ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Типы семьи

 Полигамия  ( коллективные браки)

 

полиандрия

полигиния

моногамная

 

Союз одной женщины и нескольких мужчин                             (род велся по женской линии)

 

Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии)

Один мужчина и одна женщина                                         у каждого могут быть разные фамилии)

патриархальный

партнерский

Многопоколенный          ( родственный, расширенный)

нуклеарный

Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю

Совместное ведение супругами хозяйства

Дети, родители, бабушки, дедушки

Дети и родители

                                                              Функции семьи 

1.Репродуктивная

биологическое воспроизводство

2.Социализации

формирование личности

3.Хозяйственно-бытовая

ведение домашнего хозяйства

4.Экономическая

материальная поддержка

5.Социально-статусная

предоставление определенного статуса

6.Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

                              

Типы семьи

 Полигамия  ( коллективные браки)

 

полиандрия

полигиния

моногамная

 

Союз одной женщины и нескольких мужчин                             (род велся по женской линии)

 

Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии)

Один мужчина и одна женщина                                         у каждого могут быть разные фамилии)

патриархальный

партнерский

Многопоколенный          ( родственный, расширенный)

нуклеарный

Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю

Совместное ведение супругами хозяйства

Дети, родители, бабушки, дедушки

Дети и родители

                                                              Функции семьи 

1.Репродуктивная

биологическое воспроизводство

2.Социализации

формирование личности

3.Хозяйственно-бытовая

ведение домашнего хозяйства

4.Экономическая

материальная поддержка

5.Социально-статусная

предоставление определенного статуса

6.Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

                              

 

 

 

 

Мировоззрение

Система взглядов человека на мир и свое место в нем

                                 Типы мировоззрения

мифологическое

Попытка объяснить явления окружающего мира

обыденное (житейское)

Опирается на личный опыт и почти не использует опыт других людей

религиозное

Возникает под влиянием религиозных учений

философское

Рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе

научное

Опирается на достижения науки

гуманистическое

Высшая ценность права и свободы человека

                                     Смысл жизни

Главный мотив человеческого существования

« У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности» Эрих Фромм                                                          Подходы к пониманию смысла жизни                                      

 Религиозный – самоотверженное служение Богу.                                        Аскетический – подавление влечений и желаний ( Диоген) Гедонистический –стремление к удовольствиям ( Эпикур)                          Действенно-гуманистический –  реализация своего внутреннего потенциала                                                                                                                Свобода воли человека

                         Противоположные точки зрения

волюнтаризм  (воля)                                    фатализм ( рок, судьба)                   (позиция признающая ее абсолютной) ( полностью отрицает свободу воли)                

                                   

                                               Познание

                  Процесс получения знаний

Философия – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.                                                             Понимание философии                                                                                                     1. Поиск истины ( Пифагор, Гераклит)                                                                     2. Познание вечных и абсолютных истин ( Платон)                                                   3. Постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия ( Аристотель)                                                                                       Основной вопрос философии – Можно ли познать окружающую человека действительность?                                                                                                                                Гносеология - дисциплина, изучающая природу, формы и критерии познавательного процесса.                                                                                 Агностицизм – мир принципиально не познаваем ( Д. Юм, И. Кант)                                                                                                                                                     Виды познания                                                                                                               Человек обладает двумя познавательными способностями –чувствами и разумом.

                                             Формы познания

чувственная                                                            рациональная

ощущение                восприятие                   понятие         суждение   

                        представление                                  умозаключение

                          Научное познание

Стремиться изучить мир таким, каков он есть, независимо от человека

                           Уровни научного познания

Эмпирический                                                   Теоретический наблюдение                                                             гипотеза,  эксперимент                                                          теория               Научное знание отличают

рациональность

системность

объективность

Доказуемость, проверяемость  любого утверждения

Научные утверждения не противоречат друг другу и логически связаны между собой

Отражение изучаемого предмета таким, каков он есть

Ненаучное познание ( мифы, сказки, эпос, народная мудрость)                                 Социальное познание –изучает общество и процессы в нем протекающие.   

