Глоссарий


Термины и определения

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все

Р

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Равенство политическое

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:31
 

равное распределение власти, предусматривающее возможность для каждого гражданина формировать политические организации, вступать в них; свободу выражения собственного мнения; право голоса; право на избрание в органы государственной власти; право политических лидеров на открытую политическую конкуренцию; использование альтернативных источников информации; свободные и честные выборы; правительственные институты, зависящие от голосов избирателей, и др.

 
Ссылка на запись: Равенство политическое

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Радикализм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:34
 

(< лат. radicalis коренной) — решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом.

Для радикалистского мышления и поведения характерны манихейство, игнорирование инвариантов социальности, максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов достижения политических целей. Особенностью радикального мышления выступает революционаризм — недооценка эволюционных факторов социального прогресса.

Характерным проявлением политического радикализма является правовой нигилизм. Данное явление, неограниченность права от морали Н.А.Бердяев охарактеризовал как «роковое», поскольку оно создавало благоприятную почву для крайностей и произвола. С правовым нигилизмом тесно связан нигилизм нравственный, принципом которого является господство силы над правом, что нашло адекватное выражение в преимуществе классовых, партийных интересов над общечеловеческими, в подмене закона «революционной целесообразностью». Б.А.Кистяковский, предупреждая об опасности формирования в России не правового властвования, обращал внимание на «притупленность правосознания» революционной интеллигенции, отсутствие у нее интереса к правовым идеям, на тот факт, что в ее идейном развитии «не участвовала ни одна правовая идея», а само право расценивалось в первую очередь как «принудительное право». В общественно-политической сфере нигилизм выражается либо в форме самоотрицания, самобичевания, либо в форме самовозвеличивания, что является двумя сторонами одного явления — неуважения себя. Ф.М. Достоевский отмечал стремление русских «спрятать», «прибрать свое лицо», «устыдиться всего», «не быть самим собой», «явиться как можно более чужим». «Подлое самоотрицание себя», по его мнению, составляет «главный тип нашего общества».

Политический радикализм в России выступал и выступает одной из ведущих политико-культурных традиций, обусловленных особенностями духовного, политического развития страны, национального характера, спецификой религиозного сознания, становления государственности и т.д. А.С.Изгоев справедливо отмечал, что в периоды кризиса, массовых выступлений, любого «общественного возбуждения» крайние элементы в России «очень быстро овладевают всем, не встречая почти никакого отпора со стороны умеренных». По мнению С. Л.Франка, радикализм в России отнюдь не исчерпывается анархическими или революционными направлениями. Напротив, «общее существо его духа было независимо от того политического содержания, в которое он вкладывался», а доминировала та его разновидность, которая «всегда тяготеет к крайностям, к отрицанию всяческих духовных начал, к вере в одну лишь физическую силу...» Согласно его оценке, «промежуточные» духовные и политические образования, завоевавшие прочные позиции в западной цивилизации, в России были невозможны прежде всего «религиозно-психологически».

Русский радикализм, представленный в отечественной политической истории рядом неординарных личностей от А.Н.Радищева до В.И.Ленина, вызывает наибольший интерес уже по той причине что приверженцы данного направления явились непосредственными теоретиками и архитекторами русской революции — одного из наиболее серьезных событий XX в. Если на Западе революционное направление развития политической мысли утрачивает свое значение уже во второй половине XIX в., то версии революционная идея, оживала, переросла в XX в. в идеологию ленинизма, стала идейной основой Октябрьской революции.

 
Ссылка на запись: Радикализм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РАДИЩЕВ Александр Николаевич

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:19
 

(1749—1802) — писатель, демократии просветитель. По мнению Н.А.Бердяева, «Радищева можно считать родоначальником радикальных революционных течений в русской интеллигенции. Главным для него было не государство а благо народа».

Радищев являлся яростным противник самодержавия как политической мы правления, считая его «наиважнейшим человеческому естеству явлением». В выступлении против самдержавия Радищев опирался на историю длительного существования Новгородской республики, в чем усматривал доказательства приверженности русского народа к этой форме государственного правления. Радищев отстаивал идею непосредственно народоправства. Естественно, что: идее вполне соответствует предполагаемое федеративно-общинное устройство страны, где все граждане будут активными, а не пассивными участника») управления (как в случае с представительной демократией).

Государственное устройство России Радищев представил в форме свободной добровольной федерации городов (где народ был бы «истинным государем») вечевыми собраниями со столицей Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются в свободе 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимы себя равными. Образ и обряд отправления оных прав означены будут с великою точностью, для предупреждения всяких превратных толкований». Социальные и политико-правовые идеи Радищева получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет.

Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», «Проект Гражданского уложения», «Записка о законоположении», «О добродетелях и награждениях», «Опыт о законодательстве».

 
Ссылка на запись: РАДИЩЕВ Александр Николаевич

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Развитие политическое

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:24
 

совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. Проблемы политического развития разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф.Тенниса, М.Вебера и Т.Парсонса. «Социология развития» выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность. В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д.

Проблема политического развития тесно связана с анализом политического процесса в его глобальном понимании. Понятие «политическое развитие» было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения. Политическое развитие отличается от экономического, социального и др. общественных процессов многими параметрами. Во-первых, политическое развитие не является необратимым. Во-вторых, политическое развитие характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политического развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.

Политическое развитие — это способность политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением. Принципиально важен вопрос о критериях политического развития. Американский политолог Л.Пай в работе «Понятие политического развития» выделил три таких критерия: структурная дифференциация, «способности» системы и тенденция к равноправию.

Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов обусловлены необходимостью быстрого реагирования системы на новые требования. Как показали исследования, в частности Г.Алмонда, отличие между традиционными и развитыми системами заключается не в их сущности, а в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам, поскольку последние становятся все более дифференцированными и взаимозависимыми.

Вторым критерием политического развития выступает способность системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновации — это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Способность к мобилизации — это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация ресурсов предполагает: преобразование неясных ожиданий масс в конкретные программы и политику; разработку и распространение проекта коллективных действий; наличие политических идей, способных увлечь массы и настроить их на определенные действия; накопление необходимых ресурсов (людских, экономических, информационных и др.); авторитет политических лидеров.

Способность к выживанию: развитая политическая система способна обеспечить свое выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.), привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру.

Третий критерий политического развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она в очередь характеризуется: 1) участие народа в политической деятельно происходит переход от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентир ванной на активную роль в политической системе независимо от позитивного или негативного отношения к ее федеральным институтам. Такой переход» может осуществляться как демократическим путем (за счет расширения лиц, обладающих правом голоса), и в форме авторитарной мобилизации 2) универсальным характером закон») которые становятся общими, ценными, применимыми ко всем всяких различий и привилегий; 3) « рутированием» на государственные по ты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д., а в соответствии с достоинствами претендентов, т.е. на основе их образования, компетентности, способностей.

Так, тенденция к равноправию может привести к снижению «способностей» политической системы. Необходимость обеспечения экономического развития национальной интеграции ведет к ограничению политическом представительства и выражения групповых интересов.

Представленная характеристика политического развития делает акцент на функциональной Дифференциации политических институтов страна становится политически боли) развитой, если ее политическая систем изменяется в направлении более выраженной артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных объединений), лучшей агрегации интересов(с помощью политических партий), эффективной политической социализации (через расширение средств массовой информации, позволяющих гражданам успешно усваивать политические нормы и ценности).

В политической науке существует и иная трактовка политического развития, акцентирующая внимание на результативности политических институтов и приобретении политической системой новых исполнительских возможностей. Все политические системы включают четыре группы исполнительских возможностей: 1) интегративную возможность, т.е. формирование национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов; 2) интернациональную возможность, т.е. способность налаживать разного рода международные контакты; 3) возможность участия, т.е. создание гражданской политической культуры и демократической политической структуры; 4) распределительную возможность, т.е. широкое распространение стандартов благосостояния и согласование между политической, экономической и социальной структурами. Политическое развитие в таком понимании — это приобретение политической системой новых позитивных качеств и, соответственно, новых возможностей (или совершенствования прежних), позволяющих ей эффективно адаптироваться .в новых проблемных ситуациях.

 
Ссылка на запись: Развитие политическое

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Разделение власти

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:33
 

распределение властных полномочий между ветвями государственной власти.

Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Разделение власти позволяет: четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достирать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий; предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры; гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали. Разделение власти по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Т.о., создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных — местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных — местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном — зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) — законодательной, исполнительной и судебной.

 
Ссылка на запись: Разделение власти

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РАЙХ (Reich) Вильгельм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:35
 

(1897— 1957) — австрийский психолог и социальный мыслитель, основатель фрейдомарксизма. Райх утверждал, что социальная революция невозможна без сексуальной революции, поскольку сохранение сексуального подавления формирует консервативный тип характера, человека, склонного к слепому подчинению. Это подавление, осуществляемое сначала традиционной семьей, а затем политической и культурной системой, в целом является основой эксплуатации и с необходимостью обусловливает существование авторитарных режимов. Идеи Райха получили развитие в трудах Э.Фромма. В 60-х гг. движение «новых левых» объявило Райха своим идеологом.

Основные работы: «Психология масс и фашизм» (1933), «Сексуальная революция» (1971).

 
Ссылка на запись: РАЙХ (Reich) Вильгельм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Раса

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:35
 

(фр. race < итал. razza) — исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, имеющая общность наследственных второстепенных физических особенностей (цвет кожи, глаз, волос, форма головы, лица, размеры тела и т.д.). Основные человеческие расы — европеоидная, негроидная и монголоидная.

 
Ссылка на запись: Раса

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Расизм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:36
 

теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные» расы, обосновывающая право людей господствовать над др. или отвергать др., якобы низших по отношению к ним.

 
Ссылка на запись: Расизм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ратификация

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 08:37
 

(лат. ratificatio < ratus решенный, утвержденный + facere делать) — 1) утверждение высшим высшими органами государственной власти соответствующей страны международного договора; ратификация придает договору юридическую силу; 2) в некоторых странах (напр., США) — особый порядок утверждения конституционных правок.

 
Ссылка на запись: Ратификация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:37
 

(1844-1904) — немецкий географ и этнолог «отец» геополитики.

Мировоззрение Ратцеля, основанное эволюционизме и дарвинизме, окраин но ярко выраженным интересом к биологии. Он рассматривал государство в качестве живого организма, «укоренного в почве». Движение истории предопределяется почвой и территории пространство, по Ратцелю, представляет собой политическую силу, а не по физическо-географическую категория Пространство представляет собой естественно определенные границы, в пределах которых происходит развитие: экспансия народов. Поэтому важное значение имеют рельеф и масштаб государственной территории, а также восприятие народами. Ратцель полагал, что государство, чтобы считаться великим должно обладать территорией не менее 5 млн кв. км. Для нормального развитии государство должно гармонично тать географические, демографически и этнокультурные характеристики своего народонаселения.

Ратцель сформулировал семь законов раз вития государств, которые он связывая с их пространственным ростом или экспансией, полагая, напр., что протяженённость государств увеличивается по мере развития их культуры, а при расширении государства абсорбируют государственные образования меньшей значимости. В своей работе «Море, источник. могущества народов» (1900) Ратцель поднял принципиальную для геополитики проблему, связанную со значением Мирового океана для развития человеческого сообщества.

Основные работы: «Политическая география» (1897), «О законах пространственного роста государств» (1901).

 
Ссылка на запись: РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Реваншизм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:38
 

(фр. revanchisme < revanche отплата, возмездие) — политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть утраченные позиции.

 
Ссылка на запись: Реваншизм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Революция

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:41
 

(< лат. revolutio поворот, переворот) — качественное изменение в развитии какого-л. явления или процесса в природе и различных сферах жизни общества. Революция представляет собой резкое нарушение постепенности, качественный скачок в развитии.

В истории политической мысли существовало несколько различных подходов к проблеме революции. Так, теоретик элитизма В.Парето рассматривает революцию как способ, обеспечивающий циркуляцию элит. По его мнению, революция выполняет необходимую социальную функцию — способствует очищению каналов социальной мобильности. В марксизме революция понимается как способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной. Согласно марксистскому видению истории, высшим типом социальной революции является революция социалистическая, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и социального гнета. В.И.Ленин подчеркивал, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия. Сторонники концепции «социологии революции» подчеркивают неэффективность социальных и политических революций, акцептируя внимание на «издержках» этого процесса. «Леворадикальные» концепции, напротив, превозносят роль революций, их «очищающий» общество характер. В современной западной политологии революция трактуется чаще всего как кризис процесса модернизации (С. Хантингтон). Есть и такие трактовки революции, где последняя понимается как состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия (Ч.Джонсон). Существуют различные типологии революции: в зависимости от сферы общества различают социальную, политическую, культурную, научную, промышленную революцию; в зависимости от ее движущих сил — классов, участвующих в общественных преобразованиях, — крестьянские, буржуазные, пролетарские, народные революции; в зависимости от применяемых средств и методов — мирные и немирные революции.

 
Ссылка на запись: Революция

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Регион геостратегический

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:43
 

(англ. region < лат. regio) — пространство, образующееся вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике. В геостратегический регион помимо территорий регионообразующих стран входят зоны их контроля и влияния. Число таких регионов обычно крайне ограниченно, так как они занимают громадные пространства и определяются расположением центров силы в мировом сообществе. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов, которые отличаются от геостратегических регионов более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями.

 
Ссылка на запись: Регион геостратегический

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Регионализм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:44
 

политическое и социокультурное движение, возникшее в Европе и выступающее против унификации и необоснованных централистских тенденций в регламентации общественной жизни народов и государств. Сторонники регионализма указывают на необходимость усиления роли периферии в политической и социальной жизни общества, на органичную связь структур местной власти с имеющимися культурными и историческими традициями тех или иных регионов.

 
Ссылка на запись: Регионализм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Регламент

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:44
 

(< фр. raglement < regie правило) — 1) порядок ведения собраний, заседаний, сессий и съездов представительных органов; 2) свод правил, регулирующих внутреннюю организацию и форму деятельности парламента, а также правовое положение депутата; 3) свод правил, регулирующих внутреннюю организацию и порядок работы правительства.

 
Ссылка на запись: Регламент

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Регресс

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:45
 

(< лат. regressus возвращение, движение назад) — переход от более высоких форм развития к низшим, изменения к худшему.

 
Ссылка на запись: Регресс

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Режим политический

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:46
 

(< фр. regime порядок, система правил, государственный строй) — тип, формы и методы осуществления политической власти, принципы организации ветвей и конкретных институтов власти. Понятие «политический режим» раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические.

 
Ссылка на запись: Режим политический

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Режимы переходные ("гибридные")

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:48
 

политические режимы, сочетающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относятся диктократия, демократия, делегативная демократия и др.

 
Ссылка на запись: Режимы переходные ("гибридные")

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Резиденция

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:48
 

(< лат. residens dentis) пребывающий) — место постоянного пребывания главы государства, правительства или других лиц, поднимающих крупные административные посты.

 
Ссылка на запись: Резиденция

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Реинтеграция

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:50
 

(< лат. пристав указывающая на повторное, возобновляемое действие + integratio восстановление, восполнение)— 1) обновленное воссоздание единого целого; 2) повторное объединение чего-либо, ранее раскрывшегося.

