Словообразование
Словообразование и сложные слова
Образование слов в немецком языке происходит несколькими путями. К основным из них относятся суффиксальный, префиксальный и сложение основ. Обратите внимание на суффиксы, с помощью которых образуются некоторые существительные мужского, среднего и женского рода:
Для обозначения профессий и лиц, выполняющих определенные действия используются следующие суффиксы, как немецкого, так и заимствованного происхождения:
er: Lehrer (учитель) lehren (учить)+er (суффикс);
ler: Künstler (человек искусства)Kunst (искусство)+ ler;
ner: Redner (оратор, выступающий) reden(говорить)+ner;
ent: Student (студент) studieren (учиться в вузе) + ent;
по такому же принципу образуются Aspirant, Kandidat, General, Direktor, Bibliothekar, Ingenieur, Passagier, Sekretär. Все перечисленные существительные являются существительными мужского рода.
Существительные женского рода, обозначающие женщин, носительниц той или иной профессии, приобретают дополнительно к суффиксам мужского рода еще один суффикс in: Lehrerin, Ärztin, Verkaüferin
К существительным среднего рода, обозначающим живые существа, относятся слова с суффиксом сhen: Brüderchen (братец). Этот же суффикс, как и суффикс lein, используется как уменьшительноласкательные суффиксы для других существительных, например: Brot (хлеб)+ сhenBrötchen (булочка); Buch (книга) +leinBuchlein (книжечка)
Кроме этого надо запомнить следующие суффиксы при образовании существительных
1) мужского рода: e.(Genosse), el (Spitzel), en (Garten);
2) среднего рода: nis (Kenntnis), el (Rätsel), en (Kissen) um (Praktikum);
3) женского рода: e (Größe), ung (Vorlesung), heit (Freiheit), keit (Möglichkeit), schaft (Wissenschaft), tät (Universität), ik (Politik), ie (Chemie) und andere.
Очень часто существительные могут образовываться от глаголов, в том числе и безсуффиксальным способом: lesen (читать) das Lesen (чтение), fragen (спрашивать) die Frage (вопрос), sprechen (говорить) die Sprache (язык) (в последнем случае используется форма глагола, стоящего в прошедшем времени).
К наиболее часто встречающимся суффиксам прилагательных относятся:
ig notwendig необходимый
er Kasaner казанский
lich staatlich государственный
isch energetisch энергетический
sam seltsam необычный, странный
haft l lebhaft оживленный, резвый
С помощью этих же суффиксов образуются наречия, только если прилагательные будут меняться в зависимости от рода, числа и падежа существительного, то наречие остается неизменяемым. Например: Er war ein fleißiger Student (Он был прилежным студентом). Er studiert fleißig (Он учится прилежно). Наречия имеют еще несколько собственных суффиксов, это: s (rechts направо) и ens (erstens вопервых).
Префиксальный или приставочный способ словообразования чаще всего встречается у глаголов и существительных, образованных от глаголов. Об этом подробнее смотрите в следующем уроке. К префиксам существительных относятся следующие:
Ge : backen (печь)+ ge Gebäck (печенье)
schenken (дарить)+ ge Geschenk (подарок)
Un: un + Ordnung ( порядок ) Unordnung (беспорядок)
un + Sinn (смысл) Unsinn (бессмыслица)
un + Fall (случай) Unfall (несчастный случай)
Ur: ur + Großmutter(бабушка) Urgroßmutter (прабабушка),
ur + Wald (лес) Urwald (древний лес)
Обширную группу слов в немецком языке составляют слова, образованные от сложения двух или более основ. При этом способе словобразования главную роль играет последний компонент. Он будет определять артикль и соответственно род всего слова и будет нести основной смысл. Основа или основы, стоящие впереди играют роль определения и будут переводиться или как прилагательное или как существительное в родительном падеже. Например: die Fremdsprache fremdsprache первый компонент представляет собой прилагательное чужой , а второе обозначает „язык“, окончательнo переводим слово как „иностранный язык“. Или в слове Energiequelle Energiequelle второе слово переводится как „источник, а первое существительное будет к нему относится и его поясняет. Здесь правильнее переводить не прилагательным „энергетический источник“, а существительным в родительном падеже „источник энергии“.
Таким же способом могут возникать не только существительные, но и прилагательные. Например, от одного существительного Zahl могут быть образованы с помощью различных компонентов несколько прилагательных:
zahllos zahllos (бесчисленный),
zahlbar zahlbar (подлежащий уплате),
zahlreich zahlreich (многочисленный).
Этот способ словообразования очень распространен и присутствует также в научно-технических и научно-популярных текстах.
Знание суффиксов и способов словообразования сможет помочь при отсутствии искомых слов в словаре.