Глоссарий по дисциплине Педагогика
ГЛОССАРИЙ
Автоматизированная обучающая система – комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения
Автономность образовательного учреждения – один из основных принципов государственной политики в сфере образования. Означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенций, а также ответственности образовательного учреждения
Авторитарный стиль управления – стиль управления (руководства), характеризующийся единоличным принятием руководителем управленческих решений, их реализации посредством жесткого контроля подчиненных
Авторская школа – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом
Азбуковники - русские анонимные рукописные справочники XVI—XVII вв., в которых материал изложен в алфавитном порядке
Академическая гимназия первая в России государственная светская средняя общеобразовательная школа, открыта в 1726 г. в Петербурге
Академия первоначально так называлась первая строго организованная философская школа Платона, основанная в 338 г. до н. э.
Алгоритм – способ решения задач, точно предписывающий как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными
Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении предмета, явления на составные части
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении
Братские школы - учебные заведения, существовавшие в XVI—XVIII вв. при братствах: национально-религиозных объединениях православных горожан Украины, Белоруссии, Чехии. Деятельность этих школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания этих народов
Бригадно-индивидуальное обучение - система индивидуализированного обучения, разработанная в американском университете применительно к обучению математике в начальных классах.
Бригадно-лабораторный метод - одна из организационных форм учебных занятий, применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20 нач. 30-х гг., слопод влиянием дальтон-плана, строившегося на основе индивидуальной работы учащихся
Валидность исследования - оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения правильности его организации и возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными
Возраст – период развития человека, характеризующийся совокупностью закономерностей формирования организма и личности
Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности, социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом
Воскресные школы - учебные заведения для взрослых и работающих детей; исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на два основных типа: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные
Воспитание – в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность с целью формирования определенных качеств, свойств и отношений человека
Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность; учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими людьми в разных ситуациях
Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека
Воспитательная деятельность - стихийная или целенаправленная деятельность по передаче социального опыта от человека к человеку, от одного поколения к другому
Воспитательная работа – вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью разрешения задач гармонического развития личности
Воспитательная система – система мероприятий, педагогически ориентированных методов, условий и средств, направленных на достижение планируемых результатов, выраженных в исходной концепции воспитания, для достижения которых она создается
Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции. Становление европейских гимназий Нового времени связано с возникновением в XV—XVI вв. латинских школ
Гипотеза – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке
Государственная политика в области образования – комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых
Государственный образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС)– система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала
Грамматические школы - латинское название типа школ, употреблялось с XII в. В этих школах преподавались латинский язык, предметы, связанные с религией, и юриспруденция. В Древней Греции так назывались начальные школы (школы грамматиста), в Древнем Риме повышенные школы; греко-латинские школы при некоторых монастырях в России XVII в.
Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы
Гуманистическая педагогика XX в. На Западе наиболее яркие ее представители: К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун. Основная тенденция этого педагогического направления заключается в стремлении придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков репродуктивной и творческой деятельности эмоционально окрашенным
Дальтон-план – система индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в. Учащиеся согласно этой системе не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени
Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся привлечением подчиненных, общественности к участию в подготовке и принятии решений
Детское движение – детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений
Дидактика – составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения, вопросы содержания образования, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического и профессионального образования
Дидактическая игра – игра, предназначенная для реализации целей обучения
Дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины
Дополнительное образование – составная часть системы образования детей, подростков и учащейся молодежи, ориентированная на самостоятельный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ
Древнерусская педагогика обращалась к христиански интерпретированным общечеловеческим ценностям, рассматривая самого человека как венец Божественного творения, тем самым одновременно возвышая и принижая его. Она ориентировала человека на самовоспитание и самосовершенствование, понимая под этим не самореализацию человека, а преодоление им собственной греховности путем смирения, спасение души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу
Единоначалие - форма организации управления, при которой одно лицо, стоящее во главе организации или органа, принимает в пределах своей компетентности юридически обязательные решения и несет персональную ответственность за общее состояние
Задача – предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя требования, условия, известное и искомое, формулирующееся в вопросе
Знание – результат познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, проявляющаяся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека
Инспектирование - специальная функция органов управления образованием и образовательным учреждением по организации и проведению проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции
Информатизация образования – комплекс социально-педагогических преобразований, связанный с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией
Исследование в педагогике – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, воспитания и развития; методике организации учебно-воспитательной работы
Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой ученики одного возраста и уровня подготовки (учебный класс) обучаются в течение года по единому годовому учебному плану и программе с основной единицей занятий - уроком
Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы
Клуб – форма дополнительного образования детей и подростков
Коллектив – организованная группа людей, объединенная общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью
