Глоссарий
Термины и определения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
К |
---|
Казус белли | |||
---|---|---|---|
(лат. casus belli) — непосредственный формальный повод к объявлению войны и началу военных действий. В прошлом казус белли, являлся законным основанием для открытия военных действий, служил оправданием войны и целям сокрытия ее истинных причин | |||
КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томма | |||
---|---|---|---|
(1568—1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель. В своей книге «Город Солнца» (1602) Кампанелла рисует картину совершенного государства, христианско-коммунистического, в котором господствуют священники философы. | |||
Кампания избирательная | |||
---|---|---|---|
(фр. campagne поход) — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательной кампании участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. | |||
КАНЕТТИ (Canetti) Элиас | |||
---|---|---|---|
(1905—1990) — австрийский ученый и писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1983). В трактате «Масса и власть» (1960) Канетти проанализировал роль массовых процессов в возникновении и развитии государств, вскрыл природу деспотической власти, как в традиционных, так и в современных тоталитарных ее вариантах. Канетти приходит к выводу, что феномены власти и массы изначально связаны друг с другом, а природа этой связи, конкретные формы ее реализации сохраняются неизменными па всем протяжении человеческой истории. | |||
КАНТ (Kant) Иммануил | |||
---|---|---|---|
(1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии. | |||
Кантон | |||
---|---|---|---|
(фр. canton) — 1) территориальная единица (субъект федерации) в Швейцарии; 2) низовая административно-территориальная единица во Франции и некоторых др. государствах. | |||
Канцлер | |||
---|---|---|---|
(нем. Kanzler) — одно из высших должностных лиц в ряде государств (напр., в Австрии и Германии федеральный канцлер — глава правительства). | |||
Капитализм | |||
---|---|---|---|
(< лат. capitalis главный) — социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли. | |||
Капитолий | |||
---|---|---|---|
(лат. Capitolium) — 1) один из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим; на этом холме размещался Капитолийский храм, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве; 2) название здания в Вашингтоне, в котором заседает Конгресс США, а также зданий в столицах американских штатов, где проходят сессии законодательных ассамблей. | |||
КАРСАВИН Лев Платонович | |||
---|---|---|---|
(1882— 1952) — русский религиозный философ и историк культуры, один из идеологов евразийства. Основные работы «Введение в историю» (1920), «Восток, Запад и русская идея» (1922), «Философия истории» (1923). | |||
Карт-Бланш | |||
---|---|---|---|
(фр. carte blanche) — в переносном смысле — неограниченные полномочия, полная свобода действий. | |||
КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст | |||
---|---|---|---|
(1874-1945) — немецкий философ. В центр его научного творчества — проблемы философии лингвистики, мифологического мышления, искусства, философии истории и политики. К. одним из первых обратил внимание на то, что философские идеалы свободы и равенства терпят поражение от врага, казалось навсегда побежденного и отошедшего в область истории — от мифа, с его иррациональной властью над сознанием человека. Всплеск идеологического мифотворчества, разгул мистицизма, тоталитарных ритуалов — все это, мнению Кассирера, есть отступление от культуры перед первобытным хаосом, распад рационального мышления и вырождение архаического менталитета. Для Кассирера политический миф есть странная актуализация латентных, скрыт до поры до времени слоев культуры. Основные труды: «Философия вольнических форм» (1923—1929) «Язык и миф» (1925), «Логика гуманитарных наук» (1942). | |||
Каста | |||
---|---|---|---|
(португ. casta род, поколение) — 1) в Индии и некоторых странах Востока — замкнутая общее венная группа, объединенная происхождением и правовым положение своих членов; 2) общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии. | |||
Катаклизм | |||
---|---|---|---|
(< гр. kataklysmos потоп, наводнение) — катастрофа, разрушительные изменения. | |||
Категория | |||
---|---|---|---|
(< гр. kategorein высказывать) — 1) общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира;. 2) разряд, сорт, класс, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-л. признаков. | |||
КАТКОВ Михаил Никифорович | |||
---|---|---|---|
(1818— 1887) — публицист и общественный деятель, редактор журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». | |||
Католицизм | |||
---|---|---|---|
