Глоссарий
Термины и определения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
М |
---|
Магистрат | |||
---|---|---|---|
(лат. magistrates) — городское управление в Норвегии, Швеции, Дании и др. государствах. | |||
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Николо | |||
---|---|---|---|
(1469 — 1527) — флорентийский политический мыслитель и государственный деятель эпохи Возрождения. | |||
Макиавеллизм | |||
---|---|---|---|
образ политического поведения, политические действия, пренебрегающие нормами морали, при которых ради достижения поставленных целей считаются применимыми любые средства, вплоть самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем Н. Макиавелли. | |||
Маккартизм | |||
---|---|---|---|
крайне реакционно-политическое течение в США в 50-х г. XX в. (название связано с именем сенатора Дж. Маккарти, возглавлявшего комиссию по расследованию антиамериканской деятельности). Маккартизм стал нарицательным понятием для выражения наиболее реакционных устремлений в внутренней жизни страны. | |||
МАККИНДЕР (Mackinder) Хэлфорд Джон | |||
---|---|---|---|
(1861 —1947) — британский географ и историк, теоретик международных отношений, депутат Палаты общин. | |||
Максимализм | |||
---|---|---|---|
(< лат. maximum наибольшее) — доведение требований до крайности; чрезмерность. | |||
Мандат | |||
---|---|---|---|
(< лат. mandatum поручение) — 1) документ, удостоверяющий полномочия какого-л. лица; 2) полномочия владельца мандата. В современных демократических государствах принят т.н. общенациональный мандат, в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-л. определенного избирательного округа. В государственно-политической теории различают императивные и свободные мандаты. | |||
Мандат императивный | |||
---|---|---|---|
жесткое (зафиксированное в законе) предписание депутату представительного органа власти действовать (голосовать, составлять законы и т.д.) строго в соответствии с волей и наказом избирателей. В случае нарушения этого предписания депутат может быть досрочно отозван. В государствах советского типа, в ряде стран с авторитарным режимом конституции устанавливают императивный мандат. В современных демократических государствах императивный мандат, как правило, не применяется. Одно из исключений представляет существование императивного мандата в Бундесрате ФРГ, формируемом не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств. В конституциях многих государств (Италия, Франция и др.), содержатся предписания, прямо запрещающие императивный мандат. | |||
Мандат свободный | |||
---|---|---|---|
правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответствен в своей деятельности перед ними, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип свободного мандата применяется практически во всех демократических государствах. | |||
Манипулирование политическое | |||
---|---|---|---|
способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам. | |||
Манифест | |||
---|---|---|---|
(< лат. manifestos явный) — 1) торжественный акт, исходящий непосредственно от верховной власти и обращенный к населению (применялся преимущественно в абсолютных монархиях); 2) воззвание, декларация политической партии, общественной организации, содержащие программные положения и принципы деятельности. | |||
Манифестация | |||
---|---|---|---|
(< лат. manifestatio обнаружение, проявление) — название различных индивидуальных, коллективных, массовых выступлений граждан (митинги, пикеты, демонстрации, шествия и др.). Свобода манифестаций — одна из основных политических свобод. | |||
МАННГЕЙМ (Mannheim) Карл | |||
---|---|---|---|
(1893— 1947) — немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. | |||
Маргинальность | |||
---|---|---|---|
(< лат. marginalis находящийся на краю) — пограничность, промежуточность. В социологии и политологии под маргинальностью понимается: 1) потеря или отсутствие принадлежности к какой-л. социальной группе или классу; 2) соответствующая утрата горизонтальных экономических, социальных и духовных связей; 3) разрушение системы ценностных ориентации. Процесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение социальной структуры) и деморализацию. Маргинализация общества — одна из предпосылок установления диктатуры. | |||
Маркетинг политический | |||
---|---|---|---|
(< англ, market рынок, сбыт) — комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Исследование политического рынка предполагает выделение сегментов электората и сегментов конкурирующих кандидатов и партий, выявление интересов, предпочтений и проблем, которые волнуют избирателей. Изучение поведения электората предполагает определение мотивов электорального поведения. В рамках политического маркетинга разрабатываются и применяются избирательные технологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании). Успешный политический маркетинг — необходимое условие удачной избирательной кампании. | |||
