ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Типы семьи
Полигамия ( коллективные браки) |
|
||
полиандрия |
полигиния |
моногамная |
|
Союз одной женщины и нескольких мужчин (род велся по женской линии) |
Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии) |
Один мужчина и одна женщина у каждого могут быть разные фамилии) |
|
патриархальный |
партнерский |
Многопоколенный ( родственный, расширенный) |
нуклеарный |
Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю |
Совместное ведение супругами хозяйства |
Дети, родители, бабушки, дедушки |
Дети и родители |
Функции семьи
1.Репродуктивная |
биологическое воспроизводство |
2.Социализации |
формирование личности |
3.Хозяйственно-бытовая |
ведение домашнего хозяйства |
4.Экономическая |
материальная поддержка |
5.Социально-статусная |
предоставление определенного статуса |
6.Духовно-нравственная |
Развитие личности каждого члена семьи |
Типы семьи
Полигамия ( коллективные браки) |
|
||
полиандрия |
полигиния |
моногамная |
|
Союз одной женщины и нескольких мужчин (род велся по женской линии) |
Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии) |
Один мужчина и одна женщина у каждого могут быть разные фамилии) |
|
патриархальный |
партнерский |
Многопоколенный ( родственный, расширенный) |
нуклеарный |
Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю |
Совместное ведение супругами хозяйства |
Дети, родители, бабушки, дедушки |
Дети и родители |
Функции семьи
1.Репродуктивная |
биологическое воспроизводство |
2.Социализации |
формирование личности |
3.Хозяйственно-бытовая |
ведение домашнего хозяйства |
4.Экономическая |
материальная поддержка |
5.Социально-статусная |
предоставление определенного статуса |
6.Духовно-нравственная |
Развитие личности каждого члена семьи |
Мировоззрение
Система взглядов человека на мир и свое место в нем |
Типы мировоззрения
мифологическое |
Попытка объяснить явления окружающего мира |
обыденное (житейское) |
Опирается на личный опыт и почти не использует опыт других людей |
религиозное |
Возникает под влиянием религиозных учений |
философское |
Рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе |
научное |
Опирается на достижения науки |
гуманистическое |
Высшая ценность права и свободы человека |
Смысл жизни
Главный мотив человеческого существования |
« У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности» Эрих Фромм Подходы к пониманию смысла жизни
Религиозный – самоотверженное служение Богу. Аскетический – подавление влечений и желаний ( Диоген) Гедонистический –стремление к удовольствиям ( Эпикур) Действенно-гуманистический – реализация своего внутреннего потенциала Свобода воли человека
Противоположные точки зрения
волюнтаризм (воля) фатализм ( рок, судьба) (позиция признающая ее абсолютной) ( полностью отрицает свободу воли)
Познание
Процесс получения знаний |
Философия – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру. Понимание философии 1. Поиск истины ( Пифагор, Гераклит) 2. Познание вечных и абсолютных истин ( Платон) 3. Постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия ( Аристотель) Основной вопрос философии – Можно ли познать окружающую человека действительность? Гносеология - дисциплина, изучающая природу, формы и критерии познавательного процесса. Агностицизм – мир принципиально не познаваем ( Д. Юм, И. Кант) Виды познания Человек обладает двумя познавательными способностями –чувствами и разумом.
Формы познания
чувственная рациональная
ощущение восприятие понятие суждение
представление умозаключение
Научное познание
Стремиться изучить мир таким, каков он есть, независимо от человека |
Уровни научного познания
Эмпирический Теоретический наблюдение гипотеза, эксперимент теория Научное знание отличают
рациональность |
системность |
объективность |
Доказуемость, проверяемость любого утверждения |
Научные утверждения не противоречат друг другу и логически связаны между собой |
Отражение изучаемого предмета таким, каков он есть |
Ненаучное познание ( мифы, сказки, эпос, народная мудрость) Социальное познание –изучает общество и процессы в нем протекающие.