Компетентность – личностные возможности должностного лица, его квалификация (знание и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков
Контроль - одно из базовых управленческих действий (функций), процесс определения качества и коррекции выполняемых работ, с целью обеспечения выполнения намеченных планов
Концепция развития образовательного учреждения - образ, модель, совокупность идей, представлений о процессе развития конкретного образовательного учреждения как процессе перехода в желаемое состояние
Кружковая работа – форма дополнительного образования детей; организация кружков, секций и клубов различной направленности; форма внеурочной и внешкольной работы
Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этике, эстетической культуре
Культура управленческого труда – совокупность личностно-профессиональных качеств руководителя обеспечивающих эффективное управление при минимальных затратах интеллектуальных, физических и материальных ресурсов
Латинские школы - учебные заведения для начального или повышенного образования с латинским языком обучения, появились в Европе в период раннего средневековья и существовали до XIII в., когда их вытеснили городские школы с родным языком обучения
Лекция – традиционная для высшей школы форма учебных занятий; систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем материала теоретического характера
Лидерство – ведущее влияние члена группы – лидера – на группу в целом
Линейная структура управления – вид организационной структуры управления иерархического типа, при которой линейные руководители осуществляют единоличное управление подчиненными
Лицей тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей (ликей) это древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н. э. и просуществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования
Лицензия - документ, дающий право образовательному учреждению вести образовательную деятельность
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующих человека как члена общества
Медиа-образование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации
Менталитет – совокупность специфических свойств и качеств, обобщенный способ мышления, способность единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в обществе нормами и образцами поведения, характерными для социальных групп, слоев и классов населения
Метод воспитания – способ целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанника для формирования и развития у воспитанника личностных качеств
Метод исследования – прием, процедура и операция эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности
Метод обучения – способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которого решаются дидактические задачи
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй пол. XIX в. в США. В 20-х гг. получил распространение в советской школе
Методика – совокупность общедидактических рекомендаций, не гарантирующих конкретного результата
Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности
Методология педагогики – учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания
Моделирование – построение и изучение модели реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.
Модель – изображение, описание, схема какого-либо объекта, процесса или явления, используемая в качества «заместителя», «заменителя»
Модуль – целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение конкретной функции от начала до конца; функционально и конструктивно независимая единица, самостоятельная часть
Модульная программа – система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины; основное средство модульной технологии
Мусическая школа возникла в Древней Греции. Главная цель умственное и эстетическое воспитание, большое внимание уделялось музыке
Наблюдательность - умение выделять, оценивать отдельные признаки событий
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал
Навык – умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства
Научение – процесс приобретения знаний, умений и навыков, формирование индивидуального опыта в результате целенаправленного или стихийного обучения
Национальная школа – общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее обучение на родном языке учащихся, имеющее специфические цели, учебный план и содержание образования
Непрерывное образование – явление образования, все охватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения
Образование – как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием
Образовательная область – одно из принятых делений научных дисциплин, представляющих содержание образования, объединенных внутренним единством общих признаков; набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов
Образовательная программа – образовательный или профессиональный документ, определяющий уровень и направленность содержания общего и профессионального образования
Образовательная технология – комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий
Образовательное учреждение – учреждение, зарегистрированное в порядке, установленном Законом в качестве образовательного, и осуществляющее или предполагающее осуществить образовательный процесс по одной или нескольким основным и (или) дополнительным образовательным программам и (или) обеспечивающее содержание обучения и воспитания обучающихся (воспитанников)
Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – организация учебного труда обучающихся, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемых
Общие принципы государственной политики в области образования –основополагающие начала государственного регулирования образовательной сферы
Объект исследования – связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания; определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска
Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности
Операция – отдельный элемент педагогического воздействия, единица воздействия на детей, осуществляемая посредством психофизического аппарата педагога
Ораторство (риторика) - наука о красноречии как искусстве слова
Организационная структура управления – упорядоченная взаимосвязь частей (элементов) системы управления
Палестра - гимнастическая школа в Древней Греции, закрытое учебное заведение государственное или частное, где обучались мальчики от 12 до 16 лет. Программа обучения включала пятиборье: бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. Учителями были гимнасты, владевшие теоретическими и универсальными знаниями, и педотрибы- специалисты по отдельным видам гимнастики
Пантеистическое мировоззрение, пантеизм - философское учение, объединяющее Бога и мир (природу), а иногда и отождествляющее их
Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области
Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни
Педагогика Дальневосточной цивилизации базировалась на конфуцианской традиции,
Педагогика постиндустриального (информационного) общества в условиях становления постиндустриального общества ведущая роль переходит от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным, от овеществленного труда к живому. «Мерой всех социальных вещей», основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил
Педагогика Просвещения в ней наука приобрела мировоззренческие функции, был провозглашен приоритет разума. Ведущей стала идея о возможности преобразования общества посредством просвещения народа, воспитания «особой породы людей», способных организовать социальную жизнь на разумных началах (XVIII в.)