МАРКС (Marx) Карл | |||
---|---|---|---|
(1818—1883) — немецкий мыслитель и политический деятель. | |||
Марксизм | |||
---|---|---|---|
широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К. Маркса и Ф. Энгельса (советский марксизм, фрейдомарксизм,) «критическая теория общества» и др.). | |||
Марксизм-Ленинизм | |||
---|---|---|---|
система экономических, социально-политических и философских взглядов. Стержневая идея — утверждение исторической миссии пролетариата. На базе созданного в XIX в. учения К. Маркса развита В. И. Лениным и его последователями применительно к новым историческим условиям. | |||
МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт | |||
---|---|---|---|
(1898— 1979) — немецко-американский философ и социолог. Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований и создателей «критической теории общества». | |||
Масонство | |||
---|---|---|---|
(< фр. francs-macons букв, вольные каменщики) — учение и практика религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и в России). Одной из основных своих целей масонство ставило оказание «просвещающего» влияния на властные структуры и проникновение в них. Проповедь нравственного самоусовершенствования сопровождалась у масонов специальной обрядностью и таинственностью. Считая Бога Великим архитектором Вселенной, масоны идентифицируют себя с его каменщиками, возводящими здание во славу и мудрость Бога. Масонские ложи существуют и в настоящее время в США, Франции и др. странах. Реальное влияние масонства часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций. | |||
Мафия | |||
---|---|---|---|
(итал. mafia сицилийское общество; произвол, самоуправство, насилие) — 1) тайное общество в Сицилии, возникшее в начале XIX в., террористическими действиями добивающееся осуществления своих интересов 2) организованная преступность. | |||
Меджлис | |||
---|---|---|---|
название однопалатного парламента Ирана. | |||
Медиакратия | |||
---|---|---|---|
(< англ, mass media средства массовой информации гр. kratos власть) — влияние, власть средств массовой информации. В переносном смысле называется «четвертой властью». | |||
Международный политический порядок | |||
---|---|---|---|
определенный строй международных политических отношений, оформленный в системе соответствующих норм и принципов международного права, опирающийся на исторически сложившиеся традиции и общечеловеческие ценности, а также поддерживаемый деятельностью международных организаций, учреждений и др. политических институтов мирового и глобального масштаба. | |||
Межлис | |||
---|---|---|---|
название парламента Туркменистана. | |||
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ | |||
---|---|---|---|
орган межпарламентского сотрудничества Содружества Независимых Государств. Создана в 1992. Важная часть работы Ассамблеи — подготовка рекомендательных (модельных) законодательных актов, на основе которой должны разрабатываться национальные законы стран СНГ. Местопребывание — Санкт-Петербург. | |||
МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ СОЮЗ (Interparliamentary Union — IPU) | |||
---|---|---|---|
одна из старейших международных 1 правительственных организаций, объединяющая национальные парламентские группы различных государств создан в 1889. В состав МС входят парламентские группы более чем 120 государств, в т.ч. межпарламентская группа. РФ (состоит из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Целью МС является поощрение длинных контактов между членами всех парламентов и объединение их для совместной деятельности в деле укрепления международного мира и сотрудничества. Решения МС как организации неправительственной не имеют обязательной силы для государств — ее членов, однако, являясь выражением желания представителей законодательных органов большинства стран мира, он оказывают определенное влияние мировую общественность, на правительства и международные организации. МС имеет консультативный статус первой категории при ООН, поддерживает контакты с ее Секретариатом т специализированными учреждениями ООН, в особенности с ЮНЕСКО. | |||
Меморандум | |||
---|---|---|---|
(< лат. memorandum что надо помнить) — дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно излагается фактическая сторона международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства. | |||
Менеджмент политический | |||
---|---|---|---|
одна из новых отраслей политологии. Составной частью политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. | |||
Менталитет в политике | |||
---|---|---|---|
(< позднелат. mentalis умственный) — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е. знания, воззрения, верования, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей. Для менталитета характерны: не рефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений. | |||
Меньшевизм | |||
---|---|---|---|