 
Ссылка на запись: Реинтеграция

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Реклама политическая

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:53
 

Разновидность агитационно-пропагандистской деятельности, направленная на формирование благожелательного отношения общественности к образу кандидата и его политической платформе (см. Имидж политический, пропаганда политическая)

 
Ссылка на запись: Реклама политическая

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Рекрутирование элит

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:56
 

механизм отбора в правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. В политологии выделяются две основные системы рекрутирования элит: 1) гильдий; 2) антрепренерская. Отличительными чертами системы гильдий являются: 1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); 3) небольшой, относительно закрытый круг ее электората (людей, осуществляющих отбор кадров); 4) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты — один из наиболее типичных вариантов системы гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и доминированием родственных связей. Антрепренерская система характеризуется: 1) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; 2) небольшим числом институциональных фильтров; 3) широким кругом селектората; 4) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента. У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму; в первой — большая степень риска, во второй — большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, стремление к консенсусу и преемственности.

 
Ссылка на запись: Рекрутирование элит

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ренегат

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:57
 

(< лат. renegare отрекаться) — человек, изменивший своим убеждениям; отступник, изменник.

 
Ссылка на запись: Ренегат

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Репарация

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:57
 

(< лат. reparatio восстановление) — одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения, др. субъекту международного права.

 
Ссылка на запись: Репарация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Репатриация

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:58
 

(лат. вновь, снова, назад + patria родина) — возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов.

 
Ссылка на запись: Репатриация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Репрессия

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:58
 

(< поздне лат. repressio подавление) — наказание, карательная мера, применяемые органами государственной власти.

 
Ссылка на запись: Репрессия

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Репутация

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:59
 

(фр. reputation < лат. ге-putatio обдумывание, размышление) — создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-, чего-л., общественная оценка.

 
Ссылка на запись: Репутация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ресоциализация

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 09:59
 

процесс радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры.

 
Ссылка на запись: Ресоциализация

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Республика

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:01
 

(< лат. res дело + publica народ) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа (полупрезидентскую). Особой разновидностью республики является т.н. советская республика. Республиканская форма правления стала преобладающей в мире только в XX в. (в самом его начале в Европе было только три республики). По состоянию на 1999 из 190 государств мира более 140 являются республиками.

 
Ссылка на запись: Республика

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Республика дуалистическая

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:01
 

термин, используемый в качестве синонима понятия «президентская республика».

 
Ссылка на запись: Республика дуалистическая

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Республика парламентская

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:03
 

разновидность республиканской формы правления. Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив вотум недоверия, если оно теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.

 
Ссылка на запись: Республика парламентская

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Республика президентская

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:07
 

разновидность республиканской формы правления. Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Выделяется несколько моделей президентской республики. Согласно классической модели (CL президент формирует с согласия верхней палаты парламента (Сената) администрацию, члены которой несут соответственность только перед президент президент не может распустить парламент, парламент может сместить президента (см. Импичмент). Для латиноамериканских президентских республик характерна полная свобода президента в значении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для президентской республики восточного полушария (Замбия, Казахстан, Узбекистан) характерно существование особенного коллегиального органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом.

 
Ссылка на запись: Республика президентская

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Республика смешанная

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:09
 

разновидной республиканской формы правления при которой сочетаются элементы президентской республики с элементами парламентской республики. Президент (глава государства), как правило, на всеобщих выбор и наделен юридически и фактически значительными полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осцществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Классическим примером смешанной республики является Франция. Указанная форма правления представлена также в таких странах, как Португалия, Польша, Румыния, Ирландия, Болгария, Украина, Литва и др. По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и РФ.

 
Ссылка на запись: Республика смешанная

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Республика советская

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:10
 

особая разновидность республиканской формы правления, формально характеризующаяся следующими политико-правовыми признаками: 1) наличием единой системы органов государственной власти, составляющих особые представительные органы — советы, действующие на непрофессиональной основе; 2) отсутствием различий между государственными органами и органами местного самоуправления (как и само понятие «местное самоуправление»); 3) непризнанием принципа разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы — исполнительные комитеты и т.д.); все государственные органы подконтрольны и подотчетны соответствующим советам; 4) депутаты советов формально ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны в случае «потери доверия избирателей».

 
Ссылка на запись: Республика советская

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Реституция

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:10
 

(лат. restitutio) — в международном праве возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории др. государства, являвшегося его военным противником.