(< гр. katholikos всеобщий, вселенский) — одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054—1204 гг.; в XVI в. от К. откололся протестантизм. Единый всемирный центр католицизма — Ватикан, а Папа Римский — единый глава. Современный католицизм оказывает активное влияние на международные отношения, опираясь при этом не только на многочисленное духовенство, монашеские ордена и миссионерские организации, по также на примыкающие к нему светские массовые организации — политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и др. объединения. В мире насчитывается около 600 млн. католиков. Католицизм является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, латиноамериканских странах и др.; католики преобладают среди верующих в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и на Кубе. На 1 января 1997 г. в РФ зарегистрированы уставы 2 центров и управлений, 192 обществ (общин), 3 духовных образовательных учреждений, 2 монастырей и подворий, 1 братства, 6 миссий Римско-католической церкви. | |||
Каудилизм | |||
---|---|---|---|
(< исп. caudillo предводитель) — система господства в странах Латинской Америки диктаторов, приходящих к власти и правящих с помощью военного насилия. | |||
Кворум | |||
---|---|---|---|
(< лат. quorum (praesentia sufficit) которых присутствие достаточно ) — наименьшее число членов собрания, при котором оно считается законным и может принимать имеющие силу решения. | |||
Квота | |||
---|---|---|---|
(< позднелат. quota часть, приходящаяся на каждого < лат. quot сколько) — доля, часть, норма. | |||
Квота "естественная" | |||
---|---|---|---|
одна из разновидностей избирательной квоты. Вычисляется путем деления общего числа поданных по округу голосов на число избираемых по округу депутатов. | |||
Квота избирательная | |||
---|---|---|---|
наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться как для каждого избирательного округа в отдельности, так и для всей страны в целом. | |||
КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович | |||
---|---|---|---|
(1868—1920) — видный русский теоретик правового государства и общественный деятель (член партии конституционных демократов с момента ее возникновения). | |||
Клака | |||
---|---|---|---|
(фр. claque) — группа участников массового политического мероприятия, приглашенных (или нанятых) для организации шумного одобрения (неодобрения) происходящего. | |||
Клан | |||
---|---|---|---|
(кельт, clann) — 1) родовая община у шотландцев и ирландцев; 2) в широком смысле — род или группа сплоченных в хозяйственном и бытовом отношении родственников. | |||
Класс | |||
---|---|---|---|
(< лат. classis разряд, класс) — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределение благ в обществе), власти, социальному престижу. | |||
Классификация | |||
---|---|---|---|
(< лат. classis разряд, класс) — систематическое деление и упорядочение понятий и предметов. | |||
Клерикализм | |||
---|---|---|---|
(< позднелат. clericalis церковный) — совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католической церкви и ее главы. | |||
Клиентела | |||
---|---|---|---|
(< лат. cliens послушный) — форма социальной (персональной или коллективной) зависимости, порождаемая неравномерным распределением ресурсов власти. Ее отличает приоритет личной лояльности всем остальным видам социальных связей. | |||
Клика | |||
---|---|---|---|
(< фр. clique шайка, банда) — группа людей, стремящихся любыми средствами достигнуть каких-л. корыстных, низменных целей. | |||
Кнессет | |||
---|---|---|---|
название однопалатного парламента Израиля. | |||
Коалиция | |||
---|---|---|---|
(лат. coalitio < coalitis объединенный) — 1) объединение, союз на добровольных началах для достижения общих целей; 2) политический или военный союз государств; 3) союз, соглашение политических партий для совместного участия в выборах и создании коалиционного правительства. Избирательная коалиция — соглашение политических партий о совместном выдвижении общих кандидатов па парламентских, президентских и местных выборах (см. Избирательная система). Парламентская коалиция — соглашение политических партий о совместных действиях в парламенте. Чаще всего коалиция — это соглашение нескольких политических партий об образовании правительства на коалиционной основе. | |||
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович | |||
---|---|---|---|
(1851 —1916) — русский социолог, правовед, политический деятель (депутат I Государственной думы). Провозгласив в социологии принцип общественной солидарности, Ковалевский считал необходимыми условиями его реализации свободу самоопределяющейся личности и наличие охраняющего ее государства. Способом ограничения власти государства, гарантом свободы Ковалевский считал разделение властей и подчинение государства закону. Значение политических институтов, по Ковалевскому, определяется не их значимостью для государства, а только их способностью обеспечивать личные права и самостоятельность каждого человека. Ковалевский отказывал в праве на существование как самодержавной монархии, так и полновластному, ничем не ограниченному народному представительству, которое он называл «многоголовым самодержавием». | |||
Кодекс | |||
---|---|---|---|
(< лат. codex книга)— 1) систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-л. отрасли права (напр., гражданский кодекс); 2) совокупность правил, норм, убеждений. | |||
Коллаборационист | |||
---|---|---|---|
(<фр. collaboration сотрудничество) — лицо, сотрудничавшее с оккупантами; изменник, предатель родины. Термин появился в период Второй мировой войны. | |||
Коллегиальность | |||
---|---|---|---|
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц(коллегией), каждая из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности. | |||
Колониализм | |||
---|---|---|---|
политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении. | |||
Колония | |||
---|---|---|---|
(< лат. colonia поселение) — территория или страна, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная комической и политической самостоятельности и управляемая на основе специального режима. | |||
Комиссия избирательная | |||
---|---|---|---|
специальный коллегиальный орган, организуемый для проведения выборов в органы государственной власти, избираемых непосредственно гражданами. Порядок образования и полномочия определяются, как правило, законами о выборах. | |||
Коммунизм | |||
---|---|---|---|
(< лат. communis) — политическая идеология, предполагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками коммунизма были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов. | |||
Коммуникация | |||
---|---|---|---|
(< лат. communicatio связь) — тип взаимодействий между людьми, предполагающий информационный обмен. | |||
Коммуникация массовая | |||
---|---|---|---|
разновидность социальной коммуникации. Массовая коммуникация — это процесс, в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают информацию большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс массовой коммуникации носит однонаправленный и внеличностный характер. Массовая коммуникация осуществляется при помощи средств массовой коммуникации (в отечественной литературе более распространен термин «СМИ» — «средства массовой информации», а в англоязычной литературе — «масс-медиа»). К средствам массовой коммуникации относятся пресса, электронные средства (радио и телевидение), а также кинематограф. В начале XX в. происходит становление самостоятельной научной дисциплины «теория массовой коммуникации». У ее истоков стояли Дж. Дьюи, Ч. Х. Кули, У. Липпман и др. | |||
Коммуникация политическая | |||
---|---|---|---|
совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности (см. Политическая стабильность). | |||
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КПРФ) | |||
---|---|---|---|
одна из самых влиятельных политических партий современной России. Сектор политического поля, который традиционно занимает партия, может быть охарактеризован как левый — от элементов левого радикализма до социал-демократизма. При всей относительной однородности идеологической платформы в партии сосуществуют крупные национал-радикальное и интернационально-умеренное, идейно-политические течения. Численность партии — не менее 500 тыс. членов. Социальную базу партии составляют в основном люди среднего и пожилого возраста (средний возраст членов около 50 лет). Партия издает более 150 газет. | |||
Коммунитаризм | |||
---|---|---|---|
(< англ. community община, общность) — новая форм социального движения. Коммунитаризм защищав право каждого индивида на собственный стиль и образ жизни, на формирование своего непосредственного окружения; основывается на идее «поиск индивидом спасения и саморегуляция в небольшой общине единомышлен пиков». Коммунитаризм предполагает наличие для централизованной общности свободных граждан, противостоящей «большому обществу», и реализуется в практическом плане в движении за гражданские инициативы, создании сетей самопомощи, альтернативных религиозных общин. | |||
Коммюнике | |||
---|---|---|---|
(фр. communique) — официальное сообщение о событиях международного характера. Коммюнике — нередко название официального документа, принимаемого международной организацией (ее органами) по проблемам международной жизни. | |||
Компаративистика | |||
---|---|---|---|
(< лат. comparatio равное соотношение, соразмерность, сравнение, взаимное соглашение) — общее название совокупности сравнительных методов в различных областях гуманитарного знания (политология, правоведение, литературоведение, языкознание, культурология, история, религиоведение и др.). | |||
Компетенция | |||
---|---|---|---|
(< лат. competentia принадлежность по праву)— 1) совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей какого-л. органа государственной власти или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. | |||
Компрадор | |||
---|---|---|---|
(< исп. comprador покупатель) — местный торговец, посредничающий между иностранным капиталом и национальным рынком. | |||
Компромисс | |||
---|---|---|---|
(лат. compromissum) — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. | |||
Конвенционализм в политике | |||
---|---|---|---|