течение в российской социал-демократии, оформившееся на II съезде РСДРП в 1903, объединившее противников ленинского принципа построения партии, оказавшихся в меньшинстве (отсюда и название) (см. Большевизм). | |||
Меритократия | |||
---|---|---|---|
(< лат. meritus достойный + гр. kratos власть) — власть достойных людей, основанная на заслугах. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. Понятие введено английским мыслителем М. Янгом («Возвышение меритократии: 1870—2033», 1958) как негативная противоположность «аристократии» и «демократии». Позднее неоконсерваторы (Д. Белл, З. Бжезинский и др.) придали понятию позитивное содержание, определив его как власть «новой интеллектуальной элиты». Согласно Д. Беллу, современное общество основано на «принципе достижения», суть которого заключается в потенциальной возможности каждого достигнуть власти только благодаря личным способностям и достоинствам. | |||
МЕРРИАМ (Merriam) Чарльз Эдвард | |||
---|---|---|---|
(1874—1953) — американский ученый, один из создателей современной политической науки. Почти вся научно-педагогическая деятельность Мерриама была связана с Чикагским университетом, где с 1923 по 1940 он возглавлял отделение политической науки, в рамках которого сформировалась чикагская школа политических исследований. | |||
МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг | |||
---|---|---|---|
(1910-2003) — американский социолог, представитель структурно-функциональной анализа. Внес значительный вклад, изучение проблем социальной структуры, бюрократии и девиантного поведения. Основная работа: «Социальные теория и социальная структура (1957). | |||
Мессианизм | |||
---|---|---|---|
богоизбранничество народа для выполнения особой предопределенной роли в судьбах мира. | |||
МЕСТР (Maistre) Жозеф | |||
---|---|---|---|
(1754—1821) — французский политический деятель и философ. Защищал консервативное католическое учение с государстве, Местр полагал, что абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и Папе Римскому. С 1803 по 1817 он жил в России на положении изгнанника Французской революции и оказал значительное влияние на целый ряд видных русских мыслителей (П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, Ф. И. Тютчев и др.). Основную часть своих произведений Местр написал в Петербурге, в т.ч. и сочинение «Санкт-Петербургские вечера» (вышло посмертно), которое сам автор считал лучшим. | |||
Методология | |||
---|---|---|---|
(гр. metodos путь, следования или познания + logos слово, учение) — 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, предложений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследований, применяемых в данной науке. | |||
Методы политологии | |||
---|---|---|---|
(гр. methodos путь исследования) — средства анализа, способы проверки и оценки политической теории. | |||
Метрополия | |||
---|---|---|---|
(гр. metropolis < met« мать + polls город) — 1) государств владеющее колониями; 2) в Древней Греции — название города-государства по отношению к основанным им поселениям в чужих землях. | |||
Миграция | |||
---|---|---|---|
(< лат. migratio переселение) — территориальное перемещение каких-л. групп населения. | |||
Милитаризм | |||
---|---|---|---|
(фр. militarisme < лат. militaris военный) — политика, ориентированная на военные средства в решении внешних и внутренних проблем. | |||
Милли Меджлис | |||
---|---|---|---|
однопалатный парламент Республики Азербайджан. | |||
МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт | |||
---|---|---|---|
(1916— 1962) — американский социолог, один из главных вдохновителей движения «новых левых». По идейным воззрениям близок к неомарксизму. В противовес марксизму выдвинул концепцию «властвующей элиты». Миллс полагал, что захват «правящим классом» контроля над важнейшими областями жизни является главной причиной упадка демократии. Миллс верил в самостоятельную роль интеллигенции и видел в радикальном слое силу, способную низвергнуть господство «властвующей элиты» — союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит. | |||
МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт | |||
---|---|---|---|
(1806— 1873) — английский философ-утилитарист, экономист, политический мыслитель, государственный деятель (член Палаты общин английского парламента), один из основателей идеологии либерализма. | |||
Министр без портфеля | |||
---|---|---|---|
должностное лицо — член правительства, не руководящий министерством, но выполняющий отдельные поручения премьер-министра, имеющий право решающего голоса на заседаниях правительства. | |||
Мировая политика | ||||
---|---|---|---|---|
Процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества | ||||
Мировое геополитическое пространство | |||
---|---|---|---|
государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Это пространство, в свою очередь, подразделяют на геостратегические регионы. | |||
Мировое сообщество | |||
---|---|---|---|