 
Ссылка на запись: Реституция

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ресурсы власти

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:12
 

реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления власти и ее оснований. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. Ресурсы общества подразделяются на два вида: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с др. — увеличить их мобилизующую силу и давление. Ресурсы общества ограниченны и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых. В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы власти делятся на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные. Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно должны использоваться рационально блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству. Поощрительные ресурсы — это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов — расширяется социальная база поддержки правящей элиты. Принудительные ресурсы — комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Одновременно они используются для предотвращения забастовок, несанкционированных митингов, против явного и скрытого саботажа распоряжений власти. Нормативные ресурсы — средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические! нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом. При научно обоснованном, профессиональном использовании ресурсы власти укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

 
Ссылка на запись: Ресурсы власти

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ретроград

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:13
 

(< лат. retrogradus идущий назад) — противник прогресса, человек с отсталыми взглядами, реакционер.

 
Ссылка на запись: Ретроград

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ретроспективный

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:13
 

(< лат. retros-picere глядеть назад) — обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

 
Ссылка на запись: Ретроспективный

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Референдум

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:18
 

(< лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии, всенародное волеизъявление по какому-л. вопросу государственности или общественной жизни. Считается, что первый рефендум был проведен в Швейцарии в 1439. В конце XIX — начале XX в. референдумы стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение получил институт референдума после Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей. По сфере применения выделяют общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единиц. По степени полномочий референдумы подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта вынесения решения или мнения большинства имеющего обязательный характер, консультативные, направленные на  выявление общественного мнения по тому или иному вопросу. По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультативные, проводимые по инициативе какого-л. высшего органа власти. Своеобразной формой референдума является плебисцит. Инициатива проведения референдума РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющим право участие в референдуме РФ, при условии, что территории одного субъекта РФ или совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; б) Конституционному Собранию в случае вынесения на референдуме РФ проекта новой Конституции РФ. Референдум РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. На референдуме не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

 
Ссылка на запись: Референдум

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Реформа

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:19
 

(фр. reforme < лат. reformare преобразовывать) — изменение, переустройство, преобразование какой-л. сферы общественной жизни.

 
Ссылка на запись: Реформа

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Решения политические

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:20
 

результат преобразования политической воли субъекта в конкретную модель его будущих действий. Процесс принятия и реализации политических решений проходит следующие этапы: 1) формирование «повестки дня», предусматривающей отбор политически значимых задач и формулирование проблемной ситуации; 2) рассмотрение альтернатив решения вопроса и выбор наиболее приемлемого варианта; 3) формулирование целей; 4) определение путей решения задач; 5) выбор необходимых средств осуществления целей в реальной действительности. В качестве ведущих методов политических решений используются: поиск прецедента, интуиция, рационально-универсальные методы (применение логически непротиворечивых средств анализа ситуации) и др. политические решения предполагают возможность применения политических санкций в отношении тех субъектов, которые не признают их требований.

 
Ссылка на запись: Решения политические

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Рикстаг

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:21
 

(швед. Riksdag) — название однопалатного парламента Швеции.

 
Ссылка на запись: Рикстаг

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Римленд

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:22
 

(англ. Rimland < rim ободок, край + land земля, территория — береговые земли, территория на краю суши) — геополитический термин, введенный в обиход Н.Спайкменом. Римленд включает в себя: Западную и Центральную Европу, Турцию, Иран, Саудовскую Аравию, Ирак, Пакистан, Индию, страны Дальнего Востока и Китай. Согласно максимам Спайкмена: 1) кто контролирует римленд, господствует над Евразией; 2) кто господствует над Евразией, контролирует судьбы мира.

