Опорный конспект к теме Коллектив

Группы                                                 

y    Группа – совокупность людей, имеющих общий признак, помещенных в какие-либо идентичные условия, занимающихся какой-либо совместной деятельностью и  осуществляющих между собой общение, а также в той или иной мере осознанно признающие свою принадлежность к этому образованию.

 

Собственные характеристики группы: композиция группы, структура и групповые процессы.

Композиция группы, или ее состав, - это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

 К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

   

 Характеристики, определяющие положение человека в группе: система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы.

     Статус (или позиция) - это сумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

     По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается группой. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

 

Классификация групп. В самом общем виде реальные группы, изучением которых занимается социальная психология, могут быть разделены на большие и малые.

     Большие – 1)стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории,

- 2) длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

    

   Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

     Структуры малой группы: социометрическая и коммуникативная и структура власти.

 I. Социометрическая структура - это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования - социометрической и аутосоциометрической методиками.

 II. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации

 III. Структура социальной власти в малой группе - это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями процесса влияния, однако они имеют различную природу: руководство - это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Необходимость социального управления группой через различные феномены межличностного влияния очевидна.

 

Виды малых групп: искусственные и естественные,  формальные и неформальные.

По уровню развития:

  1. Конгломерат (диффузная группа) – неорганизованная, номинальная, случайная группа – добровольное временное объединение людей на основе сходства интересов или общности пространства.
  2. Кооперация – существует реальная организованная структура межличностных отношений делового характера, подчиненных определенной цели.
  3. Корпорация – группа лиц, объединенных только внутренними целями и не выходящая за их рамки, стремится к своим групповым целям любой ценой (в том числе за счет других лиц), характерны высокий уровень совместной деятельности и ценностно-ориентированная сплоченность.

4. Коллектив – характеризуется устойчивым взаимодействием, прочностью, стабильностью существования в пространстве-времени, однородностью состава, высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок членов коллектива, высокой степенью организованности, четкости распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива.

 

Last modified: Friday, 7 February 2014, 5:00 PM