Педагогика христианства христианство утверждало динамическое восприятие человека, в становлении которого педагогическому воздействию отводилась исключительная по своему значению роль. В формировании христианской педагогической традиции значительную роль сыграл Блаженный Августин. Задачи воспитания он, прежде всего, связывал с постижением сердцем Божественного откровения и основывающейся на этом любви к Богу
Педагогическая аксиология – направление в области образования, в котором рассматриваются учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий, концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования
Педагогическая деятельность – вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Педагогическая закономерность – выражение педагогических законов в конкретных условиях; объективная, существенная, устойчивая, повторяющаяся связи между составными частями, компонентами педагогического процесса
Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления) личности
Педагогическая техника – владение психофизическим аппаратом, обеспечивающее педагогу искусность воспитательного воздействия
Педагогическая технология – упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса; продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
Педагогические законы – выражение всеобщих, существенных, часто повторяющихся связей предметов и явлений педагогической действительности, признаваемых обязательными
Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых
Педагогический такт – принцип меры целесообразного воздействия, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми
Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания
Педагогическое воздействие – отдельный акт целенаправленного деяния педагога в адрес ребенка или группы детей (другого субъекта) как момент организованного педагогом взаимодействия с ребенком или детьми
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности
Педагогическое творчество – высшая форма активности и самостоятельной духовно-практической и научно-организационной деятельности преподавателя, связанной с проектированием и созданием педагогом своего опыта по воспитанию, обучению и развитию учащихся
Педагогическое умение – совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач
Педоцентристская педагогика - педагогический процесс направлен на развитие природных дарований детей, их естественный рост, на раскрытие заложенных в детях потенций, учителя следуют за природой детей. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребенка, организующего среду, в которой он формируется
Пиктографическое письмо - примитивное рисуночное письмо, в котором предметы и действия изображались при помощи сочетания их упрощенных изображений
Планирование - функция управления, предполагающая выдвижение целей, задач и комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей
Познавательная деятельность – единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности
Полисный идеал воспитания - принципиально новые оригинальные подходы к постановке и решению воспитательно-образовательных проблем, отличающиеся от традиций как позднепервобытных, так и древневосточных обществ, зародились на Западе в древнегреческих полисах городах-государствах в эпоху так называемого «культурного переворота» (VIII-V вв. до н. э.)
Понятие - мысль об общих и специфических качествах предметов, которая фиксируется в соответствующем слове или словосочетании
Портфолио – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения; коллекция работ, которые демонстрируют усилия, прогресс, достижения; систематизированный и специально организованный сбор доказательств, используемый для мониторинга учебной деятельности
Православно-религиозное направление в русской педагогике включало в себя два течения: ортодоксальное (охранительно-казенное) и оппозиционное (религиозно-философское). Первое направление смыкалось с наиболее консервативными правительственными кругами, опиралось на широкую сеть церковных школ, культивировало религиозно-православный фанатизм, послушание и покорность. Представители оппозиционного течения, опираясь на христианско-православную антропологию, продолжали традицию славянофилов в разработке педагогических проблем, исходя из идеи самобытного пути развития России
Предмет исследования – аспект изучения объекта; ракурс, позволяющий видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого
Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-образовательных учреждениях)
Преподавание – вид педагогической деятельности, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся; деятельность учителя в процессе обучения
Прием воспитания – частное проявление метода, отдельное действие, составная часть метода воспитания
Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер
Принцип авторитарной педагогики - учитель - субъект, а ученик объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком (угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание). Урок жестко регламентирован, акцент делается на воспитывающем обучении
Принцип естественного воспитания - последовательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци)
Принципы педагогического процесса – основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие её направления
Проблема исследования - категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать; решение актуальной психолого-педагогической задачи.