(< лат. conventio договор, соглашение) — 1) приверженность групп и индивидов взаимоприемлемым идеям, оценкам, соглашениям; 2) условность, относительность политических понятий, зависимость их интерпретации и понимания от Договоренности и соглашения людей. | |||
Конвенциональное политическое участие | |||
---|---|---|---|
легальная и регулируемая законом политическая деятельность. К этому типу участия относятся: голосование; участие в работе партий и избирательных кампаниях; участие в политической жизни общества; контакты с официальными лицами. | |||
Конвенция | |||
---|---|---|---|
(< лат. conventio договор, соглашение) — международный договор, соглашение по какому-л. специальному вопросу. | |||
Конгресс | |||
---|---|---|---|
(< лат. congressus встреча, собрание) — 1) название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых др. государствах; 2) название некоторых общественно-политических организаций ряда стран; 3) съезд, совещание преимущественно международного характера | |||
Кондоминиум | |||
---|---|---|---|
(лат. condominium con вместе + dominium владение) — в международном праве владение определенной территорией двумя или более государствами, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет. Известен, в частности, кондоминиум Великобритании и Египта над Суданом (1899— 1956) | |||
Конкордат | |||
---|---|---|---|
(< лат. concordat быть согласным) — договор между правительством какого-л. государства и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране. | |||
Консенсус | |||
---|---|---|---|
(< лат. consensus согласие, единодушие) — состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. | |||
Консерватизм | |||
---|---|---|---|
(фр. conservatism < лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — разновидность политической идеологии. Термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал «Консерватор». Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). «Отцом-основателем» классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. | |||
Консолидация | |||
---|---|---|---|
(лат. consolidate con с, вместе + solidare уплотнять,; укреплять, сращивать) — упрочение, укрепление, сплачивание чего-л. | |||
КОНСТАН Бенжамси Анри де Ребе (Constant de Rebeque) | |||
---|---|---|---|
(1767— 1835) французский писатель, теоретик либерализма, политический деятель. Основой политической философии Констан является его учение о свободе. Свобода, по его мнению, состоит в независимости индивида от государственно власти. Констан различает представление свободе у древних и новых народов Свобода древних народов была полит ческой свободой, состоящей в прав каждого участвовать в осуществлен государственной власти; свобода новых народов представляет собой преимущественно личную, гражданскую свободу, состоящую в независимости государственной власти. Личная свобода — это неприкосновенность личности, право высказывать свое мнение свобода выбирать профессионально занятие, свобода передвижения, свобода слова и совести. Причем индивидуальная независимость является первой потребностью человека Нового времени. Констан отстаивает принцип невмешательства государства в экономическую область, рассматривая его как условие, способствующее свободе конкуренции. | |||
Конституирование | |||
---|---|---|---|
(< лат. constituere устанавливать) — определение состава, содержания чего-л., составление. | |||
Конституционализм | |||
---|---|---|---|
1) политико-правовая теория, определяющая взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности; 2) правление, ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления. | |||
Конституционный строй | |||
---|---|---|---|
система, экономических, политико-правовых и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др. конституционно-правовыми актами определенного государства. Признаками конституционного строя являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. | |||
Конституционный суд | |||
---|---|---|---|
в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного надзора. Впервые учрежден в Австрии в 1920. С тех пор этот институт получил широкое распространение в мире. | |||
Конституция | |||
---|---|---|---|
(лат. Constitutios установление) — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, основы отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии. Само явление первых конституций в конце XVIII в. (Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, в дальнейшем основной ролью конституции последовательное утверждение демократических форм государственности. | |||
Консул | |||
---|---|---|---|
(лат. consul) в Древнем Риме в период республики — титул двух выборных высших должностных лиц; эпоху империи консул — только почетное звание; 2) во Франции в период после переворота 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.) до установления империи (1804) — титул трех лиц, облеченных высшей исполнительной властью; 3) должностное лицо государства, назначенное в какой-л. район (округ) др. государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культурных и др. связей между представляемым и принимающим государствами. | |||
