Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучаемых имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящему зачёту по дисциплине, а также формирование представлений об основных понятиях и разделах курса, навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний по дисциплине. В часы самостоятельной работы преподаватель проводит консультации с обучаемыми с целью оказания им помощи в самостоятельном изучении тем учебного курса. Консультации носят групповой и индивидуальный характер.

Во время всех видов контроля успеваемости и качества подготовки обучаемых преподаватель проверяет ход и качество усвоения учебного материала, степень достижения учебных целей по дисциплине.

Завершается изучение дисциплины экзаменом.

Успешное усвоение курса предполагает активное участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной работы.

Общий перечень самостоятельной работы

Рекомендуются следующие виды самостоятельной работы:

- изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; 

- работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

- подготовка к практическим занятиям;

- выполнение домашних заданий;

- подготовка к экзамену.

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ.

Для овладения знаниями рекомендуется:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

 - составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- работа со словарями и справочниками;

- использование компьютерной техники, Интернет.

Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- ответы на контрольные вопросы;

Для формирования умений рекомендуется:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариантных задач и упражнений;

 

Самостоятельная работа студентов реализуется:

1) непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и практических занятиях – путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний;

2) в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий;

3) в библиотеке, дома, в общежитии.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны:

− подбор и изучение литературных источников;

− подготовка к участию в научно-теоретических конференциях.

Существуют следующие виды контроля:

− текущий, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;

− самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам;

− итоговый по дисциплине в виде экзамена.

 

1. Методические рекомендации по работе с конспектом лекций

Просмотрите конспект сразу после занятий. Пометьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.

Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

 

2. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия представляют особую форму сочетания теории и практики. Их назначение – углубление проработки теоретического материала предмета путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов на протяжении всего курса. Процесс подготовки к практическим занятиям включает изучение обязательной и дополнительной литературы по рассматриваемому вопросу.

Непосредственное проведение практического занятия предполагает, например:

- фронтальное обсуждение рассматриваемой проблемы, обобщения и выводы;

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариантных задач и упражнений;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

- выполнение контрольных работ;

- работу с тестами.

При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется: внимательно ознакомиться с тематикой практического занятия; прочесть конспект лекции по теме, изучить рекомендованную литературу; составить краткий план ответа на каждый вопрос практического занятия; проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки; если встретятся незнакомые термины, обязательно обратиться к словарю и зафиксировать их в тетради.

Все письменные задания выполнять в рабочей тетради.

Практические занятия развивают у студентов навыки самостоятельной работы по решению конкретных задач.

 

3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

Контрольная работа выполняется по вариантам. На бланке указывается курс, группа, ФИО студента, номер варианта.

Проверка контрольной работы позволяет выявить и исправить допущенные студентами ошибки, указать, какие вопросы дисциплины ими недостаточно усвоены и требуют доработки. Студент должен внимательно ознакомиться с письменными замечаниями преподавателя и приступить к их исправлению, для чего еще раз повторить соответствующий материал.

 

4. Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Студенты сдают экзамены в конце теоретического обучения. К экзамену допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе, набравший 55 баллов на практических занятиях и за коллоквиум. В случае пропуска каких-либо видов учебных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно изучает пропущенный материал, выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем.

Экзамен по теоретическому курсу проходит в письменной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины.

 

Студентам рекомендуется:

- готовиться к экзамену в группе (два-три человека); - внимательно прочитать вопросы к экзамену и типовые задачи;

- составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;

- изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками.

 

Ответ должен быть аргументированным. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов, набранных студентом в течение семестра и баллов, набранных на экзамене.

 

Результаты сдачи экзаменов оцениваются отметкой:

«отлично» 85 – 100 баллов,

«хорошо» 70 – 84 балла,

«удовлетворительно» 55 – 69 баллов,  

«неудовлетворительно» менее 55 баллов.



Последнее изменение: Monday, 18 March 2024, 17:16