Лекция 12. Коммуникация в малой группе

Лекция 12.

12.1 Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выде­ляют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего, при непосредственном общении людей в малых группах.

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Качество  определений  малой  группы  в литературе приближается сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:

-контактность — возможность каждого члена группы общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друга, обмениваться информацией;

целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

-стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников;

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой груп­пы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады.

Триада   — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений.

Практика экспериментальных исследований показывает, что верхний предел группы может составлять 10, и 20 человек

Разновидности малых групп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит пробле­му типологизации.

Первичные и вторичные: согласно Ч. Кули, первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из роди­телей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодос­ти. Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы     используются различные «посредники», например в виде средств связи.

Формальные и неформальные. Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношение в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне. Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс. Неформальные малые группы — такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписательного характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений.

Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения.

По длительности существования выделяются времен­ные группы (семинар, собрание), и стабильные (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на от­крытые и закрытые.

Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия. Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совмест­ные действия, в группе просто невозможны без эффективной комму­никации.

Особая культура группы формируется в результате коммуникации. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними.  В  результате такого общения устанавливается коммуникация, благодаря чему формируется специфическая тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание статуса группы.

 

12. 2 Структура и динамика коммуникации в малой группе.

При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

-структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);

-структуру связей, возникающую в процессе общения (ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).

В коммуникативной структуре группы учитываются информаци­онные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы.

Проводились исследования, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соот­ветствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сло­жившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для дости­жения цели. Подобная оптимизация естественным образом проис­ходит в процессе развития группы.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализован­ными.

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радикально или иерархически). Это способствует повышению управляе­мости группы и более быстрому решению простых задач.

Виды централизованных коммуникативных структур:

-фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга.

-радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо.

-иерархическая — структура с двумя и более уровнями подчинения членов группы.

В   децентрализованных сетях участники равны,   каждый может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и общаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетво­ренность работников оказывается наибольшей в случае менее цент­рализованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетво­ренность индивида связана с возможностью доступа к максималь­ному объему информации или максимального влияния на нее.

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом ин­формации он владеет. Характер сообщаемой информации также за­висит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор­мации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач.

 

12.3 Прагматика коммуникации в малых группах.

Семья является разно­видностью малой группы, в которой теснейшим образом перепле­тены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функцио­нальные обязанности и т.д.) и неформальных отношений.

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникнове­ние представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть еди­ное целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основ­ную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми; жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимодействие семьи как группы с другими группами.

Основным потенциальным преимуществом группы при принятии решений выступают индивидуальные различия членов группы, но они могут стать балластом, если групповые процессы не позволят их использовать. Первым условием, необходимым для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация групп по принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то момнт времени общая цель должна стать более важной, чем индивидуальные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Многочисленные исследования показывают следующее: чтобы члены группы оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать определенные шаги к этому (активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Еще одним феноменом, возникающим в процессе группового суждения, выступает так называемая групповая поляризация.  Ряд последователей придерживается мнения о существовании тендеции преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений