Лекция 14. Способы борьбы государства с попытками уклонения от уплаты налогов. Принципы налоговой оптимизации

Способы борьбы государства с попытками уклонения от уплаты налогов

Недополучение бюджетом денежных средств может привести к невыполнению государственных программ, задержкой выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т.п. Поэтому пресечение попыток уклонения от уплаты налогов, а также ограничение сферы применения налогового планирования является основной деятельностью многих государственных органов, таких как налоговая инспекция при Минфине РФ и управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Министерства внутренних дел.

Выделяются следующие основные направления государственного воздействия, ограничивающего обход налогов:

1.Законодательные ограничения – это обязанность субъекта хозяйствования зарегистрироваться в налоговом органе, представлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. К ним также относятся меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

2.Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной  и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и пояснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам НП, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.

3. Специальные судебные доктрины применяются судом для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов

3.1. Доктрина «существа над формой»: юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главным выступает ее содержание и характер действий ее участников. Следовательно, решающее значение при рассмотрении вопроса о неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений, а не название договора.

Механизмом реализации этой формы являются статьи Гражданского кодекса РФ, предусматривающие ничтожность мнимых и притворных сделок.

Мнимой называется сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку (трудовой договор → договор ГПХ; договор купли- продажи → учредительный договор и т.п.).

После вступления в действие первой части НК РФ налоговые органы утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки НП. Переквалификация сделки может быть осуществлена лишь в судебном порядке по иску налогового органа.

3.2. Доктрина «деловая цель» заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой цели.

Например, два предприятия заключили беспроцентный договор займа. В счет его погашения предприятие-заемщик поставило заимодавцу свою продукцию. Налоговая инспекция расценила операцию по перечислению денег как предоплату за продукцию и начислила со всей суммы НДС. Арбитражный суд указал, что целью сделки явилось не предоставление-получение займа, а купля-продажа продукции и оставил решение налоговых органов в силе.

3.3. Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Этот принцип подразумевает, что НП должен доказывать правоту и законность своих действий.

Применение этого способа ограничилось с вступлением в действие первой части НК РФ, в которой нормативно закреплен принцип презумпции невиновности НП, в связи с чем обязанность по доказыванию фактов свершения налогового правонарушения возложена на налоговые органы.

4. Заполнение пробелов в налоговом законодательстве – законодатель регулярно принимает соответствующие поправки и дополнения к налоговым законам, пресекая возможности налоговой минимизации. Такие поправки принимаются в основном по результатам практической деятельности налоговых органов.

Так, например, в первоначальной редакции гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» материальная помощь, оказанная предприятием работнику, не облагалась налогом в любых суммах. Работодатели стали часть заработной платы оформлять в виде материальной помощи. Была внесена поправка в НК РФ, в которой указывалось, что не облагается налогом материальная помощь в сумме не более 4000 рублей в год, за исключением материальной помощи, выдаваемой в связи со смертью работника и стихийными бедствиями..

Вторая группа налоговая оптимизация, которая достигается путем квалифицированной организации дел по начислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов.

Таким образом, это не уклонение от уплаты налогов, а оптимизация, т.е. уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий НП, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

В данном случае НП использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, т.е. не нарушает законодательства, и в этом главное отличие налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.

В зависимости от периода времени, в котором осуществляется налоговая оптимизация, ее можно классифицировать как перспективную (стратегическую) и текущую (тактическую).

Перспективная налоговая оптимизация предполагает применение таких способов, которые уменьшают налоговое бремя НП в процессе всей его деятельности или, по крайней мере, до изменения действующего законодательства. Она осуществляется в течение ряда налоговых периодов и достигается путем правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать размер уплачиваемых налогов в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Комплексное принятие НП мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации, составляет налоговое планирование.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для физических лиц).

Принципы налоговой оптимизации

1.Принцип разумности, другими словами «все хорошо в меру». Не целесообразно применять грубые и необдуманные приемы, которые при проведении проверки сразу же будут бросаться в глаза налоговому инспектору.

Например, при снижении налога на прибыль за счет увеличения себестоимости продукции неразумно включать непомерно завышенные расходы по одной сделке или платежу.

2. Принцип невозможности полной оптимизации лишь на основе пробелов в налоговом законодательстве.

Налоговая оптимизация, основанная исключительно на пробелах в законодательстве, требует индивидуального подхода и сопряжена с определенным риском, поскольку защита интересов НП, как правило, осуществляется в судебном порядке. Прогнозировать направление судебного решения достаточно сложно, поскольку оно зависит от ряда факторов, в т.ч. наличия прецедентов.

Кроме того, пробел в законодательстве может быть заполнен, как часто наблюдается в отечественной практике, задним числом.

3. Принцип невозможности оптимизации, основанной на смежных с налоговым отраслях права.

При формировании системы налогового законодательства не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства и принципов бухгалтерского учета.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим кодексом».

4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь – перед использованием того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все аспекты предполагаемой операции, а также деятельность предприятия в целом.

Так, например, переоценка основных средств приводит к увеличению затрат на производство продукции за счет роста амортизационных отчислений, в результате чего уменьшается налогооблагаемая прибыль. В то же время увеличивается размер налога на имущество организаций, т.к. его налогооблагаемой базой является остаточная стоимость основных средств. Поэтому прежде чем провести переоценку основных средств, следует рассчитать суммы выгоды, получаемой от снижения налога на прибыль, и потерь от увеличения налога на имущество. Применение данного метода будет целесообразным лишь в том случае, если сумма получаемой выгоды не только превысит размер потерь, но и окупит затраты на проведение переоценки.

Таким образом, согласно этому принципу, всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения данного метода с точки зрения совокупности всех налогов.

5. При выборе способа налоговой оптимизации, связанного с привлечением широкого круга лиц, необходимо придерживаться принципа золотой середины, согласно которому, с одной стороны, сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, а, с другой стороны, они не должны осознавать ее цель и мотивы.

Например, при фиктивном привлечении труда инвалидов с целью получения налоговых льгот, оформленные на работу люди, в случае проведения налоговой инспекцией проверки в форме опроса, должны подтвердить наличие трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя их осведомленность может привести к утечке информации.

6. Принцип тщательного оформления хозяйственных операции. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и привести к применению более обременительного налогообложения.

7. Принцип конфиденциальности – распространение информации о применяемых способах налоговой оптимизации может иметь негативные последствия, т.к. может быть принят на вооружение другими предприятиями, приобрести массовый характер, что, в свою очередь, может послужить поводом к внесению изменений в законодательстве.

Неосторожное высказывание по поводу удачного ухода от уплаты налогов – один из источников оперативной информации налоговых органов, т.к. они применяют прием анонимного осведомительства.

8. Принцип комплексной налоговой экономии, т.е. многообразия применяемых способов минимизации налогов.

Не существует «единой чудодейственной» схемы оптимизации, дающей сразу значительный экономический эффект. Наилучшие результаты достигаются при использовании нескольких способов, позволяющих в комплексе сэкономить значительную сумму.