                                    Самопознание 

               Процесс познания и оценки самого себя

                                Самопознание

самовосприятие

самооценка

самоанализ

Формирование на основе ощущений и восприятия внешнего мира собственного образа

Получение знаний от окружающих для открытия новых знаний о себе, отношение к собственным успехам и неудачам

Отчет о себе перед самим собой

                                        Истина

Достоверное, правильное знание

Точки зрения о критериях истины

Философы -эмпирики

Философы рационалисты

Истинно чувственное познание, то, что мы ощущаем, и есть истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс)

Критерием истинности являются не чувства, а разум

( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Спиноза)

Критерии истины в науке                                                                             

1. Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания                                                                                                                      2. Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики.                                                                                        3.Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами                                                                                                                                            Истина    а) абсолютная (несомненное и  неизменное знание, оно не может быть опровергнуто)                                                                                                                           б) относительная (неполное, ограниченное знание)                                                                Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний

                  

  Раздел ІІ.  Духовная жизнь общества.

Область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке

                         Структура духовной жизни

Духовные потребности

Духовная деятельность

Духовные блага             ( ценности)

Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Сам человек существо духовное

Идеи, образы и духовные ценности

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

                                      Наука

Система знаний о мире и его законах

                    Функции науки          прогностическая                                                         непосредственная                                                             производительная сила                            познавательная

                              культурно-мировоззренческая   

Цели науки:                                                                                                   

 а) описание;                                                                                               

 б) объяснение;                                                                                                                      в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)

                          Структура науки                технические науки

естественные науки              общественные науки

                                Образование

Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков

                                     Уровни общего образования

Начальное  образование

Основное общее образование

Основное среднее образование

Средне  - специальное профессиональное образование

 

Высшее образование профессиональное

1-4 кл

5-9 кл

10-11 кл

Техникум

ВУЗ

Актуальные вопросы образования

гуманизация

Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека

гуманитаризация

Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

интернационализация

Создание единой системы образования для разных стран

компьютеризация

Использование новых современных технологий обучения

фундаментальность

выявление, изучение главного

демократизация

Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

                                         Мораль

Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения

Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру

  1. 1.     Мораль принадлежность индивидуальная         
  2. 2.      Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
  3. 3.     Моральные нормы – в  разных странах и разных культурах различаются

            Функции морали                   воспитательная

регулирующая              ориентирующая

Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.

Высшая форма самообязательства – совесть                                            Совесть  – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.

                        Религия

Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность.

                         Верования

политеистические                          монотеистические                                   ( верующие в существование     ( верующие в единого Бога)                                                           множества богов)                                                                                                                               Формы религии                                                                                     

Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания.                                                                                                                                                                                               Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека.                                                                                                                  Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой.                                                                                                                                                         Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.

  • Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.

Национальные религии:   конфуцианство – Китай                             

( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим)                                                                                   иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э.  Бог – Яхве, священная книга - Тора)

                          Мировые религии

 

буддизм                        христианство                      ислам

Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.                                                                                                                                                   Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос  Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм.  Большинство российских христиан исповедуют православие           

Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья.                      Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии.                                                                                                                       Атеизм – неверие в Бога.

               Функции религии                            коммуникативная

мировоззренческая                    регулирующая

                                Искусство

Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир.

Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке    Эстетика – наука о прекрасном 

             Теории происхождения искусства

Биологизаторская

Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта

игровая

Потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии

магическая

Форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека

трудовая

Полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов.