Консультирование политическое | |||
---|---|---|---|
разновидность профессиональной помощи, оказываемой специалистами в области прикладной и фундаментальной политологии политикам, руководителям и персоналу политических организаций в решении их специфических задач. К основным задачам политического консультирования относятся: оценка риска деятельности клиента, объективная оценка сложившейся ситуации, рекомендации по ее изменению, обучение членов организации навыкам самостоятельного управления ситуацией. | |||
Контент-анализ | |||
---|---|---|---|
(англ, content-analysis) — метод количественного изучения содержания политической информации. | |||
Континентализм | |||
---|---|---|---|
(< лат. continens) — политика экономического и политического подчинения каких-либо стран господствующей на континенте страной. | |||
Контрасигнатура | |||
---|---|---|---|
(лат. contra против + signare подписывать) — скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет подписавший его министр. Контрасигнатура формально объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о президенте). Правила контрасигнатуры впервые сформулированы в Англии в Акте об устроении 1701 и разработаны в постановлении Палаты лордов в 1711. Принцип контрасигнатуры закреплен в конституциях США, ФРГ, Японии, Франции и др. Конституция РФ института контрасигнатуры не предусматривает. | |||
Контркультура | |||
---|---|---|---|
субкультура, нормы или ценности которой противоречат основным составляющим господствующей культуры. | |||
Контроверза | |||
---|---|---|---|
(< лат. controversia) — вопрос, разногласие, расхождение, спорный случай. | |||
Контрреволюция | |||
---|---|---|---|
(фр. Contre-revolution) — политический процесс, обратный революции. С позиций социальных сил, отвергнутых революцией, контрреволюция — восстановление справедливости, с позиций революционеров — регрессивное, попятное движение. | |||
Контрэлита | |||
---|---|---|---|
лица, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющие доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. | |||
Конфедерация | |||
---|---|---|---|
(< позднелат. confederation союз, объединение) — форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В рамках конфедерации каждое государство-участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую систему, собственные вооруженные силы. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (обычно войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, системы коммуникаций и т.п.). Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. В конфедерации нет союзного гражданства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее. | |||
Конференция | |||
---|---|---|---|
(лат. conferentia < conferre собирать в одно место) — совещание, собрание представителей какой-л. организации, государств, отдельных лиц для обсуждения определенных вопросов. | |||
Конфликт | |||
---|---|---|---|
(< лат. conflictus столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов. | |||
Конфликт политический | |||
---|---|---|---|
становление, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересе ценностей и взглядов. | |||
Конфликт этнополитический | |||
---|---|---|---|
конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что он имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память древние стереотипы межнациональной борьбы. | |||
Конформизм | |||
---|---|---|---|
(< лат. conformis подобный, сходный) — социально-политическое и психологическое понятие, отражающее некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания и т.д. | |||
Конфронтация | |||
---|---|---|---|
(лат. con против + frons (frontis) лоб, фронт) — противоборство, столкновение, противопоставление. | |||
КОНФУЦИЙ (Кун Фуцзы) | |||
---|---|---|---|
(551 — 479 до н.э.) — великий китайский мыслитель. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Во II в. до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. В 1503 Конфуций был причислен клику святых. Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д. | |||
Концепция | |||
---|---|---|---|
(лат. concepcio) — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-л. явления. | |||
Концепция органического роста | |||
---|---|---|---|
одна из концепций политических реформ международных отношений с целью разрешения глобальных проблем. | |||
Концепция устойчивого развития | |||
---|---|---|---|
политическая парадигма мирового развития в условиях обострения глобальных проблем. Такая парадигма была сформулирована в докладе «Наше общее будущее», подготовленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г. Х. Брундтланд( 1987), и получила название концепция устойчивого развития. В докладе комиссии, в частности, записано: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». | |||
Кооптация | |||
---|---|---|---|
(лат. cooptatio дополнительное избрание, довыборы) — введение в состав какого-л. выборного органа новых членов решением этого органа без проведения новых выборов. | |||