Самопознание
Процесс познания и оценки самого себя |
Самопознание
самовосприятие |
самооценка |
самоанализ |
Формирование на основе ощущений и восприятия внешнего мира собственного образа |
Получение знаний от окружающих для открытия новых знаний о себе, отношение к собственным успехам и неудачам |
Отчет о себе перед самим собой |
Истина
Достоверное, правильное знание |
Точки зрения о критериях истины
Философы -эмпирики |
Философы рационалисты |
Истинно чувственное познание, то, что мы ощущаем, и есть истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс) |
Критерием истинности являются не чувства, а разум ( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Спиноза) |
Критерии истины в науке
1. Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания 2. Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики. 3.Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами Истина а) абсолютная (несомненное и неизменное знание, оно не может быть опровергнуто) б) относительная (неполное, ограниченное знание) Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний
Раздел ІІ. Духовная жизнь общества.
Область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке |
Структура духовной жизни
Духовные потребности |
Духовная деятельность |
Духовные блага ( ценности) |
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности |
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом |
Сам человек существо духовное Идеи, образы и духовные ценности |
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
Наука
Система знаний о мире и его законах |
Функции науки прогностическая непосредственная производительная сила познавательная
культурно-мировоззренческая
Цели науки:
а) описание;
б) объяснение; в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)
Структура науки технические науки
естественные науки общественные науки
Образование
Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков |
Уровни общего образования
Начальное образование |
Основное общее образование |
Основное среднее образование |
Средне - специальное профессиональное образование |
Высшее образование профессиональное |
1-4 кл |
5-9 кл |
10-11 кл |
Техникум |
ВУЗ |
Актуальные вопросы образования
гуманизация |
Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека |
гуманитаризация |
Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин |
интернационализация |
Создание единой системы образования для разных стран |
компьютеризация |
Использование новых современных технологий обучения |
фундаментальность |
выявление, изучение главного |
демократизация |
Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Мораль
Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения |
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру |
- 1. Мораль принадлежность индивидуальная
- 2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
- 3. Моральные нормы – в разных странах и разных культурах различаются
Функции морали воспитательная
регулирующая ориентирующая
Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.
Высшая форма самообязательства – совесть Совесть – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.
Религия
Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность. |
Верования
политеистические монотеистические ( верующие в существование ( верующие в единого Бога) множества богов) Формы религии
Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания. Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека. Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.
- Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.
Национальные религии: конфуцианство – Китай
( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим) иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора)
Мировые религии
буддизм христианство ислам
Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы. Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие
Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья. Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии. Атеизм – неверие в Бога.
Функции религии коммуникативная
мировоззренческая регулирующая
Искусство
Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир. |
Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке Эстетика – наука о прекрасном
Теории происхождения искусства
Биологизаторская |
Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта |
игровая |
Потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии |
магическая |
Форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека |
трудовая |
Полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения |
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов.
Виды искусства (способ создания произведений)
простые сложные литература музыка живопись кино графика балет скульптура театр архитектура
Функции искусства
Наименование функции |
Ее содержание |
воспитательная |
Формирует личность, чувства, мысли людей |
эстетическая |
Формирует эстетический вкус и потребность человека |
Общественно-преобразующая |
Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества |
Утешительно-компенсаторная |
Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности |
гедонистическая |
Доставляет людям удовольствие |
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей Культура
В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития В узком смысле: культура- только духовные ценности, созданные человечеством.
Виды культуры
материальная |
духовная |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека |
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности . Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи |
Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу. Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам ( календарь, гигиена, медицина, этика). Формы культуры
народная |
массовая |
элитарная |
Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки( мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности |
Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают ( эстрада, кино, цирк) |
Создается для привилегированного общества и непонятна простому обывателю( балет, классическая музыка) |
Разновидности культуры
доминирующая |
субкультура |
контркультура |
Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества. |
Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей( молодежная, профессиональная, криминальная) |
Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы) |
Функции культуры
Познавательная |
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная |
Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная |
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности ( поведение, нормы морали) |
Коммуникативная |
Сохранение, передача культурных ценностей. |
информативная |
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. |
Средства массовой информации ( СМИ)
- 1. Совокупность всех каналов передачи информации. ( газеты, журналы, листовки); телевидение, видео, Интернет.
- 2. Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации ( интервью, репортаж, беседа, ток-шоу, анкета)
- 3. Оперативность и динамичность способствую тому, что быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание народных масс .
- 4. СМИ способствует восприятию и усвоению людьми господствующих , и формируют однородную культуру.
