Дидактический практикум по Разделу №1
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО РАЗДЕЛУ №1.
1. Составьте хронологическую таблицу, в которой была бы отражена динамика изменений и трансформаций педагогических идеалов и целей воспитания на всём периоде человеческого развития. Укажите в ней: временной период; его социальную характеристику; наиболее заметных педагогов или лиц, занимавшихся вопросами воспитания и образования; состояние системы образования; педагогические идеалы и цели воспитания.
2. Сопоставьте толкования понятия «воспитание» в вузовских курсах философии, социологии, психологии и педагогики, политологии. Проанализируйте и выскажите свои соображения и мнения.
3. Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите её правильность.
4. На кругах Эйлера покажите расположение основных категорий педагогики: обучения, образования, воспитания, формирования и развития.
5. В чём, на Ваш взгляд, состоит общность и отличия между процессами обучения и воспитания?
6. Охарактеризуйте основные возможные пути обеспечения единства процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе учебного заведения, школы.
7. Представьте в виде некоторого перечня элементов (качеств, характеристики, видов деятельности) понятие «методологическая культура педагога».
8. Разработайте структурно-логическую схему: «Методы педагогического исследования».
9. Что определило развитие педагогики как науки? Из приведённых ответов выберите правильный, доказав неполноту других:
а). Прогресс науки и техники.
б). Забота родителей о счастье детей.
в). Биологический закон сохранения рода.
г). Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.
д). Повышение роли воспитания в общественной жизни.
10. Какой термин, на Ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки об образовании?
а). Педагогика – от греч. «пайдос» - дитя, мальчик и «аго» - вести.
б). Андрогогика – от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести.
в). Антропогогика – от греч. «антропос» - человек.
г). Антропология – от греч «антропос» - человек и «логос» - наука.
д). Педология – от греч «пайдос» - дитя и «логос» - наука.
11. Воспитание – категория общая и вечная. На Ваш взгляд, существует ли воспитание, годное для всех времён и народов?
12. Поразмышляйте над нижеприведёнными высказываниями. Какие из них Вам кажутся наиболее убедительными и почему?
- Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества. (К.Д. Ушинский).
- Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, – в это корень учительского дела. (Л.Н. Толстой).
- Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому, лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика. (П.П. Блонский)