Программа – содержание, план деятельности, работ; краткое изложение содержания учебного предмета
Профессиональная компетентность педагога – единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеристика его профессионализма
Профессиональное образование – система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности
Процедура – установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела
Процесс обучения – целенаправленная последовательная смена учебных задач и элементов обучения (преподавание и учение), происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемых
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов; процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека
Реферат - краткое изложение основных положений книги, учение или научной проблемы в письменном виде или в устной форме
Реформаторская педагогика - выступала против отрыва педагогики от конкретного субъекта воспитательного воздействия, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничения его деятельности узкими регламентированными рамками (конец XIX в.).
Риторская школа - в античной системе образования учебное заведение, в котором готовили ораторов и политических деятелей
Русская национальная школа идеи общенационального направления в педагогике в XIX в. были представлены К.Д. Ушинским, Н.М. Карамзиным, И.И. Мартыновым, И.В. Киреевским, И.М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспитания Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию построения народной школы и определяли отношение к иностранному опыту в области образования
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств
Самоконтроль - критичность оценок своих действий, способность к коррекции, перестройке действии
Самонаблюдение - вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта
Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области
Самоуправление – избранные лица, которым коллектив делегирует (передает) полномочия, право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения; принцип, по которому управление находится внутри общественных систем
Свидетельство о государственной аккредитации - документ, дающий право образовательному учреждению выдавать своим выпускникам документ государственного образца об окончании определенной ступени образования
Свидетельство о государственной регистрации – документ, подтверждающий факт регистрации образовательного учреждения как юридического лица, дающий право на включение образовательного учреждения в систему бюджетного финансирования, получение установленных государством льгот, на занятие финансово-хозяйственной деятельностью, направленной на обеспечение будущего образовательного процесса
Свободная школа («свободного воспитания») - наиболее радикальное крыло направления, разрабатывавшего идеи свободного воспитания. Идеологи свободной школы придавали исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму педагогическое вмешательство и исключая какое-либо насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную необходимость воспитания и обучения
Семейное воспитание – воспитание детей родителями или лицами, их замещающими, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности, передачу опыта семейной жизни
Семинар – один из видов практических занятий в старших классах общеобразовательной школы и в вузе; способствует углубленному изучению темы
Семь свободных искусств - учебные предметы (науки) средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (трехпутие) грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (четырехпутие) арифметику, геометрию, астрономию и музыку
Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны отношениями взаимопомощи и взаимной моральной ответственности
Система внутришкольного управления – совокупность человеческих, информационных, материальных и других компонентов, связанных между собой таким способом, чтобы в образовательном учреждении могли выполняться функции управления
Система образования – совокупность органов управления, образовательных учреждений, форм обучения, образовательных программ, обеспечивающая в своей совокупности реализацию государственного образовательного стандарта
Славянофильство - идеология, не принимавшая рационализм и индивидуализм западной педагогики, ставила вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание, как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозного чувства
Соборные школы - в эпоху средневековья средние учебные заведения в крупных городах Западной Европы, организованные при соборах с епископскими кафедрами
Совет образовательного учреждения – коллегиальный орган управления образовательного учреждения, решающий наиболее глобальные, крупно-масштабные и перспективные задачи
Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, черт и качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны владеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, опыта осуществления репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности
Сорбонна - распространенное название Парижского университета. В XIII—XVI вв. студенческое общежитие теологического факультета Парижского университета. Названо по имени основателя духовника короля Людовика IX Робера Сорбонна
Софисты - платные преподаватели (иногда странствующие) философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. В своих философских воззрениях придерживались релятивизма (Протагор: «Человек мера всех вещей») и скептицизма (Горгий: «Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо»)
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта
Социальное воспитание – процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях
Социальное воспитание – процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях
Сплоченность – степень единства коллектива, обусловленная общностью целей, ценностных ориентаций, взаимозависимостью членов группы в процессе совместной деятельности и их взаимной симпатией, привлекательностью самой группы для каждого из её членов
Средство воспитания – материальный или идеальный объект, используемый в процессе воспитания и служащий целям воспитания
Средство обучения – материальный или идеальный объект, использующийся для решения дидактических задач
Странствующие учителя - преподаватели и ученые, ходившие по городам и деревням с целью обучения детей, а также проведения бесед и диспутов с населением. Странствующими учителями были: гуру в Индии, многие софисты и пифагорейцы в Древней Греции, риторы в Римской империи и др. В России странствующие учителя назывались мастерами грамоты
