Кейс 7
Конкуренция Яндекса и Google за российский рынок интернет-поиска выходит на новый уровень. Яндекс просит ФАС разобраться, почему мобильная платформа Android от Google навязывает свои сервисы производителям смартфонов и планшетов, среди которых Explay, Fly и Prestigio.
18 февраля 2015 г. Яндекс сообщил, что подал в ФАС жалобу на Google в антимонопольное ведомство, сообщил ϻЪ начальник управления информационных техно логий ФАС Владимир Кудрявцев. По его словам, Яндекс увидел ограничения конкуренции в действиях Google, когда американская компания препятствовала производителям Explay, Fly и Prestigio устанавливать сервисы Яндекса (карты, поиск), работающие ϻпо умолчанию, в 2014 г., одновременно подписав соглашение с Google, в котором говорилось о запрете установки софта ϻпо умолчанию от конкурирующих производителей. Если в смартфоне есть сервисы ϻпо умолчанию, то человек предпочитает их тем сервисам, которые нужно скачивать, говорит Владимир Кудрявцев. По его словам, ФАС проверит также, повлияли ли действия Google на других участников рынка."
" В Яндексе пояснили, что Google ограничивал доступ к магазину приложений Google Play, производители могли подключиться к нему только на условиях Google. В российской интернет-компании считают, что Google необходимо отделить Android от поиска и других сервисов. ϻУ производителей должен быть выбор... Установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением Google Mobile Services (пакет мобильных приложений от Google, куда входят карты, почта Gmail, браузер Chrome, YouTube и др. — Прим. “Ъ” ) и Google Play ,— говорится в пресс-релизе Яндекса. ϻУ пользователей всегда есть выбор, какие приложения и сервисы использовать на устройствах Android ,— парирует представитель Google Алла Забровская.
Google нередко запрещает производителям устройств ставить любой конкурирующий с ним продукт на первой странице при загрузке мобильной системы, говорит топ-менеджер российской интернет-компании. Такие факты упоминались и в сообщениях об антимонопольном расследовании против Google, которое сейчас идет в ЕС. Логично, что Яндекс защищает свои интересы, считает президент компании ϻАшманов и партнеры Игорь Ашманов.
Вопросы
1. Дайте оценку действиям компании Google с позиций антимонопольного законодательства Российсской Федерации.
2. Считаете ли вы такие действия экономически оправданными?
3. Какой вид барьеров (по стандартной классификации) использован компанией Google?
4. Какие меры может предпринять государство, чтобы противодействовать подобной практике?"