           Виды искусства (способ создания произведений)

простые                                      сложные                                         литература                                   музыка                                                живопись                                     кино                                                        графика                                        балет                                            скульптура                                    театр                                   архитектура     

                                         Функции искусства   

Наименование функции

Ее содержание

воспитательная

Формирует личность, чувства, мысли людей

эстетическая

Формирует эстетический вкус и потребность человека

Общественно-преобразующая

Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Утешительно-компенсаторная

Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности

гедонистическая

Доставляет людям удовольствие

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей                                                                           Культура

В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития                                                                                                                                                       В узком смысле: культура- только духовные ценности, созданные человечеством.                                                                                                                                                                

Виды   культуры

материальная

                            духовная

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности . Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи

Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу.                                                                                        Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам                                       ( календарь, гигиена, медицина, этика).                                                                                              Формы культуры

народная

массовая

элитарная

Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки( мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности

Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают          ( эстрада, кино, цирк)

Создается для привилегированного общества и непонятна простому обывателю( балет, классическая музыка)

                                        Разновидности культуры

доминирующая

субкультура

контркультура

Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества.

Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей( молодежная, профессиональная, криминальная)

Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы)

Функции культуры

Познавательная

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций

Регулятивная

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности ( поведение, нормы морали)

Коммуникативная

Сохранение, передача культурных ценностей.

информативная

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

                   Средства массовой информации    ( СМИ)   

  1. 1.      Совокупность всех каналов передачи информации.                                          ( газеты, журналы, листовки); телевидение, видео, Интернет.
  2. 2.      Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации  ( интервью, репортаж, беседа, ток-шоу, анкета)
  3. 3.       Оперативность и динамичность способствую тому, что  быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание народных масс .
  4. 4.      СМИ способствует восприятию и усвоению людьми господствующих , и формируют однородную культуру.    

                           Функции СМИ

Коммуникативная

Установление контакта с массовой аудиторией .

Культурно-образовательная

Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей.

Рекламно-справочная

Удовлетворение запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества

Идеологическая

Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества на самосознание людей

 

 

 

 

 

Мировоззрение

Система взглядов человека на мир и свое место в нем

                                 Типы мировоззрения

мифологическое

Попытка объяснить явления окружающего мира

обыденное (житейское)

Опирается на личный опыт и почти не использует опыт других людей

религиозное

Возникает под влиянием религиозных учений

философское

Рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе

научное

Опирается на достижения науки

гуманистическое

Высшая ценность права и свободы человека

                                     Смысл жизни

Главный мотив человеческого существования

« У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности» Эрих Фромм                                                          Подходы к пониманию смысла жизни                                      

 Религиозный – самоотверженное служение Богу.                                        Аскетический – подавление влечений и желаний ( Диоген) Гедонистический –стремление к удовольствиям ( Эпикур)                          Действенно-гуманистический –  реализация своего внутреннего потенциала                                                                                                                Свобода воли человека

                         Противоположные точки зрения

волюнтаризм  (воля)                                    фатализм ( рок, судьба)                   (позиция признающая ее абсолютной) ( полностью отрицает свободу воли)                

                                   

                                               Познание

                  Процесс получения знаний

Философия – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.                                                             Понимание философии                                                                                                     1. Поиск истины ( Пифагор, Гераклит)                                                                     2. Познание вечных и абсолютных истин ( Платон)                                                   3. Постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия ( Аристотель)                                                                                       Основной вопрос философии – Можно ли познать окружающую человека действительность?                                                                                                                                Гносеология - дисциплина, изучающая природу, формы и критерии познавательного процесса.                                                                                 Агностицизм – мир принципиально не познаваем ( Д. Юм, И. Кант)                                                                                                                                                     Виды познания                                                                                                               Человек обладает двумя познавательными способностями –чувствами и разумом.

                                             Формы познания

чувственная                                                            рациональная

ощущение                восприятие                   понятие         суждение   

                        представление                                  умозаключение

                          Научное познание

Стремиться изучить мир таким, каков он есть, независимо от человека

                           Уровни научного познания

Эмпирический                                                   Теоретический наблюдение                                                             гипотеза,  эксперимент                                                          теория               Научное знание отличают

рациональность

системность

объективность

Доказуемость, проверяемость  любого утверждения

Научные утверждения не противоречат друг другу и логически связаны между собой

Отражение изучаемого предмета таким, каков он есть

Ненаучное познание ( мифы, сказки, эпос, народная мудрость)                                 Социальное познание –изучает общество и процессы в нем протекающие.   

