Лекция 13. Массовая коммуникация

Лекция 13

13.1 Понятие массовой коммуникации.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с  помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др).

Средства массовой коммуникации (СМК) — это передатчики, благодаря которым происходит распределение информационных сообщений на большие территории;

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

-социальной  значимостью   информации,   способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

-массовостью аудитории, которая вследствие ее анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

-многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность  массовой коммуникации.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамичес­ких процессов социальной психики; роль интегратора массовых на­строений.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с  его следующими свойствами:

диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее инфор­мационным сообщениям преодолевать пространство;

мулътиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;

репликация— свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

 

13.2 Структура и функции массовой коммуникации.

Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуника­ции и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической фор­мах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обяза­тельных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной американским политоло­гом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Коммуникаторы. На первом месте в модели Лассуэлла располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для распространения профессионально нанимаются коллективы и группы людей, которые называются адресантами. В их задачу входит подготовка информации для потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты.

При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».

«Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на журна­листов и пиарменов (кто собирает информацию, создает.

«Издатели» -  владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. «Издатели» подразделяются на медиократов (владельцы средств массовой коммуникации) и спиндокторов (люди, которые в силу авторитета и власти имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщний).

Массовая информация. На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по­мощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно зависит от ха­рактера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее спе­цифику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная и др. Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию

Средства передачи массовой информации. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лас-суэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.

Современная система СМК подразделяются на три вида: средст­ва массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информа­тику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осу­ществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.(пресса, радио, телевидение, информационные службы, PR).

Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.

Информатика - это система средств обработки данных при по вычислительных машин (компьютеров).

Массовые аудитории. На четвертом месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение и др.).

Реакция аудитории. На пятом месте в структуре массовой ком­муникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматрива­ет реакции аудитории на потребление определенной массовой ин­формации. Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выде­лить пять основных типов реакций на массовую информацию:

-реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях;

-явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не являющиеся);

-желательные и нежелательные; основные и побочные.

 

13.3 Эффективность массовой коммуникации.

Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному резуль­тату, то можно говорить об их эффективности.

Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественно­го мнения, соответствующих взглядов на социальную действитель­ность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном само­регулировании и др.

Можно выделить две основные группы критериев эффективнос­ти деятельности СМК:

- критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убежде­ния, социально-психологическое состояние людей, направлен­ность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);

-критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социаль­ных групп.

СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания чело­века и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в совре­менных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пере­смотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значи­тельной степени зависит формирование нового видения социаль­ной действительности.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК счита­ется численность аудитории, которую данное средство ох­ватывает своим информационным воздействием. Для печатного из­дания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания.

Мера эффективности – степень реализации целей, соответствую потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.

Повышению эффективности воздействия СМК способствует охват, целевая направленность и быстрота информационного коммуникационного воздействия; мощность, постоянство и многообразие воздействия и общения.

Эффективность СМК — явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений. Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивид ном сознании, а также изменение в поведении социальных под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможно практического применения данной информации.

В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровне и уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям след отнести:

-приобретение  информации,   необходимой для  жизнедеятельности;  изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);        .

-приобретение личностью особых морально-нравственных и ду­ховных ориентиров;

-социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;

-осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.

Критерии эффективности СМК на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменение общественного мнения (а возможно, и всего обществен­ного сознания) под воздействием социальной информации.

Главным содержанием эффективности СМК выступают: донесе­ние информационных сообщений до аудитории в том контексте, который составлен коммуникаторами; освещение событий с осо­бой точки зрения, представляющей прежде всего позицию комму­никатора; создание особого морально-психологического состояния в конкретных социальных группах или у всей аудитории; формиро­вание психологической готовности социальных групп к активным действиям и т.д.