Функции СМИ
Коммуникативная |
Установление контакта с массовой аудиторией . |
Культурно-образовательная |
Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей. |
Рекламно-справочная |
Удовлетворение запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества |
Идеологическая |
Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества на самосознание людей |
Мировоззрение
Система взглядов человека на мир и свое место в нем |
Типы мировоззрения
мифологическое |
Попытка объяснить явления окружающего мира |
обыденное (житейское) |
Опирается на личный опыт и почти не использует опыт других людей |
религиозное |
Возникает под влиянием религиозных учений |
философское |
Рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе |
научное |
Опирается на достижения науки |
гуманистическое |
Высшая ценность права и свободы человека |
Смысл жизни
Главный мотив человеческого существования |
« У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности» Эрих Фромм Подходы к пониманию смысла жизни
Религиозный – самоотверженное служение Богу. Аскетический – подавление влечений и желаний ( Диоген) Гедонистический –стремление к удовольствиям ( Эпикур) Действенно-гуманистический – реализация своего внутреннего потенциала Свобода воли человека
Противоположные точки зрения
волюнтаризм (воля) фатализм ( рок, судьба) (позиция признающая ее абсолютной) ( полностью отрицает свободу воли)
Познание
Процесс получения знаний |
Философия – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру. Понимание философии 1. Поиск истины ( Пифагор, Гераклит) 2. Познание вечных и абсолютных истин ( Платон) 3. Постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия ( Аристотель) Основной вопрос философии – Можно ли познать окружающую человека действительность? Гносеология - дисциплина, изучающая природу, формы и критерии познавательного процесса. Агностицизм – мир принципиально не познаваем ( Д. Юм, И. Кант) Виды познания Человек обладает двумя познавательными способностями –чувствами и разумом.
Формы познания
чувственная рациональная
ощущение восприятие понятие суждение
представление умозаключение
Научное познание
Стремиться изучить мир таким, каков он есть, независимо от человека |
Уровни научного познания
Эмпирический Теоретический наблюдение гипотеза, эксперимент теория Научное знание отличают
рациональность |
системность |
объективность |
Доказуемость, проверяемость любого утверждения |
Научные утверждения не противоречат друг другу и логически связаны между собой |
Отражение изучаемого предмета таким, каков он есть |
Ненаучное познание ( мифы, сказки, эпос, народная мудрость) Социальное познание –изучает общество и процессы в нем протекающие.
Самопознание
Процесс познания и оценки самого себя |
Самопознание
самовосприятие |
самооценка |
самоанализ |
Формирование на основе ощущений и восприятия внешнего мира собственного образа |
Получение знаний от окружающих для открытия новых знаний о себе, отношение к собственным успехам и неудачам |
Отчет о себе перед самим собой |
Истина
Достоверное, правильное знание |
Точки зрения о критериях истины
Философы -эмпирики |
Философы рационалисты |
Истинно чувственное познание, то, что мы ощущаем, и есть истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс) |
Критерием истинности являются не чувства, а разум ( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Спиноза) |
Критерии истины в науке
1. Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания 2. Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики. 3.Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами Истина а) абсолютная (несомненное и неизменное знание, оно не может быть опровергнуто) б) относительная (неполное, ограниченное знание) Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний
Раздел ІІ. Духовная жизнь общества.
Область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке |
Структура духовной жизни
Духовные потребности |
Духовная деятельность |
Духовные блага ( ценности) |
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности |
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом |
Сам человек существо духовное Идеи, образы и духовные ценности |
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
Наука
Система знаний о мире и его законах |
Функции науки прогностическая непосредственная производительная сила познавательная
культурно-мировоззренческая
Цели науки:
а) описание;
б) объяснение; в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)
Структура науки технические науки
естественные науки общественные науки
Образование
Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков |
Уровни общего образования
Начальное образование |
Основное общее образование |
Основное среднее образование |
Средне - специальное профессиональное образование |
Высшее образование профессиональное |
1-4 кл |
5-9 кл |
10-11 кл |
Техникум |
ВУЗ |
Актуальные вопросы образования
гуманизация |
Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека |
гуманитаризация |
Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин |
интернационализация |
Создание единой системы образования для разных стран |
компьютеризация |
Использование новых современных технологий обучения |
фундаментальность |
выявление, изучение главного |
демократизация |
Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Мораль
Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения |
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру |
- 1. Мораль принадлежность индивидуальная
- 2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
- 3. Моральные нормы – в разных странах и разных культурах различаются
Функции морали воспитательная
регулирующая ориентирующая
Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.