                                    Самопознание 

               Процесс познания и оценки самого себя

                                Самопознание

самовосприятие

самооценка

самоанализ

Формирование на основе ощущений и восприятия внешнего мира собственного образа

Получение знаний от окружающих для открытия новых знаний о себе, отношение к собственным успехам и неудачам

Отчет о себе перед самим собой

                                        Истина

Достоверное, правильное знание

Точки зрения о критериях истины

Философы -эмпирики

Философы рационалисты

Истинно чувственное познание, то, что мы ощущаем, и есть истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс)

Критерием истинности являются не чувства, а разум

( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Спиноза)

Критерии истины в науке                                                                             

1. Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания                                                                                                                      2. Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики.                                                                                        3.Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами                                                                                                                                            Истина    а) абсолютная (несомненное и  неизменное знание, оно не может быть опровергнуто)                                                                                                                           б) относительная (неполное, ограниченное знание)                                                                Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний

                  

  Раздел ІІ.  Духовная жизнь общества.

Область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке

                         Структура духовной жизни

Духовные потребности

Духовная деятельность

Духовные блага             ( ценности)

Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Сам человек существо духовное

Идеи, образы и духовные ценности

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

                                      Наука

Система знаний о мире и его законах

                    Функции науки          прогностическая                                                         непосредственная                                                             производительная сила                            познавательная

                              культурно-мировоззренческая   

Цели науки:                                                                                                   

 а) описание;                                                                                               

 б) объяснение;                                                                                                                      в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)

                          Структура науки                технические науки

естественные науки              общественные науки

                                Образование

Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков

                                     Уровни общего образования

Начальное  образование

Основное общее образование

Основное среднее образование

Средне  - специальное профессиональное образование

 

Высшее образование профессиональное

1-4 кл

5-9 кл

10-11 кл

Техникум

ВУЗ

Актуальные вопросы образования

гуманизация

Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека

гуманитаризация

Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

интернационализация

Создание единой системы образования для разных стран

компьютеризация

Использование новых современных технологий обучения

фундаментальность

выявление, изучение главного

демократизация

Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

                                         Мораль

Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения

Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру

  1. 1.     Мораль принадлежность индивидуальная         
  2. 2.      Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
  3. 3.     Моральные нормы – в  разных странах и разных культурах различаются

            Функции морали                   воспитательная

регулирующая              ориентирующая

Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.

Высшая форма самообязательства – совесть                                            Совесть  – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.

                        Религия

Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность.

                         Верования

политеистические                          монотеистические                                   ( верующие в существование     ( верующие в единого Бога)                                                           множества богов)                                                                                                                               Формы религии                                                                                     

Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания.                                                                                                                                                                                               Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека.                                                                                                                  Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой.                                                                                                                                                         Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.

  • Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.

Национальные религии:   конфуцианство – Китай                             

( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим)                                                                                   иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э.  Бог – Яхве, священная книга - Тора)

                          Мировые религии

 

буддизм                        христианство                      ислам

Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.                                                                                                                                                   Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос  Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм.  Большинство российских христиан исповедуют православие           

Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья.                      Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии.                                                                                                                       Атеизм – неверие в Бога.

               Функции религии                            коммуникативная

мировоззренческая                    регулирующая

                                Искусство

Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир.

Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке    Эстетика – наука о прекрасном 

             Теории происхождения искусства

Биологизаторская

Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта

игровая

Потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии

магическая

Форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека

трудовая

Полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов.

