Глоссарий
Термины и определения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Д |
---|
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич | |||
---|---|---|---|
(1822—1885) — русский философ, публицист, естествоиспытатель. | |||
ДАРЕНДОРФ (Dahrendorf) Ральф | |||
---|---|---|---|
(1929-2009) — немецкий политолог и социолог, один из ведущих теоретиков современного либерализма. | |||
Даунинг-Стрит | |||
---|---|---|---|
(англ. Downing Street) — улица в центре Лондона, на которой расположены Министерство иностранных дел и по делам Содружества, официальная резиденция премьер-министра Великобритании. В переносном смысле под Даунинг-Стрит понимается британское правительство в целом. | |||
Движение политическое | |||
---|---|---|---|
массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства (в состав политического движения могут входить и различного рода общественные объединения). Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. У движений, как правило, отсутствует единая программа. | |||
Де-факто | |||
---|---|---|---|
(лат. de facto) — в международном праве одна из форм признания государства или правительства, означающая официальное, но не юридическое признание. | |||
Де-юре | |||
---|---|---|---|
(лат. dejure) — в международном праве юридическое, формальное признание. | |||
Дебаты | |||
---|---|---|---|
(фр. debats) — обсуждение, обмен мнениями на каком-л. заседании, собрании; прения. | |||
Дебюрократизация | |||
---|---|---|---|
реализация системы мер по преодолению бюрократизма. К этим мерам относятся: повышение общей управленческой культуры населения, использование ЭВМ, упрощение процедур управления, открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свобода доступа к социально значимой информации и др. | |||
Дезавуирование | |||
---|---|---|---|
(< фр. desavouer отказываться, выражать неодобрение) — в международном праве опровержение действий своего дипломатического представителя или иного официально уполномоченного лица правительством или др. компетентным органом государства. | |||
Дезинформация | |||
---|---|---|---|
(фр. des отрицание, information сообщение) — заведомо неверная, ложная информация. | |||
Деидеологизация | |||
---|---|---|---|
(букв, «освобождение», «очищение» от идеологии) — понятие, обозначающее падение авторитета идеологии («конец идеологии») в современном обществе. Наиболее распространенная теоретическая интерпретация деидеологизации была дана в 50—60-х гг. XX в. Д. Беллом и Р. Ароном, утверждавшими, что в современных исторических обстоятельствах идеология утрачивает свои социальные и политические функции, передавая их научному знанию. | |||
Декларация | |||
---|---|---|---|
(< лат. declaratio заявление, объявление) — 1) название отдельных политико-юридических актов, имеющих целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства (напр., Декларация о государственном суверенитете РСФСР); 2)'в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели; как правило, не имеет обязательной силы. | |||
Декрет | |||
---|---|---|---|
(лат. decretum) — 1) постановление верховной власти по какому-л. вопросу, имеющее силу закона: в Древнем Риме - постановление императора; во Франции — законодательное постановление органов власти, созданных в конце XVIII в., а также Парижской Коммуной (1871); в СССР до 1936 — название наиболее важных актов высших органов советского государства; 2) в некоторых странах (напр., во Франции) — издаваемый в порядке управления акт президентской или правительственной власти; в странах англосаксонской правовой системы декретом называют некоторые виды судебных решений. | |||
Делегат | |||
---|---|---|---|
(< лат. delegatus посланный, посланец) — выборный или назначенный представитель, уполномоченный государства, организации, коллектива. | |||
Делегирование полномочий | |||
---|---|---|---|
передача гражданами (политическими органами, должностными лицами) части своих прав специальным представителям, призванным выражать и защищать их интересы и выполнять определенные функции. В качестве форм и процедур делегирования полномочий выступают голосование, референдум, плебисцит, ротация и др. | |||
Делегитимация | |||
---|---|---|---|
процесс, противоположный легитимации. Сопровождается утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются: 1) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; 2) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; 3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс; 4)нарастание бюрократизации и коррумпированности; 5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах; 6) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. | |||
Делимитация | |||
---|---|---|---|