Высшая форма самообязательства – совесть Совесть – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.
Религия
Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность. |
Верования
политеистические монотеистические ( верующие в существование ( верующие в единого Бога) множества богов) Формы религии
Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания. Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека. Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.
- Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.
Национальные религии: конфуцианство – Китай
( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим) иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора)
Мировые религии
буддизм христианство ислам
Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы. Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие
Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья. Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии. Атеизм – неверие в Бога.
Функции религии коммуникативная
мировоззренческая регулирующая
Искусство
Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир. |
Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке Эстетика – наука о прекрасном
Теории происхождения искусства
Биологизаторская |
Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта |
игровая |
Потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии |
магическая |
Форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека |
трудовая |
Полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения |
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов.
Виды искусства (способ создания произведений)
простые сложные литература музыка живопись кино графика балет скульптура театр архитектура
Функции искусства
Наименование функции |
Ее содержание |
воспитательная |
Формирует личность, чувства, мысли людей |
эстетическая |
Формирует эстетический вкус и потребность человека |
Общественно-преобразующая |
Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества |
Утешительно-компенсаторная |
Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности |
гедонистическая |
Доставляет людям удовольствие |
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей Культура
В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития В узком смысле: культура- только духовные ценности, созданные человечеством.
Виды культуры
материальная |
духовная |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека |
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности . Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи |
Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу. Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам ( календарь, гигиена, медицина, этика). Формы культуры
народная |
массовая |
элитарная |
Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки( мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности |
Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают ( эстрада, кино, цирк) |
Создается для привилегированного общества и непонятна простому обывателю( балет, классическая музыка) |
Разновидности культуры
доминирующая |
субкультура |
контркультура |
Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества. |
Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей( молодежная, профессиональная, криминальная) |
Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы) |
Функции культуры
Познавательная |
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная |
Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная |
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности ( поведение, нормы морали) |
Коммуникативная |
Сохранение, передача культурных ценностей. |
информативная |
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. |
Средства массовой информации ( СМИ)
- 1. Совокупность всех каналов передачи информации. ( газеты, журналы, листовки); телевидение, видео, Интернет.
- 2. Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации ( интервью, репортаж, беседа, ток-шоу, анкета)
- 3. Оперативность и динамичность способствую тому, что быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание народных масс .
- 4. СМИ способствует восприятию и усвоению людьми господствующих , и формируют однородную культуру.
Функции СМИ
Коммуникативная |
Установление контакта с массовой аудиторией . |
Культурно-образовательная |
Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей. |
Рекламно-справочная |
Удовлетворение запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества |
Идеологическая |
Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества на самосознание людей |
Социальная сфера общества
Социальные группы
Социальные группы по размерам Большие
Малые( от 10 до 200) Средние(200 до 100тысяч)
Социальные группы
Реальные Номинальные ( Объективно существующие группы людей) ( Условные) жители села, школьники покупатели, телезрители
Социальные группы
Формальные Неформальные имеют официально складываются стихийно закрепленный в документах статус ( дружеская компания) ( бригада скорой помощи)
Социальные группы демографические, конфессиональные, территориальные, этнические
Социальная стратификация -это система статусных различий – основа стратификации общества –представление о естественном неравенстве между людьми
Аристотель |
К. Маркс |
М. Вебер |
П.А. Сорокин |
1. Самые богатые 2.Средние 3. Бедные |
1. Имущие 2. Неимущие |
1.Общественный престиж и 2.Принадлежность к политическим партиям власть |
1.Сословия 2.Касты |
Основа социальной стабильности -большой удельный вес |
Основополагающий критерий – уровень дохода |
|
|
Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований.