           Виды искусства (способ создания произведений)

простые                                      сложные                                         литература                                   музыка                                                живопись                                     кино                                                        графика                                        балет                                            скульптура                                    театр                                   архитектура     

                                         Функции искусства   

Наименование функции

Ее содержание

воспитательная

Формирует личность, чувства, мысли людей

эстетическая

Формирует эстетический вкус и потребность человека

Общественно-преобразующая

Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Утешительно-компенсаторная

Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности

гедонистическая

Доставляет людям удовольствие

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей                                                                           Культура

В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития                                                                                                                                                       В узком смысле: культура- только духовные ценности, созданные человечеством.                                                                                                                                                                

Виды   культуры

материальная

                            духовная

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности . Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи

Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу.                                                                                        Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам                                       ( календарь, гигиена, медицина, этика).                                                                                              Формы культуры

народная

массовая

элитарная

Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки( мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности

Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают          ( эстрада, кино, цирк)

Создается для привилегированного общества и непонятна простому обывателю( балет, классическая музыка)

                                        Разновидности культуры

доминирующая

субкультура

контркультура

Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества.

Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей( молодежная, профессиональная, криминальная)

Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы)

Функции культуры

Познавательная

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций

Регулятивная

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности ( поведение, нормы морали)

Коммуникативная

Сохранение, передача культурных ценностей.

информативная

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

                   Средства массовой информации    ( СМИ)   

  1. 1.      Совокупность всех каналов передачи информации.                                          ( газеты, журналы, листовки); телевидение, видео, Интернет.
  2. 2.      Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации  ( интервью, репортаж, беседа, ток-шоу, анкета)
  3. 3.       Оперативность и динамичность способствую тому, что  быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание народных масс .
  4. 4.      СМИ способствует восприятию и усвоению людьми господствующих , и формируют однородную культуру.    

                           Функции СМИ

Коммуникативная

Установление контакта с массовой аудиторией .

Культурно-образовательная

Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей.

Рекламно-справочная

Удовлетворение запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества

Идеологическая

Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества на самосознание людей

 

 

 

 

 

Социальная сфера общества

                                         Социальные группы

                Социальные группы по размерам                       Большие

Малые( от 10 до 200)       Средние(200 до 100тысяч)

                                Социальные группы

Реальные                                                                    Номинальные                                   ( Объективно существующие группы людей)        ( Условные)                                 жители села, школьники                                 покупатели, телезрители

                                        Социальные группы

Формальные                                                     Неформальные имеют официально                                     складываются стихийно                                                             закрепленный в документах статус        ( дружеская компания)                       ( бригада скорой помощи)

                             Социальные группы                                           демографические, конфессиональные, территориальные, этнические

                                  Социальная стратификация                                                                                 -это система статусных различий                                                                             – основа стратификации общества –представление о естественном неравенстве между людьми

Аристотель

К. Маркс

М. Вебер

П.А. Сорокин

1. Самые богатые

2.Средние

3. Бедные

1. Имущие

2. Неимущие

1.Общественный престиж и 2.Принадлежность к политическим партиям

власть

1.Сословия

2.Касты

Основа социальной стабильности -большой удельный вес

Основополагающий критерий – уровень дохода

 

 

Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований.                                                                                                              

Страта- это реальная группа людей, объединенная каким –либо общим социальным признаком:                                                                             --имущество,                                                                                                                  

 - профессия,                                                                                                                     

  - уровень образования,                                                                                                                    - власть ,                                                                                                                   

- престиж   

Структура стратификации                                                                              

1.Элита и субэлита ( 6%)-( политические лидеры, бизнесмены)                                                                                    2. Средний класс   (18%) ( наиболее квалифицированные рабочие)                         

 3.Бедные (66%) ( интеллигенция, работники массовых профессий )               

4. Ниже уровня бедности(10%)( простейшие виды труда)                          

 5. «Социальное дно»  - бомжи, бродяги, алкоголики…                                                                                       Социальный статус – принадлежность к той или иной страте.

                             Статус                         Приобретенный                                                                                                                                                                                                     (                                                (человек  приобретает в течение жизни)

Предписанным ( статус с которым человек родился                                                 Каждый статус оценивается в обществе                                                    Престиж – степень общественного уважения, закрепленная в культуре и общественном сознании                                                              Маргиналы – это люди, утратившие прежний социальный статус и не освоившиеся в новом ( Например: персонажи пьесы М. Горького             « На дне»).                                                                                                                                 

                         Социальная мобильность                                                                                                    ( Теорию социальной мобильности разработал русский социолог П. А. Сорокин) Социальная мобильность- это способность человека перемещаться от статуса к статусу, с одного уровня на другой.        