понятие, призванное отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных проблем цивилизации. В основе мирового сообщества лежит принцип суверенного равенства всех государств. Универсальной организацией, представляющей мировое сообщество, является Организация Объединенных Наций (ООН). | |||
Мировоззрение | |||
---|---|---|---|
концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. | |||
Миротворчество | |||
---|---|---|---|
1) социально-психологическая позиция личное имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений обществе; наиболее законченную иде логическую форму миротворчество получило в идеологии пацифизма. 2) во внешнеполической деятельности — мирные инициативы государств, политических и государственных деятелей и др. по мирном урегулированию международных конфликтов. | |||
Миссия | |||
---|---|---|---|
(лат. missio < mittere пось лать) — 1) представители государств направленные в др. государство с кой-л. специальной целью; 2) постоянное дипломатическое представительство одного государства в другом, во главе которого (в отличие от посольств стоит посланник; 3) миссионерская организация; 4) ответственное поручение задание. | |||
Мистификация | |||
---|---|---|---|
(гр. mystes посвященный в тайну, знающий таинства лат. facere делать) — обман, намеренное введение кого-л. в заблуждение. | |||
Митинг | |||
---|---|---|---|
(англ, meeting) — массовое собрание для обсуждения политических и др. актуальных проблем текущей жизни, для выражения протеста или ее солидарности, в поддержку каких-либо требований. | |||
Миф политический | |||
---|---|---|---|
(< гр. myth слово, сказание, предание) — статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании политического мифа чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется проекция коллективного бессознательного (архетипов) на некоторые реальные объекты. Политический миф — это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными политическими мифами являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве. | |||
МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович | |||
---|---|---|---|
(1842—1904) —литературный критик и публицист, теоретик народничества, один из создателей субъективного метода в социологии. | |||
МИХЕЛЬС (Michels) Роберт | |||
---|---|---|---|
(1876—1936) — немецкий политолог, один из основателей партологии. Известность ученому принесло исследование «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). Анализируя социальные отношения, Михельс пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные органы для выражения и защиты интересов. С появлением партий, представительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. | |||
Мнение общественное | |||
---|---|---|---|
совокупность массовых представлений о мире, обществе и различных его сферах, в которых отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес. | |||
Многопартийность | |||
---|---|---|---|
один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма. В РФ принцип многопартийности впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990) и закреплен в КОНСТИТУЦИИ РФ (1993). Юридически принцип многопартийности означает, что государство признает и гарантирует право граждан приподняться в соответствии со своими политическими воззрениями в политических партии, равенство всех политических партий перед законом, свободу их деятельности. Принцип многопартийности не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии, проповедующие национальную, расовую, религиозную или с социальную нетерпимость, насильствен мое свержение законных органов государственной власти или иным образе нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) многопартийности следует отличать реальную , Последняя выражается в существовании в конкретном государстве развито и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных политических интересов. | |||
Мобилизация политическая | |||
---|---|---|---|
привлечение политическим лидером группой или правительством материальных или людских ресурсов для форсированного достижения поставленных целей. политическая мобилизация обычно связана с мобилизованным политическим участием. | |||
Мобилизованное политическое участие | |||
---|---|---|---|
политическая деятельность индивидов, имеющая принудительный характер. Стимулами политической активности становятся административное принуждение, традиций страх и т.п. Оно направлено на поддержку политической системы, целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародной единства и одобрения проводимой поли тики. Мобилизационный тип участия доминирует в тоталитарных и авторитарных режимах. | |||
Мобильность социальная | |||
---|---|---|---|
переходы людей из одних социальных групп и слоев в др. (социальные перемещения), а также их продвижение к уровням с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы социальной мобильности. | |||
Модели политической социализации | |||
---|---|---|---|
1) системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники;2)геге-монистская — формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации; 3) плюралистическая — формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участвовать в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов; 4 (конфликтная — сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы. | |||
Модернизация | |||
---|---|---|---|
(< фр. moderne современный) — процесс перехода от традиционного общества к индустриальному (современному). | |||
Модернизация имитационная | |||
---|---|---|---|
разновидность модернизации, характеризуемая несогласованным, дистамоничным, внутренне противоречив сочетанием трех компонентов: 1) современных черт в отдельных областях, с общественной жизни; 2) традиционно демократических характеристик; 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность. Термин имитационная модернизация, применяется для характеристики процесса модернизации в СССР (30-80-е гг.) | |||
Модернизация политическая | |||
---|---|---|---|
изменение политической системы процессе перехода от традиционного) современному обществу. | |||
Модернизация частичная | |||
---|---|---|---|
стадия при переходе от традиционных обществ к современным. Как показывает мировой опыт, переходные общества могут застревать на стадии частичной модернизации когда традиционность и рациональность как принципиально противоположные способы поведенческой ориентации человека и общества, от которых зависит формирование экономических, технических, административных навыков и соответствующих организационных структур, институционализируют в рамках одного и того же общества. Дельные традиционные институты отнюдь не являются неизбежным препятствием модернизации, а наоборот, свидетельствует опыт многих стран могут способствовать успешному политическому развитию. Однако внедрен в готовых образцов, произведенных модернизированным миром, в социальный исторический контекст общества, не успевшего модернизироваться за внутренних процессов, ведет к сопутствованию старого и нового, появившегося вследствие реформ. В результате происходит наложение типологичесих разнородных конфликтов, что вызывает их взаимное обострение. Внедренные новый контекст элементы модернизированного общества перестают функционировать в нем как рациональные,, в то же время немодернизированных элементы не могут, функционировать как традиционные. Симбиоз оказывается неплодотворным. | |||
Модус вивенди | |||
---|---|---|---|
(лат. modus vendi) — условия, делающие возможными хотя бы временные нормальные мирные отношения между двумя сторонами, когда при существующих oбcтоятельствах невозможно достижение постоянного или длительного соглашения. | |||
Монарх | |||
---|---|---|---|
(гр. monarches < monos од + archos правитель) — глава государства, осуществляющий власть единолично. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. В разных странах монарх носит различные названия: король — в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан — в Малайзии, Брунее, Омане; эмир — в Кувейте, ОАЭ; великий герцог — в Люксембурге; князь — в Лихтенштейне. | |||
Монархия | |||
---|---|---|---|
(< гр. monarchia единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола. | |||
Монархия абсолютная | |||
---|---|---|---|
разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную — при помощи разного рода законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия. | |||
Монархия дуалистическая | |||
---|---|---|---|
один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентской. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости, неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия. Так, при дуалистической монархии правительство несет двойную ответственность формально перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. Монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале. | |||
Монархия конституционная | |||
---|---|---|---|
особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Конституционная монархия впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире существует в двух видах: дуалистическая монархия и парламентская монархия. | |||
Монархия парламентская | |||
---|---|---|---|
один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как, напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров (см. Контрасигнатура). В ряде парламентских монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет .сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентской монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства. | |||
Мондиализм | |||
---|---|---|---|
(< фр. monde мир) — концепция, обосновывающая необходимость и пути создания всемирного государства. Общественное течение мондиалистов сформировало в 1949 в Париже свой первый институт — Международную регистрацию граждан мира (IRWC). | |||
Мониторинг политический | |||
---|---|---|---|