Страта- это реальная группа людей, объединенная каким –либо общим социальным признаком: --имущество,
- профессия,
- уровень образования, - власть ,
- престиж
Структура стратификации
1.Элита и субэлита ( 6%)-( политические лидеры, бизнесмены) 2. Средний класс (18%) ( наиболее квалифицированные рабочие)
3.Бедные (66%) ( интеллигенция, работники массовых профессий )
4. Ниже уровня бедности(10%)( простейшие виды труда)
5. «Социальное дно» - бомжи, бродяги, алкоголики… Социальный статус – принадлежность к той или иной страте.
Статус Приобретенный ( (человек приобретает в течение жизни)
Предписанным ( статус с которым человек родился Каждый статус оценивается в обществе Престиж – степень общественного уважения, закрепленная в культуре и общественном сознании Маргиналы – это люди, утратившие прежний социальный статус и не освоившиеся в новом ( Например: персонажи пьесы М. Горького « На дне»).
Социальная мобильность ( Теорию социальной мобильности разработал русский социолог П. А. Сорокин) Социальная мобильность- это способность человека перемещаться от статуса к статусу, с одного уровня на другой.
Каналы (лифты, мембраны) социальной мобильности- школа, армия, церковь, семья и брак, экономические и политические организации. Социальный конфликт Одной из форм социального неблагополучия является социальный конфликт. Социальный конфликт – это тип социального взаимодействия, субъекты которого, социальные группы, преследуют, несовместимые цели. Субдисциплина – конфликтология. Инцидент – событие, ставшее поводом для конфликта Объект конфликта – то, что оспаривают друг у друга конфликтующие Предмет конфликта – проблема овладения объектом Социальная напряженность – обострение противоречий Эскалация – развитие конфликта по восходящей. Мыслители о конфликте
|
|
Г. Спенсер Ф. Гальтон |
Универсальная причина конфликта процесс естественного отбора внутри общества, конкуренция за жизненные блага |
Г. Зиммель |
Причина социальных конфликтов заключается в неизбежной смене культур. Жизнь постоянно порождает новые культурные формы. Со временем они теряют пластичность и застывают в неизменном виде. И продолжающаяся жизнь ломает их чтобы на их месте создать новые |
Э. Дюркгейм Т. Парсонс |
Социальный конфликт – явление ненормальное и необязательное в обществе. «Теоретики равновесия» сосредоточивались на обоснование консенсуса. |
Р. Дарендорф |
Причина конфликта заключается в распределении власти и авторитета.. Конфликт есть неизбежное сопротивление отношения господства и подчинения. Поскольку избежать такого конфликта невозможно, общество вырабатывает и совершенствует социальные институты, которые занимаются их урегулированием( арбитражный суд, профсоюзы, референдумы и т д) |
Причины социальных конфликтов
1.Массовая нищета рядом с богатством
2.Недоступность образования
3.Дискриминация молодежи, женщин при приеме на работу
Виды конфликтов: локальные , региональные, местные.
Нации и межнациональные конфликты
Нации – предмет изучения специальной науки – этнографии Общепризнанного представления о том, по каким критериям следует различать понятия народ и народность. Их же называют общим термином этнос. Принадлежность к той или иной нации принято называть национальной идентичностью
Социальную группу как нацию можно отличить по четырем общностям:
- 1. Общая территория проживания
- 2. Общая экономическая жизнь
- 3. Общий язык
- 4. Общая культура
В современном мире от 2500 до 5000 этносов. Народ, создавший государство, которое носит его имя, называется титульным. В основном все стремятся сохранить свою национальную идентичность, если они ее не сохраняют, они сливаются с другими народами, ассимилируют. Так исчезли многие древние народы, например этруски, чудь, меря, венеды. Вершина достижений народа в его стремлении не столько сохранить свою идентичность, сколько объявить миру о создании собственного государства. Из этого происходят межнациональные конфликты. Нации оспаривают друг у друга территории, культуру с ее достижениями, оспаривают суверенитет. Основа борьбы с сепаратизмом в РФ, как и везде – это сильное государство и его политика. В тоже время государство стремится создать благоприятные условия для межнационального сосуществования. Этнические общности
Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, особенностями культуры, языка, самосознанием и исторической памятью. |
Виды этнических общностей
род |
Группа кровных родственников |
племя |
