ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА КУРС МИКРОЭКОНОМИКА
Целью освоения дисциплины « Финансовый менеджмент» является формирование у студента основных и важнейших представлений о возможностях привлечения и размещения финансовых ресурсов с использованием различных инструментов финансового менеджмента, рынков ценных бумаг, денежных средств, инвестиционных предложений.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
- способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
- способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
- владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
- способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
- владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
Задачи дисциплины (со стороны преподавателя):
- передача студентам теоретических основ и практических знаний по вопросам финансовых аспектов деятельности организаций (предприятий), регулирования финансовых потоков;
- сформировать логику принятия управленческих решений в сфере финансовой деятельности.
Задачи дисциплины (со стороны студентов):
- получить знания о сущности и роли финансов фирмы и их месте в экономической системе общества и отдельного хозяйственного звена;
- овладеть основными концепциями финансового управления, такими как временная стоимость денег, будущая и приведенная стоимость, альтернативные затраты, экономическая прибыль;
- научиться использовать эти концепции для оценки стоимости предприятия и его активов, оценки ценных бумаг, определения стоимости предприятия и для других целей инвестиционного и финансового менеджмента;
- приобрести основные навыки финансового анализа деятельности коммерческого предприятия, включая современные методы его проведения;
- получить знания об основных целях финансового планирования, практические навыки по использованию бюджетирования в управлении предприятием;
- овладеть основными принципами и методами принятия инвестиционных решений, выбора источников их финансирования и формирования структуры капитала компании;
- получить знания о современном состоянии и тенденциях развития финансового управления предприятиями в России; особенностях формирования финансовой структуры Российских предприятий и их инвестиционной деятельности в условиях переходного периода.
Методические рекомендации по проведению семинарских (практических) занятий по дисциплине «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Семинар ( практическое занятие) является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).
Семинар ( практическое занятие) – эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний, видения этой проблемы в целом, осознания ее соотнесенности с другими темами в рамках целостной философской концепции.
С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.
Цель семинарских и практических занятий по всем дисциплинам не только углубить и закрепить соответствующие знания студентов по предмету, но и развить инициативу, творческую активность, вооружить будущего специалиста методами и средствами научного познания.
Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов по дисциплине « Финансовый менеджмент»
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.