 
Ссылка на запись: Римленд

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Римский клуб

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:33
 

международная неправительственная общественная неформальная организация, созданная в 1968 по инициативе итальянского общественного деятеля и мыслителя А.Печчеи (1908—1984) па совещании группы европейских ученых в Риме. Членами римского клуба являются видные политические деятели, представители промышленных и финансовых кругов, крупные ученые. Римский клуб занимается организацией исследований влияния научно-технического прогресса на мировое общественное развитие. Результаты этих исследований представляются в виде докладов римского клуба, которые предлагаются вниманию мировой общественности и лицам, принимающим решения. Деятельность Клуба в 70-е гг. способствовала осознанию человечеством сущности глобальных проблем и послужила одним из стимулов для начала активных поисков их решения. Важный импульс осмыслению глобальной проблематики дал первый доклад римского клуба «Пределы роста» (1972), подготовленный под руководством Д.Медоуза и получивший всемирную известность. Дальнейшее развитие глобальные исследования получили в докладах М.Месаровича и Э.Пестеля «Человечество на перепутье» (1974); Я.Тинбергена «Пересмотр международного порядка» (1976); Б.Гаврилишина «Маршруты, ведущие в будущее» (1980); Э.Пестеля «За пределами роста» (1988) и др. Результаты двадцатилетней деятельности организации по изучению мировой проблематики были подведены в докладе А.Кинга и Б.Шнайдера «Первая глобальная революция» (1991), подготовленном непосредственно уже самим римским клубом. Важное место в глобальных исследованиях римского клуба уделяется анализу политических аспектов мировых проблем. Такой подход способствовал возникновению инновационного научного направления, получившего название «политическая глобалистика». С конца 80-х гг. римский клуб сделал акцент на изучении региональных процессов глобального развития. Вышли в свет такие доклады организации, как А.Лемма и П.Маласка «Африка, победившая голод» (1989), Н.Розенсон, Б.Шнайдер «Латинская Америка перед лицом тревог и надежд» (1993) и др. Организационная структура римского клуба включает Исполнительный комитет и Комиссию по выработке регламента. Комитет отвечает за обеспечение деятельности Клуба и принимает соответствующие решения для ее обеспечения. Комиссия обеспечивает текущее управление деятельностью Клуба и занимается подготовкой заседаний Исполнительного комитета, которые проводятся не менее двух раз в год. В рамках Клуба существует четыре категории членов. Действительными членами являются лица, деятельность которых соответствует миссии и мышлению Клуба. Почетными членами являются персоны имеющие высокое официальное положение и общественное признание, асоциированные члены — это частные лица, которые желают поддерживать деятельность клуба. Институциональными членами выступают органы, организации, фонды, институты и фирмы, имеющие схожие цели с задачами римского клуба, желающие участвовать в его инициативе или содействовать их выполнению. Национальные ассоциации римского клуба участвуют более чем в 30 странах. Советская Ассоциация содействия римского клуба была создана в 1989. После распада CCCP преемницей стала Российская Ассоциация, действующая под эгидой Фонда поддержки перспективных исследований. Почетным членом является М.С.Горбачев.

 
Ссылка на запись: Римский клуб

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Риск политический

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:55
 

вероятность нежелательных политических событий. В зависимости от факторов, влияющих на политический процессам подразделяют на легально правительственный (обусловленный принятие политических решений) и экстралегальный (обусловленный не зависящими от правительства обстоятельствами). Характер и уровень политического риска оцениваются с помощью специальных индексов и показателей внутриполитической нестабильности. Индекс политического риска определяется с помощью различных эконометрических и математических методов. Оценки уровней политического риска более ста восьмидесяти государств ежегодно публикуются в специальной литературе. При определении индекса политического риска обращается внимание на степень этнических и религиозных различий, социальное неравенство в распределении дохода, степень политического плюрализма, влияние левых радикалов, роль принуждения при удержании власти, масштаб антиконституционных действий, нарушения правового порядка (демонстрации, забастовки и т.п.). При анализе политического риска в России учитывается следующее: 1) политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке политического риска; 2) наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты оказывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране. В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране.

 
Ссылка на запись: Риск политический

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Ритуал политический

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:55
 

(лат. ritu-alis образцовый) — исторически сложившаяся форма символического поведения субъектов политики, средство наследования и передачи определенного рода ценностей, традиций, опыта, чувств, образцов политического поведения. Наиболее часто используется в области церемониального поведения людей, призванного внушить уважение к государственным ценностям и политическим традициям.