                                                 

Каналы (лифты, мембраны) социальной мобильности- школа, армия, церковь, семья и брак, экономические и политические организации.                           Социальный конфликт                                                                                                          Одной из форм социального неблагополучия является социальный конфликт.                                                                                                                    Социальный конфликт – это тип социального взаимодействия, субъекты которого, социальные группы, преследуют, несовместимые цели.    Субдисциплина – конфликтология.                                                                                            Инцидент – событие, ставшее поводом для конфликта                                         Объект конфликта – то, что оспаривают друг у друга конфликтующие                                                                                                             Предмет конфликта – проблема овладения объектом                                     Социальная напряженность – обострение противоречий                                                    Эскалация – развитие конфликта по восходящей.                                       Мыслители о конфликте

 

 

Г. Спенсер                                     Ф. Гальтон

Универсальная причина конфликта процесс естественного отбора внутри общества, конкуренция за жизненные блага

Г. Зиммель

Причина социальных конфликтов заключается в неизбежной смене культур. Жизнь постоянно порождает новые культурные формы. Со временем они теряют пластичность и застывают в неизменном виде. И продолжающаяся жизнь ломает их чтобы на их месте создать новые

Э. Дюркгейм

Т. Парсонс

Социальный конфликт – явление ненормальное и необязательное в обществе. «Теоретики равновесия» сосредоточивались на обоснование консенсуса.

Р. Дарендорф

Причина конфликта заключается в распределении власти и авторитета.. Конфликт есть неизбежное сопротивление отношения господства и подчинения. Поскольку избежать такого конфликта невозможно, общество вырабатывает и совершенствует социальные институты, которые занимаются их урегулированием( арбитражный суд, профсоюзы, референдумы и т д)

Причины социальных конфликтов

1.Массовая нищета рядом с богатством

2.Недоступность  образования

3.Дискриминация молодежи, женщин при приеме на работу

Виды конфликтов: локальные , региональные, местные.                                                       

 Нации и межнациональные конфликты                                                                             

Нации – предмет изучения специальной науки – этнографии            Общепризнанного представления о том, по каким критериям следует различать понятия народ и народность. Их же называют общим термином этнос. Принадлежность к той или иной нации принято называть национальной идентичностью                                                            

 Социальную группу как нацию можно отличить по четырем общностям:

  1. 1.                                        Общая территория проживания
  2. 2.                                        Общая экономическая жизнь
  3. 3.                                        Общий язык
  4. 4.                                        Общая культура

В современном мире от 2500 до 5000 этносов. Народ,  создавший государство, которое носит его имя, называется титульным.                                              В основном все стремятся сохранить свою национальную идентичность, если они ее не сохраняют, они сливаются с другими народами, ассимилируют. Так исчезли многие древние народы, например этруски, чудь, меря, венеды. Вершина достижений народа в его стремлении не столько сохранить свою идентичность, сколько объявить миру о создании собственного государства. Из этого происходят межнациональные конфликты. Нации оспаривают друг у друга территории, культуру с ее достижениями, оспаривают суверенитет. Основа борьбы с сепаратизмом в РФ, как и везде – это сильное государство и его политика. В тоже время государство стремится создать благоприятные условия для межнационального сосуществования.                                                                                                                                                                               Этнические общности

Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, особенностями культуры, языка, самосознанием и исторической памятью.