КОРКУНОВ Николай Михайлович | |||
---|---|---|---|
(1853—1904) — русский правовед и социолог. | |||
Корпоративизм | |||
---|---|---|---|
(< позднелат. corporatio объединение, сообщество) — система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (гл. обр. бизнеса и профсоюзов). Последние получают монополию представительства интересов людей в соответствующих сферах в обмен на подчинение определенным ограничениям, налагаемым государством. | |||
Корпус избирательный | |||
---|---|---|---|
совокупность граждан, обладающих правом голоса в соответствии с законом, либо совокупность реально голосующих граждан. | |||
Коррупция | |||
---|---|---|---|
(лат. corruptio совращение, подкуп, порча, упадок)— 1)разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей; 2) преступление, выражающееся в использовании должностным лицом прав, предоставляемых ему по должности, в целях личного обогащения. | |||
Космополитизм | |||
---|---|---|---|
(< гр. kosmopolites гражданин мира) — теория, проповедующая отказ от национального начала в политике во имя единства человеческого рода, идеи «мирового гражданства» под лозунгом «человек — гражданин мира». | |||
Кратология | |||
---|---|---|---|
(гр. kratos власть + logos учение) — наука о власти. | |||
Креатура | |||
---|---|---|---|
(< лат. creatura создание) — ставленник кого-л.: тот, кто выдвинулся благодаря чьей-л. протекции. | |||
Кредо | |||
---|---|---|---|
(< лат. credo верю, верую) — 1) в католической церкви исповедание, символ веры; 2) определенная система убеждений. | |||
Кризис | |||
---|---|---|---|
(< гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) — тяжелое, переходное состояние; резкий, крутой перелом. | |||
Кризис политический | |||
---|---|---|---|
состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. | |||
Критерий | |||
---|---|---|---|
(< гр. kriterion средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило оценки. | |||
КРОЗЬЕ (Crozier) Мишель | |||
---|---|---|---|
(1922-2013) — французский социолог. Согласно основному постулату теоретической концепции Крозье, организации (административные, индустриальные), их функционирование или дисфункционирование составляют ключевые феномены современных обществ. | |||
КРОПОТКИН Петр Алексеевич | |||
---|---|---|---|
(1842— 1921) — русский ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX — начала XX в. | |||
Ксенофобия | |||
---|---|---|---|
(гр. xenos чужой + phobos страх) — страх, ненависть, нетерпимость ко всему чуждому, незнакомому или чужому для образа жизни данного общества или индивида. | |||
Кулуары | |||
---|---|---|---|
(< лат. couloirs букв, корня доры) — помещения (в парламенте, съезде и т.п.), расположенные вне зала заседаний, служащие для отдыха, не официальных встреч, обмена мнениями. | |||
Культ личности | |||
---|---|---|---|
крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера. Культ лчности наиболее часто встречается в тоталитарных и авторитарных государствах. | |||
Культорология политическая | |||
---|---|---|---|
направление в политологии, исследующее социокультурные процессы в политической жизни. Внимание акцентируется на изучении ценностных представлений граждан, особенностей формирования политического менталитета, механизмов функционирования политической культуры и др. | |||
Культура | |||
---|---|---|---|
(лат. cultura) — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. | |||
Культура активистская | |||
---|---|---|---|
тип политической культуры, отличающийся активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям. | |||
Культура гражданская | |||
---|---|---|---|
тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции гражданской культуры Г. Алмонд утверждает, что она опирается на античную традицию «смешанного правления», теоретиками которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и патриархов даже у активных участников. Алмонд и Вебра подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Т.о., «идеальный гражданин» должен стремиться оказать влияние на власть и одновременно сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами гражданской культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно гражданская культура является прочным фундаментом демократических политических режимов. | |||
Культура патриархальная | |||
---|---|---|---|
тип политической культуры, выделенный Г.Алмондом и С.Вербой в работе «Гражданская культура» (1963). Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Индивид ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой. | |||
Культура подданническая | |||
---|---|---|---|
тип политической культуры, который характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Личность ориентирована на существующую политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния па процесс выработки решений отсутствуют. | |||
Культура политическая | |||
---|---|---|---|
совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл). | |||