 
Ссылка на запись: Ритуал политический

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Роль

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:55
 

поведение, которое предписывает человеку занимаемая им социальная позиция.

 
Ссылка на запись: Роль

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Роспуск парламента

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:58
 

один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа. Институт роспуск парламента — элемент системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. Право роспуска парламента (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им, как правило, только по «просьбе» правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Конституции предусматривают роспуск парламента в случаях невозможности сформирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); выражения парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); повторного или иного многократного выражения вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (РФ, Венгрия); неутверждения программы правительства (Литва), непринятия в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др. Как правило, не подлежит роспуску верхняя палата двухпалатного парламента; парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ; Франция, Италия, Польша); в последние шесть месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (РФ, Италия, Литва), или первые шесть месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента; в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период (напр., не чаще одного раза в год в Румынии) и т.п. Конституция РФ предусматривает Р.п. в двух случаях: 1) в случае конфликта между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства; 2) в конфликтной кризисной ситуации в отношениях Государственной Думы с Правительством РФ. Вновь избранная Государственная Дума должна начать свою работу не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Конституция устанавливает ряд правил, ограничивающих возможность роспуска Государственной Думы: а) от может быть распущена в течение первого года ее деятельности; б) Президенту РФ не дано права ее распускать в ситуациях, когда это связано с его лично политическими интересами (таких ситуаций две: в случае возбуждения Государственной Думой процедуры решения Президента РФ от должности в последние шесть месяцев до окончания срока президентских полномочий в) нельзя распустить Государственную Думу, если на всей территории РФ введено военное или чрезвычайное положение.

 
Ссылка на запись: Роспуск парламента

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Роялизм

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:00
 

(< фр. royal королевский) — общественно-политическое движение, ориентированное на восстановление и защиту монархии. Термин «роялизм» возник во время Французской революции 1789 для обозначения приверженцев династии Бурбонов.

 
Ссылка на запись: Роялизм

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Русская государственная школа

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:00
 

направление в русской либеральной историографии второй половины XIX — начала XX в. К этому направлению относят идеи У.Чичерина (считающегося основателем данного направления), А.Д.Градовского, К.Д.Кавелина, П.Н.Милюкова и др. Теоретики этой школы рассматривали государство и его институты как основную движущую силу исторического процесса. В их трудах история России противопоставлялась истории западных стран.

 
Ссылка на запись: Русская государственная школа

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Русская идея

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:01
 

понятие-символ, используемый для характеристики комплекса проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Размышлениям о русской идеи посвящены труды В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П. Карсавина и др.

 
Ссылка на запись: Русская идея

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

РУССО (Rousseau) Жан Жак

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:06
 

(1712 —1778) — французский философ, моралист и политический мыслитель.

Согласно Руссо, человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой, но рост населения и географические причины приводят к развитию способностей людей, которое, в свою очередь, стимулирует новые потребности, и возникновению в человеческом сообществе сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство порождает неравенство в собственности, являющееся источником постоянной стабильности в обществе. Отсюда возникает необходимость в гражданском мире, который гарантируется общественным договором.

Стержнем политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство — лишь временный агент суверенного народа (как у Дж.Локка). Но у Локка народ вручает органам управления власть исполнительную, законодательную и судебную, а Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу — суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях.

Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе. Политический идеал Руссо — небольшие по размеру государства-республики, где можно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за самостоятельностью его представителей.

Своим учением о законе как выравнивании общей воли и о законодательной власти как прерогативе не отчуждал народного суверенитета, общественного договора принципов организации государства оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.

Основные работы: «Рассуждение происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или Причины политического права» (1762).

 
Ссылка на запись: РУССО (Rousseau) Жан Жак

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Рутина

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 10:34
 

(фр. routine) — следование заведенному шаблону, отжившим правилам и навыкам, косность, отсутствия чувства нового.

 
Ссылка на запись: Рутина


Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все