                                               Виды этнических общностей

род

Группа кровных родственников

племя

Совокупность родов, объединенных общими чертами культуры, кровными узами, общностью диалекта, религией, обрядами

народность

Совокупность племен, объединенных общей территорией, языком, психическим складом, культурой

нация

Общность людей, объединенных общей территорией, языком, экономикой, культурой, этническим самосознанием

                                  Социальный контроль

-механизм регуляции отношений  индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе

                                       Элементы социального контроля

Социальные нормы                                                  Санкции

                                          Виды санкций

                    Формальные

                   Неформальные

позитивные

негативные

позитивные

негативные

награждение, свидетельства о успехах

штраф, тюремное заключение

похвала, подмигивание, аплодисменты

выговор,             ругань

                    Социальный институт- объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения                                                                   

Семья           Социальная группа – основана на браке, кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта                                                            

 Типы семьи

 Полигамия  ( коллективные браки)

 

полиандрия

полигиния

моногамная

 

Союз одной женщины и нескольких мужчин                             (род велся по женской линии)

 

Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии)

Один мужчина и одна женщина                                         у каждого могут быть разные фамилии)

патриархальный

партнерский

Многопоколенный          ( родственный, расширенный)

нуклеарный

Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю

Совместное ведение супругами хозяйства

Дети, родители, бабушки, дедушки

Дети и родители

                                                              Функции семьи 

1.Репродуктивная

биологическое воспроизводство

2.Социализации

формирование личности

3.Хозяйственно-бытовая

ведение домашнего хозяйства

4.Экономическая

материальная поддержка

5.Социально-статусная

предоставление определенного статуса

6.Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

                                     Молодежь

Социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологическими качествами

                      Особенности социального положения молодежи                                  

  – переходность положения                                                                                                  

    - высокий уровень мобильности                                                                                                       

   - освоение новых социальных ролей                                                                                      

  – активный поиск своего места в жизни                                                                        

                              

 

 

 

 

 

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

                                   Норма – правило, образец

                                            Основные разновидности норм

 

Обычаи и традиции

Привычные образцы поведения ( свадьбы, праздники)

Правовые нормы

Закреплены в законах и описывают наказание за их правонарушения.

Моральные нормы

Хорошо-плохо, добро-зло, справедливо-несправедливо. Общественное осуждение

Эстетические нормы

Закрепляют представление о прекрасном и уродливом в поведении людей

Политические нормы

Регулируют политическую деятельность

Религиозные нормы

Связаны с верой и поддерживаются моральным сознанием верующих

 

 

Типы семьи

 Полигамия  ( коллективные браки)

 

полиандрия

полигиния

моногамная

 

Союз одной женщины и нескольких мужчин                             (род велся по женской линии)

 

Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии)

Один мужчина и одна женщина                                         у каждого могут быть разные фамилии)

патриархальный

партнерский

Многопоколенный          ( родственный, расширенный)

нуклеарный

Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю

Совместное ведение супругами хозяйства

Дети, родители, бабушки, дедушки

Дети и родители

                                                              Функции семьи 

1.Репродуктивная

биологическое воспроизводство

2.Социализации

формирование личности

3.Хозяйственно-бытовая

ведение домашнего хозяйства

4.Экономическая

материальная поддержка

5.Социально-статусная

предоставление определенного статуса

6.Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

                                     Молодежь

Социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологическими качествами

                      Особенности социального положения молодежи                                     – переходность положения                                                                                                       - высокий уровень мобильности                                                                                                           - освоение новых социальных ролей                                                                                         – активный поиск своего места в жизни                                                                         Глобальные проблемы человечества                                                                   1. Встали перед человечеством во второй половине XX в.                                                     2. Они взаимосвязаны и неразрешимы индивидуальными усилиями                   3. От  их разрешения зависит выживание человечества

Эколог          Экологическая

Демографическая

Проблема Север-Юг

Предотвращение 3 мировой

терроризм

1.Планета все менее пригодна для жизни

2.Уничтожается озоновый слой

3. Кислотные дожди

4.Парниковые газы

5. Уменьшение количества питьевой воды

1. Быстрый рост населения беднейших стран

2. По прогнозам демографов- рост населения прекратится

1.Растущая разница в уровне развития

2.Распространение опасных болезней

3. экономическое закабаление сильнейшими странами Севера

Риск ядерной войны остается

1.Относится ко всему миру

2.Может уничтожить все человечество

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: Saturday, 24 January 2015, 21:25