Схоластика - господствующее направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания
Теория педагогической технологии – систематически развивающееся знание о глубинных закономерностях образовательной действительности; целостная система знания о педагогической технологии, связанная с творческой переработкой накопленного педагогического опыта, открытием новых образовательных перспектив
Технологический подход – радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии науки и школьной практики
Технология – совокупность методов обработки сырья и процессов производства, их научное описание; система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный творческий замысел, моделирование определенных дидактических условий, средств и способов обучения
Технология обучения – разнообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения
Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни; способность переносить неблагоприятные физические или психические условия без снижения адаптационных возможностей за счет снижения чувствительности к их воздействию
Тьютор – преподаватель-консультант
Уездное училище - повышенная начальная школа, вторая после приходского училища ступень образования в России XIX в. Согласно Уставу 1804 г. уездные училища открывались в губернских и уездных городах для подготовки учеников «всякого звания» к поступлению в гимназию
Умение – освоенный учащимися способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях
Университет – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей)
Управление – элемент, функция системы по сохранению структуры, поддержанию режима; научно обоснованные действия администрации, педагогического и ученического коллективов, направленные на достижение поставленных целей
Урок – основная форма организации обучения; законченный в смысловом, и организационном отношении этап учебного процесса
Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее раздела, части
Учебник – книга для обучения школьников, содержащая определенным образом отобранный и систематизированный материал для изучения на том или ином этапе обучения, адекватный уровню образовательной подготовки учащихся, их возрастным возможностям
Учебный план общеобразовательного учреждения – документ, включающий собственно учебный план и рабочий учебный план и составленный с соблюдением нормативов базисного учебного плана
Учение – деятельность человека, направленная на усвоение знаний, умений и навыков разных форм общественно-исторического опыта и их применение к решению новых задач в результате сознательного процесса обучения или через жизненный опыт
Учитель – педагогическая профессия или должность в системе общего и профессионального образования
Учительская гимназия - учебное заведение в Петербурге, открытое в 1803 г. для подготовки учителей городских училищ. В 1804 г. была преобразована в педагогический институт, который в 1816 г. стал именоваться Главным педагогическим институтом
Учительская семинария - в России педагогическое учебное заведение, готовящее учителей для начальных школ. Первая семинария была учреждена в 1779 г. при Московском университете
Учительские институты - педагогические учебные заведения, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ. В России первый Учительский институт был открыт в 1817 г. при Главном педагогическом институте в Петербурге и готовил учителей уездных и приходских училищ
Форма воспитания – внешнее выражение взаимодействия воспитателя и воспитанника, регулируемое избранными методами и средствами воспитания
Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме
Формирование – процесс становления личности человека, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта
Целеполагание - система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека; поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека
Цель образования – результат, на который ориентируется общество в разработке содержания образования, в построении воспитательных программ, конечных целей учебно-воспитательного процесса
Цель обучения – конкретный и промежуточный результат обучения, который достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмо-ционально-ценностной) или психомоторной областях
Церковно-приходские школы - начальные школы в дореволюционной России, находившиеся в ведении приходов. Учителями в этих школах были священники, дьяконы и дьячки
Цеховые школы - начальные школы для сыновей ремесленников в городах Западной Европы. Начали возникать в XIII—XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства
Цифирные школы - начальные государственные школы в дореволюционной России. Указом Петра I в 1714 г. были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет
Школа – учебно-воспитательное учреждение, организация; учреждение образования, осуществляющее образовательный процесс
Школа кифариста - частная платная школа в Древней Греции (Афины), где мальчики обучались пению, музыке и учили наизусть произведения Гомера
Школа математических и навигационных наук - первая в Европе государственная реальная школа. Была открыта по Указу Петра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морского дела судостроителей, геодезистов и др.
Школа труда - школа, в которой всестороннее воспитание детей сочетается с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации
Школы-коммуны - учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1 -й и 2-й ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад
Эволюционная педагогика - (В.П. Вахтеров) понимание обучения как процесса познавательной деятельности, соответствующей естественным зако-нам развития ребенка
Эксперимент – научно-поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно описываемых условиях
Экспериментальная педагогика - одно из направлений, возникших в западной педагогике на рубеже XIX-XX вв. Наиболее известными ее представителями были: немецкие педагоги и психологи А. Лай, Э. Мейман, американские С. Холл, Э. Торндайк, а из русских психолог А.П. Нечаев
Экспертная группа – группа лиц, узких специалистов, задачей которой является соотнесение имеющихся показателей образовательного учреждения с установленными в РФ (регионе) показателями
Экспертная оценка – оценка, выставленная экспертной группой по итогам проверки (экспертирования) например, при лицензировании образовательного учреждения