Дидактический практикум по Разделу №1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО РАЗДЕЛУ №1.

 

1.     Составьте хронологическую  таблицу, в которой была бы отражена динамика изменений и трансформаций педагогических идеалов и целей воспитания на всём периоде человеческого развития. Укажите в ней: временной период; его социальную характеристику; наиболее заметных педагогов или лиц, занимавшихся вопросами воспитания и образования; состояние системы образования; педагогические идеалы и цели воспитания. 

 2.     Сопоставьте толкования понятия «воспитание» в вузовских курсах философии, социологии, психологии и педагогики, политологии. Проанализируйте и выскажите свои соображения и мнения.

 3.     Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите её правильность.

 4.     На кругах Эйлера покажите расположение основных категорий педагогики: обучения, образования, воспитания, формирования и развития.

 5.     В чём, на Ваш взгляд, состоит общность и отличия между процессами обучения и воспитания?

 6.     Охарактеризуйте основные возможные пути обеспечения единства процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе учебного заведения, школы.

 7.     Представьте в виде некоторого перечня элементов (качеств, характеристики, видов деятельности) понятие «методологическая культура педагога».

 8.     Разработайте структурно-логическую схему:  «Методы педагогического исследования».

 9.     Что определило развитие педагогики как науки? Из приведённых ответов выберите правильный, доказав неполноту других:

а). Прогресс науки и техники.

б). Забота родителей о счастье детей.

в). Биологический закон сохранения рода.

г). Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

д). Повышение роли воспитания в общественной жизни.

 10.   Какой термин, на Ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки об образовании?

а). Педагогика – от греч. «пайдос» - дитя, мальчик и «аго» - вести.

б). Андрогогика – от греч. «андрос» - мужчина и «аго»  - вести.

в). Антропогогика – от греч. «антропос» - человек.

г). Антропология – от греч «антропос» - человек и «логос» - наука.

д). Педология – от греч «пайдос» - дитя и «логос» - наука.

 11.   Воспитание – категория общая и вечная. На Ваш взгляд, существует ли воспитание, годное для всех времён и народов?

 12.  Поразмышляйте над нижеприведёнными высказываниями. Какие из них Вам кажутся наиболее убедительными и почему?

  • Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества. (К.Д. Ушинский).
  • Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, – в это корень учительского дела. (Л.Н. Толстой).
  • Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому, лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика. (П.П. Блонский)