Совокупность родов, объединенных общими чертами культуры, кровными узами, общностью диалекта, религией, обрядами |
народность |
Совокупность племен, объединенных общей территорией, языком, психическим складом, культурой |
нация |
Общность людей, объединенных общей территорией, языком, экономикой, культурой, этническим самосознанием |
Социальный контроль
-механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе |
Элементы социального контроля
Социальные нормы Санкции
Виды санкций
Формальные |
Неформальные |
||
позитивные |
негативные |
позитивные |
негативные |
награждение, свидетельства о успехах |
штраф, тюремное заключение |
похвала, подмигивание, аплодисменты |
выговор, ругань |
Социальный институт- объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения
Семья Социальная группа – основана на браке, кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта
Типы семьи
Полигамия ( коллективные браки) |
|
||
полиандрия |
полигиния |
моногамная |
|
Союз одной женщины и нескольких мужчин (род велся по женской линии) |
Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии) |
Один мужчина и одна женщина у каждого могут быть разные фамилии) |
|
патриархальный |
партнерский |
Многопоколенный ( родственный, расширенный) |
нуклеарный |
Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю |
Совместное ведение супругами хозяйства |
Дети, родители, бабушки, дедушки |
Дети и родители |
Функции семьи
1.Репродуктивная |
биологическое воспроизводство |
2.Социализации |
формирование личности |
3.Хозяйственно-бытовая |
ведение домашнего хозяйства |
4.Экономическая |
материальная поддержка |
5.Социально-статусная |
предоставление определенного статуса |
6.Духовно-нравственная |
Развитие личности каждого члена семьи |
Молодежь
Социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологическими качествами |
Особенности социального положения молодежи
– переходность положения
- высокий уровень мобильности
- освоение новых социальных ролей
– активный поиск своего места в жизни
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Норма – правило, образец
Основные разновидности норм
Обычаи и традиции |
Привычные образцы поведения ( свадьбы, праздники) |
Правовые нормы |
Закреплены в законах и описывают наказание за их правонарушения. |
Моральные нормы |
Хорошо-плохо, добро-зло, справедливо-несправедливо. Общественное осуждение |
Эстетические нормы |
Закрепляют представление о прекрасном и уродливом в поведении людей |
Политические нормы |
Регулируют политическую деятельность |
Религиозные нормы |
Связаны с верой и поддерживаются моральным сознанием верующих |
Типы семьи
Полигамия ( коллективные браки) |
|
||
полиандрия |
полигиния |
моногамная |
|
Союз одной женщины и нескольких мужчин (род велся по женской линии) |
Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии) |
Один мужчина и одна женщина у каждого могут быть разные фамилии) |
|
патриархальный |
партнерский |
Многопоколенный ( родственный, расширенный) |
нуклеарный |
Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю |
Совместное ведение супругами хозяйства |
Дети, родители, бабушки, дедушки |
Дети и родители |
Функции семьи
1.Репродуктивная |
биологическое воспроизводство |
2.Социализации |
формирование личности |
3.Хозяйственно-бытовая |
ведение домашнего хозяйства |
4.Экономическая |
материальная поддержка |
5.Социально-статусная |
предоставление определенного статуса |
6.Духовно-нравственная |
Развитие личности каждого члена семьи |
Молодежь
Социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологическими качествами |
Особенности социального положения молодежи – переходность положения - высокий уровень мобильности - освоение новых социальных ролей – активный поиск своего места в жизни Глобальные проблемы человечества 1. Встали перед человечеством во второй половине XX в. 2. Они взаимосвязаны и неразрешимы индивидуальными усилиями 3. От их разрешения зависит выживание человечества
Эколог Экологическая |
Демографическая |
Проблема Север-Юг |
Предотвращение 3 мировой |
терроризм |
1.Планета все менее пригодна для жизни 2.Уничтожается озоновый слой 3. Кислотные дожди 4.Парниковые газы 5. Уменьшение количества питьевой воды |
1. Быстрый рост населения беднейших стран 2. По прогнозам демографов- рост населения прекратится |
1.Растущая разница в уровне развития 2.Распространение опасных болезней 3. экономическое закабаление сильнейшими странами Севера |
Риск ядерной войны остается |
1.Относится ко всему миру 2.Может уничтожить все человечество |