(фр. delimitation) — договорное установление линии государственной границы, осуществляемое, как правило, по крупномасштабным картам, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов. | |||
Демагогия | |||
---|---|---|---|
(гр. demagogia < demos народ + ago вести) — заявления, высказывания, выступления, в которых для достижения политических целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием. | |||
Демаркация | |||
---|---|---|---|
(фр. demarcation) — определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями. | |||
Демарш | |||
---|---|---|---|
(фр. demarche) — дипломатическая акция (заявление, пота, меморандум, отзыв дипломатического представителя и др.), предпринимаемая правительством, ведомством внешних сношений или дипломатическим представителем одного государства в отношении др. государства. В переносном значении — выпад; неожиданный, резкий поступок. | |||
Демилитаризация | |||
---|---|---|---|
(< лат. dft... приставка, обозначающая отмену + militaris военный) — 1) разоружение; демилитаризация государства — установленный международным договором запрет какому-л. государству содержать вооруженные силы, иметь военную промышленность и т.д.; 2) международно-правовой режим определенной территории, запрещающий ее использование в военных целях в мирное время (напр., Договор об Антарктиде 1959 предусматривает полную демилитаризацию этого района). | |||
Демократизация | |||
---|---|---|---|
внедрение демократических начал, реорганизация какого-л. общества на демократических основах. Главные направления демократизации: привлечение граждан к управлению делами общества и государства; создание условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развитие самоуправления общества; свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их равноправного сотрудничества; постоянное укрепление законности и правопорядка; расширение гласности; регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел; совершенствование избирательной системы. | |||
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ (ДВР) | |||
---|---|---|---|
наиболее влиятельная из всех радикальных либеральных партий периода российских реформ. | |||
Демократический социализм | |||
---|---|---|---|
идейно-политическая доктрина социал-демократического движения. Впервые термин «демократический социализм» был использован в 1888 Д. Б. Шоу. Начиная с 1945 демократический социализм становится официальной концепцией социал-демократов. Ее основные черты нашли отражение во Франкфуртской декларации Социалистического интернационала (1951). Демократический социализм трактуется и как длительный процесс общественных преобразований, и как общество будущего, и как принцип деятельности социал-демократов в современных условиях. Основными этапами становления общества демократического социализма являются осуществление политической демократии, внедрение экономической демократии, создание «государства благосостояния» (социального государства) и установление социальной демократии. Принципиальными ориентирами в процессе становления демократического социализма считаются следующие ценности: свобода, равенство, справедливость, солидарность (см. Социал-демократизм). | |||
Демократический транзит | |||
---|---|---|---|
(< лат. transitus переход, прохождение) — переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. | |||
Демократия | |||
---|---|---|---|
(гр. demokratia < demos народ + kratos власть) — народовластие. Понятие демократия является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под демократией понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом значении понятие «демократия» используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения демократия, можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной демократии; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода, равенство, уважение закона и прав человека, плюрализм, народный суверенитет, участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала. | |||
Демократия делегативная | |||
---|---|---|---|
одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие делегативной демократии было введено в политическую науку аргентинским политологом Г. О'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-л. ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие гражданских прав и свобод; 5) формальный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интересов. | |||
Демократия идентитарная | |||
---|---|---|---|
(< лат. identitas тождество, идентичность) — концепция демократии, основанная на утверждении тождества народной воли и действий государства. Эта модель предполагает как отказ от представительства, препятствующего прямому общению верховной власти и народа (Ж.Ж. Руссо), так и отказ от принципа разделения властей (теория и практика ленинизма). | |||
