, показали, что важнейшие речевые черты социального лидера в беседе – это, во-первых, постоянное введение собственных новых тем (а не простое следование темам беседы, которые предлагаются другими участниками), во-вторых, постоянное стремление оценивать высказывания партнеров и словесно выражать свои оценки.

Третий важнейший параметр речевого поведения политиков – их способность к коммуникативному сотрудничеству, т.е. налаживанию и поддержанию продуктивного взаимодействия в процессе беседы. Индекс коммуникативного сотрудничества – сложный показатель, который складывается из четырех составляющих; три из них суммируются, а четвертый из этой суммы вычитается. Вот какие черты поведения способствуют установлению коммуникативного сотрудничества с партнером:

переформулирование в ответе вопроса партнера (журналиста) с уточнением содержания;

повторы в ответе слов и выражений, содержащихся в формулировке вопроса (вопрос: “Почему? Разве вы сделали ему президенту что-то плохое?” Ответ: “Нет, ничего плохого я ему не делал и никогда не сделаю”);

словесное выражение в ответе согласия с формулировкой или содержанием вопроса (вопрос: “Насколько затронул экономику Москвы нынешний финансовый кризис?” Ответ: “Конечно, он ее затронул”; или вопрос: “И вы считаете, что нам удастся здесь найти общий язык с США?” Ответ: “Да, я считаю что мы сможем выйти на взаимоприемлемые формулировки”).

Напротив, мешает установлению коммуникативного сотрудничество антонимическое переформулирование вопроса (например, вопрос: “Тем не менее, на прошлых выборах, наверное, не столько Ельцин выиграл у Зюганова, сколько проиграл Зюганов как человек, олицетворяющий скомпрометированную коммунистическую идею?” Ответ: “Ну, во-первых, никто не победил. Все проиграли...”. Или вопрос: “Что же будет весной?” Ответ: “Ничего не будет, просто есть будет нечего и топить будет нечем” и т.п.). Поэтому индекс антонимического переформулирования из общей суммы трех предыдущих параметров вычитается. На основе проведённого анализа была предпринята попытка выявить наиболее дипломатичного и тактичного политика.

Строгого разграничения между чисто социологическими, политологическими, психологическими, лингвистическими и другими всевозможными методами, с помощью которых проводится подобное исследование, нет. Для полного и подробного анализа информации необходимо применение различных методик и здесь нельзя говорить о том, что какие-то их них хороши, а какие-то – нет. Все они должны дополнять друг друга, т.к. найти когда-нибудь один-единственный универсальный метод, удовлетворяющий абсолютно всем видам и типам исследований вряд ли под силу даже самым выдающимся деятелям науки. В этой работе, к сожалению, оказалось невозможным рассмотреть особенности речи и поведения политических деятелей (равно как и не удалось провести анализ и самих политических фигур), но я остановилась на анализе программных документов различных партий, претендующих на место в парламенте.

 


 



1 Лассвелл Г. “Техника пропаганды в первой мировой войне” 1927 г.Ряд исследователей истории социологии называют Лассвелла “патриархом” контент-анализа. Но при этом не стоит забывать имена таких известных исследователей контент-анализа как Мангейм Дж. Б. и Рич Р.К. Политология и методы исследований. - М. -1997 

1 Berelson B. “Content Analysis in Communication Research. Glencoe, I11.: The Free Press, 1952

[1] Соколова И.В. “Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. ”
 1999 г.

1 Зарубин В.Г., Макаридина В.А. Математические методы в политологии и социологии. - С-Пб. - 1993. 

1 Михальская А.К. Метод анализа и описания речевого поведения политика в интервью. // Журналистика в 1999 г. Тез.науч.-практ.конф. Часть 5. М., МГУ, 2000. –1 п.л.

2  Михальская А.К. О речевом поведении политиков // НГ-сценарии. 1999..№ 6 (40).

 

3 Михальская А.К. О речевом поведении политиков // НГ-сценарии. 1999..№ 6 (40).