(monitor надзирающий, напоминающий) — постоянное отслеживание оценка политической ситуации процесса. Целью мониторинга является изучение динамики данного фона для более эффективного управления. | |||
Монотеизм | |||
---|---|---|---|
(< гр. monos единственный + theos Бог) — учение о един« персонифицированном Боге. | |||
МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи | |||
---|---|---|---|
(1689— 1755) — французский философ-просветитель. | |||
Мораль в политике | |||
---|---|---|---|
воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно-политической мысли существуют различные точки зрения: 1) сторонник морализаторского подхода Г.Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж-Ж.Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. По мнению Т. Джефферсона, искусство управления состоит в искусстве быть честным; 2) по Н. Макиавелли, политика и нравственность несовместимы. Мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы»; 3) политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М.Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»). | |||
Мораторий | |||
---|---|---|---|
(< лат. moratorium замедляющий, отсрочивающий) — отсрочка исполнения государством своих международных обязательств, в частности по договорам, как правило, на определенный срок или до окончания войны, стихийных бедствий или др. чрезвычайных событий. Термин «мораторий» нередко употребляется и для обозначения отказа государства от совершения каких-либо, происшествий (напр., мораторий на проведение ядерных испытаний ). | |||
МОРГЕНТАУ (Morgenthau) Ганс | |||
---|---|---|---|
(1914-1982) — классик американской постсоциалистической науки в области международных отношений, один из отцов — нователей школы «политического лизма». Его видение внешнего мира закономерностей, им управляющих, ( специализируется на трех постулатах: основным субъектом международных отношений)является национальное государств выражающее свои интересы в категориях силы (т.е. они обусловлены то силой, которой он обладает); следствием этого, внутренней пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимализацию своего влияния во внешне среде; оптимальным ее состоянием : производится международное регионально равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается политикой баланса сил. Эти идеи в наиболее систематизированной виде были изложены Моргентау в его фундаментальном труде «Международная политика», изданном в США и переизданном более 20 раз., важно отметить стремление Моргентау обосновать мысль о том, что в основе теории международной политики лежат законы политического поведения, корни которого следует искать в самой человеческой природе. | |||
МОСКА (Mosca) Гаэтано | |||
---|---|---|---|
(1853-1941) — итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. | |||
Мотив власти | |||
---|---|---|---|
психологическая потребность, определяющая стремление к власти. | |||
Мотивация политическая | |||
---|---|---|---|
(< фр. motiver обосновывать) — процесс побуждения политического поведения субъекта. Изучается в политической психологии и социологии (см. Мотив власти). | |||
Муниципалитет | |||
---|---|---|---|
(нем. Munizipalitat < лат. municipium самоуправляющаяся община) — в ряде стран выборный орган местного управления и самоуправления. В некоторых странах муниципальным именуется лишь городское управление (напр., в США и Великобритании). Отличительными чертами органов этого управления являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать налоги, издавать нормативные акты). Выборные члены муниципальных советов, как правило, не связаны наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед ними (право отзыва выборных должностных лиц муниципалитета существует в 26 штатах США и Японии). В большинстве стран муниципальные советы по закону возглавляют муниципальный аппарат управления. К его ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных аи и др. Исполнительный аппарат муниципального управления состоит из административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты, инспектуры и т.д.). | |||
МУРАВЬЕВ Никита Михайлович | |||
---|---|---|---|
(1796—1843) — один из идеологов и организаторов Северного общества декабристов, капитан гвардии. | |||
МЭДИСОН (Madison) Джеймс | |||
---|---|---|---|
(1751 — 1836) — американский государственный деятель. В 1801 —1809 — государственный секретарь, с 1809 по 1817 — Президент США. Мэдисон внес значительный вклад в разработку идей республиканского правления в условиях США, системы «сдержек и противовесов». | |||
Мэр | |||
---|---|---|---|
(фр. maire, англ, mayor < лат. major больший, старший) — высшее должностное лицо в муниципалитетах США, Великобритании, Франции и ряде др. государств. В РФ должность мэра введена в ряде городов (напр., в Москве)с 1991. | |||
Мэрия | |||
---|---|---|---|
(фр. mairie) — 1) муниципальное управление; 2) здание, в котором помещается муниципальное управление; 3) название городской администрации в Москве. | |||