Демократия непосредственная | |||
---|---|---|---|
прямое осуществление власти народом в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами-избирателями) решений общего и местного характера. Важнейшей из таких форм является референдум. | |||
Демократия представительная | |||
---|---|---|---|
осуществление народом власти через избранные им государственные органы. Одна из двух основных форм народовластия (др. формой является непосредственная демократия). В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (см. Референдум). Представительная демократия в широком смысле охватывает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные. Представительная демократия в собственном смысле слова — выборные органы парламентского типа как на общенациональном уровне, так и на региональном. Именно эти органы носят название представительных, и их наличие, значимость и активная роль являются важным показателем демократического режима в стране. В этом смысле развитая представительная демократия — синоним парламентаризма. | |||
Демократура | |||
---|---|---|---|
разновидность переходного («гибридного») политического режима. Демократура предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 80-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав. | |||
Денатурализация | |||
---|---|---|---|
(< лат. dft... приставка, означающая отмену + naturalis природный) — утрата гражданства (подданства) соответствующего государства. | |||
Денонсация | |||
---|---|---|---|
(фр. denonciation < лат. denuntiatio уведомление) — прекращение действия двустороннего международного договора или выход из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обусловленные в нем. Общим условием денонсации обычно является заблаговременное уведомление сторон договора о намерении одного из участников прекратить его действие или выйти из него. | |||
Департамент | |||
---|---|---|---|
(фр. departement) 1) основная административно-терририальная единица во Франции и др. государств; 2) в РФ, США, Швейцарии и др. название ведомства или министерства; 3) административное разделение в аппарате некоторых международных организаций (напр., ООН). | |||
Депортация | |||
---|---|---|---|
(лат. deportatio) — принудительная высылка лица из государства. Депортация нередко применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно въехавших в то или иное государство. | |||
Депривация | |||
---|---|---|---|
состояние недовольства, вызываемое расхождением реальным и (или) оцениваемым состоянием, к которому стремится субъект. Концепция депривации является исходной объяснения протестных форм политического поведения. Существует несколько моделей Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относительная депривация» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порождающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет депривацию как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориентации социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся удовлетворительными, становятся неприемлемыми. Возникающее стремление к новым стандартам жизни значительно расходится с существующими возможностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строится на допущении сохранения прежнего типа ориентации и уровня надежд при резком падении жизненных стандартов, сокращении объема ценностей, которыми располагает субъект. Такое состояние образно обозначается как «революция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации» включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную депривацию с таким периодом, когда возраставшие и удовлетворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вызывает раздражение и озлобленность. | |||
Депутат | |||
---|---|---|---|
(< лат. deputatus посланныый) — лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. | |||
Держава | |||
---|---|---|---|
(старослав. держа — владычество, могущество) — 1) независимое Государство; термин «держава» в качестве синонима государства применяется к странам, играющим выдающуюся роль в международной политике (см. Великие державы); 2) символ власти монарха (напр., в России — золотой шар с короной и крестом). | |||
ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович | |||
---|---|---|---|
(1739 / 40 —1789) — известный русский юрист, «первый русский профессор права» (Н. М. Коркунов), внесший значительный вклад в формирование и раззвитие «юридического мировоззрения» в России. | |||
Деспот | |||
---|---|---|---|
(< гр. despotes повелитель) — 1) самодержавный правитель, неограниченно распоряжающийся в государстве; 2) самовластный человек, принуждающий других подчиняться его воле; самодур. | |||
Деспотия | |||
---|---|---|---|
