Глоссарий


Термины и определения

Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Отсортированы Имя (возрастание) Сортировать по: Фамилия | Имя изменить на (убывание)

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  108  (Далее)
  Все

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

Денис Иванович Игонин

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

"Зеленые"

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 17 December 2013, 01:01
 

Экологическое движение, выступающее за сохранение и защиту окружающей среды

 
Ссылка на запись: "Зеленые"

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

"Третий мир"

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:51
 

совокупность государств, бывших ранее колониями и полуколониями, после Второй мировой войны обретших политическую независимость. Термин «третий мир» был введен в научный оборот французским ученым А. Сови в начале 50-х гг. и обозначал особое положение указанных государств по отношению к двум социально-экономическим системам того времени (социализм и капитализм), проводившим политику конфронтации.

 
Ссылка на запись: "Третий мир"

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

"Третья волна" демократизации

от Денис Иванович Игонин - Tuesday, 29 April 2014, 11:52
 

в последние годы в политологии получила распространение теория демократизации, согласно которой утверждение современных институтов демократического правления происходило тремя этапами, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (подъем демократизации) следовало его некоторое сокращение (откат демократизации). С. Хантингтон в своей книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991) дает следующую периодизацию: первый подъем волны (1828—1926), первый спад (1922—1942), второй подъем (1943—1962), второй спад (1958— 1975), третий подъем (1974—?). Концепция «третья волна» демократизации базируется на следующих основных положениях: 1) переход к демократии в различных странах трактуется как глобальный процесс, т.е. между различными переходными процессами и формами демократизации можно отметить не только нечто общее, но и рассмотреть их как частные случаи мирового политического движения; 2) демократия анализируется как самоценность, ее установление не связывается с прагматическими, инструментальными целями; 3) подчеркивается идея множественности возможных форм демократического порядка (признание и поддержка существования разнообразных, автономных друг от друга и от государства ассоциаций, преследующих неодинаковые, подчас противоречащие друг другу цели); 4) демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс политических перемен в мире, не завершается история демократии; в этом смысле концепция «третьей волны» базируется на предпосылке синусоидального характера демократического процесса, т.е. как возможно реверсивного движения (часть; стран может откатиться назад), так и возможной «четвертой волны», но уже в XXI в.

 
Ссылка на запись: "Третья волна" демократизации

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

MOP (More) Томас

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 16:47
 

(1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель, основоположник утопического социализма.

В работе «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) Мор описывает Утопию — вымышленный остров, на котором находится идеальное государство. В нем отсутствует частная собственность, причина всех бедствий народа, обобществлены производство и быт людей. Труд является обязанностью для всех жителей государства, а распределение его результатов осуществляется по потребности. Труд и быт утопийцев носят принудительный характер. Так, каждый из них был обязан отработать два года в деревне, запрещались существенные различия в одежде и жилье, свободные передвижения и т.д. Государственная власть организована на демократических началах: все должности выборные, причем сроком на один год. Верховный правитель избирается пожизненно.

Мор из-за религиозных противоречий с королем был казнен, а в 1935 канонизирован как веротерпимей. Введенное Мором слово «утопия» стало нарицательным, им обозначаются идеи и проекты будущего строя без указания путей его осуществления или же в принципе неосуществимые.

 
Ссылка на запись: MOP (More) Томас

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА»

от Денис Иванович Игонин - Thursday, 17 April 2014, 12:55
 

регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих стратегических политических и экономических решений. С 1994 в экономических совещаниях на высшем уровне стран «Б.С.» участвует Россия, превратив «Б.С.» в «Большую восьмерку».

 
Ссылка на запись: «БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА»

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ МОДЕЛЬ»

от Денис Иванович Игонин - Thursday, 17 April 2014, 13:23
 

одно из распространенных названий парламентской системы правления. Термин происходит от названия резиденции английского парламента (Вестминстерское аббатство).

 
Ссылка на запись: «ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ МОДЕЛЬ»

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО»

от Денис Иванович Игонин - Friday, 18 April 2014, 22:50
 

термин, означающий большинство в 3/5,2/3 или 3/4 голосов от присутствующих на заседании или от общего числа депутатов определенного представительного органа власти, делегатов партийного съезда и т.д.

 
Ссылка на запись: «КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО»

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 15:24
 

понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

 
Ссылка на запись: «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ»

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 16:52
 

политическая теория XV—XVI вв., обосновавшая историческое значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного политического и культурного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Впервые сформулирована в письмах старца Филофея (ок.1465—1542) из псковского Спасо-Елизарова монастыря великому князю московскому Василию III (1510).

 
Ссылка на запись: «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ»

Изображение пользователя Денис Иванович Игонин

«НАРОДНАЯ ВОЛЯ»

от Денис Иванович Игонин - Saturday, 19 April 2014, 21:20
 

революционная народническая организация (1879— 1882). Ее основателями и руководителями стали А. И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.

Организация объединяла до 250 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 город имела 10 подпольных типографий России и одну за границей, издавала газеты «Народная воля», «Листок родной воли», «Календарь «Народ воли», «Рабочую газету».

Овладение государственной властью в понимании народовольцев — главное решающее условие социальной революции. В этом смысле народовольные говорили о «всепоглощающем значении» государства. «Переворот государственный — это наше «быть или быть». Если он будет, то революция сразу приобретает правильное течение. Если его не будет, то революционное движение может заблудиться, извратиться и утратить большую часть своей полезности». Для народовольцев циализм — не гибель государственности, каким он представлялся большинству народников 70-х гг., а ее расцвет именно при социализме возможно создание идеального народного государства.

Устройства с его принципами самоуправления, автономии, зачатков федерализма. На эти принципы революционеры смотрели как на готовый материал для построения будущего государственного строя. Будущее государственное устройство намечено «Н.в.» в самых общих чертах. Оно мыслилось как федерация общинных союзов. В мыслях об устройстве социалистического государства народовольцы исходили из своих утопических представлений об общинном строе русского крестьянства как идеале человеческого общежития. В народных идеалах общинного устройства, в «политической способности» народных масс народовольцы видели «блестящую будущность» демократии, развитие всей русской истории в совершен -но новом направлении, «в духе народного общинно- федеративного миросозерцания». Отсюда их стремление «восстановить в их первобытной чистоте старые традиционные основы народной жизни», «обеспечить народу развитие его идеалов, его форм общежития». Особую близость чувствовали народовольцы к Е.Дюрингу с его «теорией насилия» как решающего фактора образования новых общественно-экономических форм, с его трактовкой главенствующего значения политических форм общественной жизни. При этом народовольцы оговаривали преходящую обусловленность террора как средства борьбы. Они заявляли: «Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия».

 
Ссылка на запись: «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»


Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  108  (Далее)
  Все