Структура биометрического документа

Структура биометрического документа

Для биометрических данных ведущей организацией (организация, занимающаяся разработкой стандартов) устанавливается  единая структура форматов обмена биометрическими данными (ЕСФОБД). Единая структура форматов обмена биометрическими данными предназначена для обеспечения взаимодействия программных и аппаратных средств, предназначенных для применения в области биометрии, путем установления стандартных записей биометрической информации.[1]

Единая структура форматов обмена биометрическими данными устанавливает структуру биометрических документов.

Данные, наносимые на документ, должны содержаться в соответствующих зонах. Поэтому биометрические документы делятся на семь зон:

     I - обязательный заголовок;

     II - элементы данных личного характера (обязательные и дополнительные);

     III - элементы данных документа (обязательные и дополнительные);

     IV - подпись владельца;

     V - обязательный элемент идентификации;

     VI - дополнительные элементы данных;

     VII - обязательная машиносчитываемая зона.

Зоны I,II,III,VI - зоны визуальной проверки. Зоны IV, V, VII - машиносчитываемая зона. (Приложение 1)

Зоны визуальной проверки состоят из обязательных и дополнительных зон, предназначенных для соответствия требованиям единообразия, принятым в международной практике.

В зоне I указывается реквизит «Государство или организация выдачи документа». Например, если биометрический документ был выдан в Российской Федерации, то государство будет обозначаться символами RUS. Буквенные обозначения стран установлены стандартом ГОСТ 7.67.-2003 (ИСО 3166-1:1997) Коды названий стран.[2] Также в данной зоне фиксируется реквизит «Код документа». Первым знаком кода могут быть буквы А, С, которые обозначают тип документа. Второй знак кода устанавливает организация выдачи документа.

В зоне II устанавливаются следующие обязательные реквизиты: фамилия, имя, пол, гражданство, дата рождения. Также в данной зоне могут быть зафиксированы дополнительные реквизиты, внесение которых определяет государство выдающее документ. Например, это может быть отчество гражданина. Данный реквизит используется не во всех странах, потому что в некоторых государствах отчество у граждан отсутствует.

В зоне III  закреплены реквизиты, указывающие данные документа. К ним относятся номер документа и дата истечение срока действия документа. Также могут фиксироваться дополнительные реквизиты. Например, дата, место выдачи документа.

Машиносчитываемая зона предназначена для упрощения проверки документа и сокращения времени процедуры проверки. Кроме того, машиносчитываемая зона дает возможность проверить информацию, содержащуюся в зоне визуальной проверки, и может быть использована для нахождения и проверки информации, хранимой в базе данных.

Данная зона содержит элементы данных в едином формате, принятом в международной практике, которые должны легко поддаваться как машинному считыванию, так и визуальному и передаваться в виде протокола, который совместим с технологической структурой и требованиями любой страны.[3]

В машиносчитываемой зоне могут располагаться следующие биометрические данные: фотография владельца документа, отпечатки одного или двух и более пальцев, радужная оболочка глаза и его подпись. Фотография и подпись - обязательные элементы идентификации независимо от вида биометрического документа.

Изображаемая фотография воспроизводится из цифровой формы и наносится методом лазерной или струйной печати в зоне V.

Отображаемая подпись владельца документа воспроизводит в цифровой форме оригинальную подпись в зоне IV. Цвет отображаемой подписи должен выделяться по отношению к фону.

Подлинные отпечатки пальцев наносят в зоне II. Если наносятся отображаемые цифровые отпечатки пальцев, то их масштабирование не допускается. Отображаемый отпечаток пальца является репродукцией исходного отпечатка. Цвет отпечатка пальца должен быть контрастен по отношению к фону.[4]

Зона VII состоит из двух строк. В верхнюю строку включены:

- код документа. Первым знаком в коде могут быть буквы А, С, I, которые обозначают тип документа. Второй знак устанавливает организация выдачи документа;

- государство, выдавшее документ;

- фамилия, имя. Они разделены двумя знаками заполнителями (<<).

Структура второй строки включает:

- номер документа. Устанавливается организацией или государством;

- контрольная цифра - контрольные суммы значений определенных полей персональных данных

- гражданство;

- дата рождения

- пол. F – женский,  M – мужской.

- дата истечения срока действия документа;

- составная контрольная цифра.

Структуру биометрических документов устанавливают международные стандарты. Однако организации, которые занимаются их выдачей, могут вносить дополнительные элементы в соответствии с потребностями международной практики.

Процессы глобализации и международного взаимодействия заставляют проводить международную унификацию биометрических документов. Для эффективного взаимодействия, унификации должна подлежать структура биометрических документов.

Таким образом, решение проблем биометрической идентификации, совместимости биометрических систем, использования биометрических данных в биометрических документах осуществляется путём принятия общих биометрических стандартов и унификации структур биометрических документов, что позволяет обеспечивать развитие и совместимость применяемых программно-технических средств и использовать биометрические документы для идентификации личности.




[1] ГОСТ Р ИСО/МЭК 19785-1-2008 Автоматическая идентификация. Идентификация биометрическая. Единая структура форматов обмена биометрическими данными. Часть 1. Спецификация элементов данных. – М.: Стандартинформ, 2008. С. 1.

[2] ГОСТ 7.67.-2003 (ИСО 3166-1:1997) Коды названий стран [Электрон. Ресурс]. – 2003.- Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200035671 (дата обращения: 12.02.2016.

[3] ГОСТ Р 52535.3-2006  Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 3. Официальные машиносчитываемые проездные документы. – М.: Стандартинформ, 2006. С. 9.

[4] Там же.