(< гр. despoteia неограниченная власть) — одна из разновидностей самодержавной неограниченной власти. Ее специфические черты: концентрация власти в руках деспота, опирающегося на широкий слой государственных чиновников; теократический характер государства; государственная и общинная собственность на землю. Классические деспотии — государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). | |||
Детерминация | |||
---|---|---|---|
(< лат. determinatio ограничение, определение) — термин, используемый для обозначения ситуаций, когда одно свойство, событие, явление оказывают определяющее влияние на др. свойства, события, явления. Термин был впервые введен в научный оборот в области биологии немецким ученым К. Гайдером в 1900 г. | |||
Детерминизм географический | |||
---|---|---|---|
концепция, объясняющая явления общественной жизни и политической развития особенностями природных условий и географическим положение страны или региона. Эта концепция начала складываться еще в глубокой древности. Она накопила богатый опыт oписания различных форм взаимодействия общества и природы. На стыке социальных и естественных наук возникли нетрадиционные подходы к изучению политического развития государств. | |||
Дефиниция | |||
---|---|---|---|
(< лат. definitio ограничение) — краткое определение какого-л. понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления. | |||
Деформация | |||
---|---|---|---|
(< лат. deformatio иска-mi'iine) — изменение облика, преобразование. | |||
Децентрализация | |||
---|---|---|---|
(< лат. dfi... приставка, означающая отмену + centralis срединный) — упразднение или ослабление централизации; передача органам местного самоуправления части функций центральной власти. | |||
Джерримендеринг | |||
---|---|---|---|
термин, применяемый в США для обозначения особого метода образования избирательных округов (с неравным количеством избирателей, нарушением территориального принципа) с целью получить на выборах большинство, угодное господствующей партии. Термин возник в 1812 после появления карикатуры в виде саламандры на округа причудливой формы, которую издатель назвал Gerrymander — от фамилии губернатора штата Э. Джерри (E.Gerry) и слова (sala)-mander. | |||
ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson) Томас | |||
---|---|---|---|
(1743—1826) — американский просветитель и государственный деятель, автор проекта Декларации независимости США. | |||
Диаспора | |||
---|---|---|---|
(< гр. diaspora рассеяние) — пребывание значительной части нации вне основного исторического региона ее происхождения (места развития). Диаспора возникает в результате насильственного выселения, угрозы геноцида и др. факторов. | |||
Диктатор | |||
---|---|---|---|
(лат. dictator диктующий , свою волю < dictare) — 1) в Древнем Риме — правитель, облеченный всей полнотой государственной власти, назначавшийся в чрезвычайных случаях по предложению сената на срок или бессрочно; 2) лицо, облеченное неограниченной властью в какой-л. области управления. | |||
Диктатура | |||
---|---|---|---|
(< лат. dictatura неограниченная власть) — 1) в Древнем Риме — полномочия, власть или время властвования диктатора; 2) политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. Исторические разновидности диктатуры — тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, диктатура пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Все они характеризуются неограниченным и бесконтрольным характером власти, монополизацией, низкой степенью легитимности власти, бесправностью человека, применением преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатуры усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества. | |||
Диктатура пролетариата | |||
---|---|---|---|
понятие, выражающее сущность марксистских представлений о характере политической власти в ходе революционных социалистических преобразований (см. К. Маркс, В. И. Ленин). | |||
Диктократия | |||
---|---|---|---|
разновидность переходного (гибридного)политического режима. Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, напр., в Кении и Кот - д'Ивуаре, а также в ряде др. африканских государств. | |||
Дилемма | |||
---|---|---|---|
(гр. dilemma < di(s)flBa> + lemma посылка) — необходимое выбора из двух (как правило, нежелательных) возможностей. | |||
Дипломатия | |||
---|---|---|---|
(< гр. diploma складывать) — один из способов реализации внешней политики государства, осуществляется в форме официальной деятельности глав государств, правительств, органов внешних отношений государства и непосредственно дипломатов, способствующих достижению целей и задач внешней политики и защите интересов своего государств отдельных граждан за границей. | |||
Директива | |||
---|---|---|---|
(фр. directive < лат. diiere направлять) — распоряжение, руководящее указание, установка вышестоящего органа. | |||
Дискредитация | |||
---|---|---|---|
(фр. Discredited) подрыв доверия к кому-л., умален престижа и авторитета. | |||
Дискриминация | |||
---|---|---|---|
(< лат. discrimitio обособление, различение) — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Формами дискриминации являются сегрегация и геноцид. | |||
Дискуссия | |||
---|---|---|---|
(< лат. discussio рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-л. спорного вопроса, спор. | |||
Диссидент | |||
---|---|---|---|
(< лат. dissidens несогласный) — 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. | |||
Диссонанс | |||
---|---|---|---|
(< лат. dissonus разноголосый, нестройный) — разлад, раздор, неблагозвучие. | |||
Диффамация | |||
---|---|---|---|
(< лат. diffamare разглашать, лишать доброго имени, порочить) — публичное распространение сведений (действительных или мнимых), подрывающих репутацию какого-л. лица. | |||
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович | |||
---|---|---|---|
(1836—1861) — литературный критик, публицист. Революционный демократизм Добролюбова отличался конкретностью и радикальностью, соединенной с верой в то, что идейно-психологические различия угнетенных классов играют огромную роль в освободительном движении. Будущее России Добролюбов видел в победе народной революции, считая, что она должна идти тем же путем революций. Которым шла Западная Европа в борьбе с феодализмом. С революцией Добролюбов связывал возможность быстрее пройти стадии, «фазисы» развития, которые уже прошла Западная Европа. Вслед за Н. Г. Чернышевским Добролюбов полагал возможным путь некапиталистического развития России, использования крестьянской поземельной общины как основы построения социалистического общества. Главной тенденцией исторического прогресса Добролюбов считал «борьбу аристократии с демократией, людей трудящихся с дармоедами». В отличие от Чернышевского, связывавшего с просвещением народных масс подготовку к революционным действиям, Добролюбов считал крестьянство не только способным к революции, но и способным в любой момент начать ее, стоит лишь организовать его «живые силы». По его мнению, ни просвещение, ни тайные организации, ни литература не могут поднять народ против самодержавия, если он сам не почувствует потребности искоренить социальное зло. Противоречивость политического идеала Добролюбова заключалась в синтезировании некоторых черт правового государства с элементами общинного самоуправления. При этом юридическое равенство граждан правового государства расширялось до их социального равенства. | |||
Догматизм | |||
---|---|---|---|
(< гр. dogma мнение, решение, учение) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета конкретных условий места, времени действия, опирающийся на бездоказательные, произвольные положения. | |||
ДОЙЧ (Deutsch) Карл | |||
---|---|---|---|
(1912-1992) — немецкий политолог, бывший президент Международной и Американской ассоциаций политических наук. С 1967 — профессор Гарвардского университета. Разработал «информационно-кибернетическую модель» политической системы. Основные работы: «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), «Национализм и его альтернативы» (1969), «Политика и государство. Как люди решают свою судьбу» (1970). | |||
Доктрина | |||
---|---|---|---|
(лат. doctrina учение < docere учить) — систематизированное философское, политическое или идеологическое учение, совокупность принципов, концепция. | |||
Доктринер | |||
---|---|---|---|
человек, слепо следующий какой-л. доктрине, заученным формулам и правилам; схоласт, начетчик. | |||
Доминион | |||
---|---|---|---|
(англ, dominion < лат. dominium владение) — название самоуправляющихся частей бывшей Британской империи, а после 1931 некоторых стран, бывших английских колоний, получивших независимость, но оставшихся членами Содружества и признающих в качестве главы государства британского монарха.. | |||
Дуайен | |||
---|---|---|---|
(фр. doyen старейшина) — лицо, возглавляющее дипломатический корпус, старейший по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель высшего ранга. | |||
Дума | |||
---|---|---|---|
с 1993 название органов представительной (законодательной)власти в ряде субъектов РФ (напр., Московская городская Дума). | |||
ДЮВЕРЖЕ (Duverger) Морис | |||
---|---|---|---|
(1917) — французский социолог и политолог, специалист в области политической социологии. | |||
ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль | |||
---|---|---|---|
(1858—1917) — французский философ и социолог. Дюркгейм в развернутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа, разработал концепцию аномии. | |||